Контрольный аппарат для учета работы станков
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УД.37916.1 Ф.
АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО КА ИЗОБРЕТЕКИЕ
Класс 43а, 42
ОПИСАНИЕ контрольного а1111арата для учета работы станков.
К авторскому свидетельству И. М. Солдатова, заявленному
15 мая i983 года {спр. о перв. ¹ 128753}.
О выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 июля 1934 года.
1 19) Известны контрольные аппараты для учета работы станков, в которых нажатие обрабатываемой деталью на няжимной рычагвызывяет добавочное перемещение n»myon< r< прион< собления, соединенного со станком; не представ ляет также новизны применение в таких а«паратах двойных ползунов, сл1жащнх для иеремещения в двух взаимно-перпендикулярных направлениях планшета пишущего присп собления или соответствующего регистрирующего устройства, В предлагаемом контрольном аппарате, для осуществления движения пишущего гриснособления в < бонх направлениях во время эффективного хода станка, нажимн< и рычаг соединен с подвижным устройсгв м, служащим для создания связи между двумя независимыми элементами, один из которых сочленен с одним ползуном, а другой — со втооым ползуном и со вращающейся частью станка. 03наченное передвижное устройство состоит из имеющего возможность продольного перемещения вала, с жестко укрепленным на нем конусом, и из чашки, свободно насаженной на вал посредством патрубка, с целью придания вращения валу вращением патрубкас чашкою, при продвижении вала против действия упругой оттяжки нажатием нэ, рычаг. Аппарат снабжен приспособлениями для периодического растормаживания вала, а также для продвижения носледнегоприхолостом ходе станка, На чертеже фиг. 1. изображает вид аппарата спереди; фиг. 2 — вид его сбоку; фиг. 3 — внд его сверху; фиг. 4 — график работы станка; фиг. 5— схему включения нагрузки; «иг. 6 — схему растормаживания вала при йагрузке и при холостом ходе, Задачей предлагаемого аппарата является — давать фотографию рабочего,"дня станка или лесопильной рамы за каждую смену; иметь данные за любой промежуток нременй года, месяца и декады о т<аботе станков; помогать в нормировании и в выведении норм; давать иоказатели работы на станке рабочего и сравнивать с р: бо ой других рабочих, смен и заводов; давать материал для изучения данного станка и на ождения методов к поднятию производительности станка и рабочего.
Данная задача выполняется следующим образом. В конце каждой смены аппарат дает график работы станка за истекшую схему в следующем виде (фнг. 4). Берется лист бумаги размером 130;<, 260 <ь«; снизу по горизонтали отводятся графы для об значения минут, т.е. длина ли<та разделена на4ЬО минут (S часов); слева по верт.и<или — для обозначенйя процента выполи< иия норм; справа по вертикали — для обозначения в процентах, отношения холостого хода к ходу под нагрузкой, т. е. коэфициент полезного действпя станка.
Горизонтальная пунктирная линия означает установленную норму для данного станка. Для различных станков и при различных условиях работы эта линии получается на различной высоте. У станков г непрерывной подачей эта линия будет под одить близко илн совпадать с верхней линией
Фикгиро:.ание графика нропзводптся каГандашом, путем вычерчивания ьертикальных линий с níòåp,алом в 2 минуты.
Каждый ми,ni .ì тр вертпка IEH011 линии яв-.яется 1 секундой работы пли в проц НТах для пр вой с о,)ç.. .ы 0.33 а для левой стороны для кажд го станка различен в зависимости от пол же ия линии нормы по высоте.
Если станок находитгя под нагрузкой полные
2 минуты нли больше, тогда вертикальная линия доходит до самого верха и выра-ит рабоФу за данный промв;куток по отн<>швиию к норма в 140!I, а по отношению к EoýôHöIIBH-у полезного действия-в 100".
Если же станок в BTH 2 минуты лвлял Холостой ходв1мпнуту.т.î, 60 с. унд> о: и:р" тИКаЛЬНая Лниня будЕт НЕ 120 .3<.3<, а На 60 >я>Г меньШе, т. в. 60 3<м или в проценте к норме
70%, а к коэфициенту полезного H.йсгвия выразится и 50 ь и т. д.
1ьсли же e: анок делает холостой ход боль<не
2 минут, тогда вертикальная линия бу>>вт равна нулю, т, е., получается пробел н штриховке, что и показано на примере графика.
Если станок работал ня полные 8 часов,то, и график заполнится соответстввп<1о нв и >лны3"..;
Сумма всех рабочих ординат в стношении в сумме всех возможных ординат и будет и >»центом выполнения нормы эа день Сумма возможных ординат берется из суммы ординат, ограниченных линией нормы.
Отношение суммы рабочих ординат к сумме, всех возможных ординат, ограниченных верх-; ней линией, будет коэфицивнтом по. < эиогв дей-,. ствия за деньдаииого станка в процентах и >и от-, ношение в про е> тах рабочего хода и холос го o.
Рабочий график (фиг. 4) дает за каждую смену работы станка следующие показатели: количество работ и простоя станка в смену в минутах; количество холостого хода станка в смену; к ждые 2 минуты дает показатели в графике †рабо Ilo 1 нагрузкой и llli холостомходу; каждые 2 минуты дает пока:3»тели пр:цента выполнения 11ормьт> уст»и.вленной для . анного станка; дает в пооцвJIT»x показатели за каждые 2 минуты использования данного станка., т, е. коэфициеит пол зно-;
FO дЕЙСтВИя За ИСтВК<ПИ- 2 МИНутЫ; ВЫПОЛНИние нормы з смену в Iipo«IJIIT»z и коэфициент . полезного действия станка за данную смену..
Механизм аппарата (фг>г, 1 — 3) составляет . деревянный ящик, к стенкам которого прикрепляются кронштейны, на конце имеющие иод шипники 34 и 17. В этих подшипниках; оме- I щвя осно:,ной <ал 1б, имв<оп131й соединитель- ные кольца 2 и 18. Кольцо 2, под действием, упругой оттяжки 1> тянет вал влево до отказа, т. е. до тормо>ных колодок 3, в которые упи- рается тормозное колесо 4, глухо насаженное, на вал 1б. В этом положении вял о в. еми его частями стоит на тормгзе. Дальше на этом валу находится колесо 5; имеющее четырех-, гранное отверстие. Вал 1б со всеми твердо насаженными на него частями имеет B03MQRн сть перемещения в горизонта ьном IIIIHp>влвнии иа величину, равную разности длин между расстоянием, между тормозными ко- лодками 3 и подшийником 34 и расстоянием между тормозным колесом 4 и ограничитель- ным выступом 12; последнее всегда меньше первого. 1
При перемещении вала влево он свободно; про;одит в отверстии колеса 5, а чтобы по-
СЛЕДНЕЕ ОСтазаЛОСЬ НЕПОДВИЖНЫМ, ПО OTHOIJJBнию к аппарату, оно ограничено с обеих сто., рон ограничительной в| лкой 11, прикреплен- ой непо, 113333<и<о к стенка» яппярятя. Ня этом жв ьалу неподвижно насажен усеченный фрик-, ционный гопус б, назначение которого при, перемещении нпрявг входить в чашку соответст<;т<3у ющего профиля и созд IBRTb < цеилен .в
С друГOI, Ча:тЬЮ аицаратя, r. Е, ЧаШКОЙ Саэ.:ява ь вд><ную ось.
< o.3ьц> 18 соед нпвт вал са шнуром, идущим к станку. (!ри н»тягивании шнура вал перемещается впр.-.в >. На этом валу между
I",o1ióooì б и огрянич«те IbHblM выступом, свободно нядета чаш<а 8 с патрубком. Чашка с и»трубном вращается на основном 33 Illy (когда он неподвижен> и в п>>дшицнике 10. J<ли же произошло сцепление чашки 8 с конусом б, тогда основной вал вращается: месте с чашкой и пятрубком в подши í.<кал 10, - „>7.
1!ри пг;ремещении вала виряво ил в,>в 0»шка
8 с ..тру ком остается неп >дв 31;ной. III и >. движиость обесп >чивается при холостом ходе ограничительным выступом12 3;и>1> H;l, лем 40, при нагрузке — усеченным конусом б и Illli»Hдвлвм 40.
П<»3 каждом обо1>отв чашки 8 последняя известный промежуток времени имеет возможно Tb II<3d ???????????????? ????????????. ?? ???????????????? ?????? ??????, ?????? ?? ???????? ???????????? ???????????????? ???????????????? ???????????? ?? ???????? 3 ???? ??????????????????. ?????? ?????? ?????????????? ??????>к> со вту.>кой вправо н>обходимо дл:i
<ОГ, Чт бЫ Иря XO.тОСтОМ Хадо ряот;ряа>КИвагь в»л 1б. П д дей< твием оттяжки 1 иа и:нур 23 „-.oë< со 5 получает обратный ход и приходит з н I÷àëüíoå состояние.
На и»трубке чя ики 8 находится червячная ше; терня 9. им >ю п»я ч тырехгр>3»31ое отверстие и иа.>J тая < Bo.одно на cooTJJBTñòâóioùeå се «ние и»трубка. Для того, чт бы шестерня 9 при иерем щени.:i втулки не меняла св. <.го поло.<; ения, относительно а iiiкение <т стяни, . рядом сo шкивом надета шестерня 44> имеющая три размера. I> зав:3<.пмости от количества оборотов »стаи< к и и иа двигатель на.lol3,» т<>я га и:li иияи IJ!«стерня, Ho Boo ><цв.пвстврнп 44 и че,.вяк 45 могут и 3 работе< выклн>чаться..1 >;т г: вгi я э>, .<:и, что подшипники 4б пер,;I>III < 1отся с:и:>у ивер».
Черня<; 14 пвредает дзп:.кенэв и I ше: т,-,> .!o!5 которая и»ходит< я под шестерн< ю 9liо другу с".ор иу ч l>I3>II<». На другом ко цв шестерни 15 находит я червяк 35. h, боку II:рви „горино;<тально примыкает вторая ш< сте3>ия 21. Оия, и:лучает движение от II-рвякя 35. Ш< ". г< рнь 1 твердо засажена H:3 оси вм ><:те с ва I>I ами 2>>
:,от >!.ым она и передает движение. 01>и. в свою очередь, вращаясь. наматывают на «."я шнуры 38, прикрепленные к веркин:3 ih I<> i.. подзуну 24, кот >>ь>й и тянут к себе. !!олву<":. им> ет "гор во<>тя:lbHOB движение от 13>34",.3:. планшета д > коиц;>, llv.:Hoå свое дви пени" совершает зя 8 часов 4 0 мину>1. (!лзу>; лод,i T в пазах н:п>ря>>ля<о<1>,их l> ск-ияр;:. Jë .,"л< и 25. Второй ползунок (горизонтяльнь3!1 > х д <т по 33 ртикадьным .>а>3<><>3>.1 я ц .. Iluo . -. лед,I..I 29 под де> .отняв I ш. ура " .3, к т», ый ням<гг<.3; аеТс>3 на к,ласо 5, Дл<<ня o;;:, у;3; л i.u к леса 5 д<>лIJI равняться 3<од>3<>31«перемещению ползунка 33..Справа ве! т<31;ял1д«>г ползунка и сверху Гаризонтального, перпендикчлярио к планшету, прикренлен карандаш.
При двнж нии вертика1ьиог< ползунка вправо, а горизонтально1о вв рх каранд,ш совершает лвиж н е впр во †вве, но так как горизонтальный ползунок ДвижетсЯ в 120раз быстрее вертикаль ого, то линии будут почти вертикальны, что и показано на приведенном графике (фиг. 4).
Взаимодействие частей i:åõàíèçlà в свободном и . ru««èè, т. е. вне работы, представляется в следующем виде: 1) основная ocb под действием оттяжки 1 находится в своем крайнем левом положении. Тормозн е колесо 4 упирается в тормозные колод*ки 3 и ограничивает дальнейшее внгкение вала 16 влево, а также аато, маживает его uT дви,кений в какую-либо сторо у вокруг своей осн. Конус б находится в свободном положении. Ограничительный выступ 12 упирается в патрубок чашки 8; 2) колесо 5 находится в крайнем начальном положении, шнур и .д действием р зинок 28 размота«, и гори,;онтальный ползунок находится в крайнем нижнем положении вместе с каеандашом; 3) чашки 8 со втулкой, шестерня 9 «а ией, червяк 14, шестерня 15, червяк 35 и шестерня 21 находятся в спокойном состоянии;
4) валики 22 вык. ючены с, рабочего хода и под действием резинок 37 приведены в крайнее начальное положение, шнуры разметаны и вертика1ьный ползунок 24, а следовательно, и карандаш, находятся в крайнем левом положении.
Подготовка аппарата к работе состоит в следующем. Надо «роне,,>ить, чтобы все части механизма находились в крайнем начальном положении, и и случае необходимости устранитьь дефекты, зиложить лист чистой бумаги.
Для атого планшет выдвигается по направляющим горизо«та.зь«ым параллелям влево, и бумага прикрепляется к планшету по горизонтальной и вертикальной рискам иа планшете и иа бумаге, т. е. надо ориентировать бумагу ог«.сит . ь«о планшета; необходимо проверить чтобы находился на месте карандаш который соответствовал бы своему назначению, т. е. мог бы наносить линию на бумагу и производить, нажим на последнюю.
Взаимодействие частей механизма прн холостом ходе станка осуществляется следущим образом. Когда начал работать станок, то путем передачи ремнем на шкив 3 движения станка шкив начинает крутиться. Так какчервяк 14 находится на той же оси, то и он «ачинает вращаться и, в свою очередь, пегедает движение на шестерни 9 и 15. Шесте; ня 9, вращаясь, крутит за собою чаи|ну 8. Чашка 8 с втулкой вращаются на залу 16 вхолостую.
При каждом обороте, когда выступ 13 наскакивает на упор 7, имеющий наклонную плоскость, чашка 8 с втулксй начинает перемещат.,ся вправо,. Но, так как ш:индель 40 ограничивает движение чишки 8 вправо, подшипнике 10 сделана соответствующая вканавка.
Шпиндель 40 попадает в ату канавку и чашка 8 гвободно перем щается нправо. В то же время втулка нажимает на ограничительный выступ 12 н тянет вправо вал 16 со всеми жестко насаженными на нем частями. Тогда тормозное колесо 4, отх дя вправо от тормозных колодок 3, растормажив ет вал 16. Если бы горизонтальный ползунок ЗЗ, а следовательно, и карандаш находились выше нуля, то тогда, под действием резинок 28, шнур 23 потянул бы вниз; колесо 5 стало бы давать обратный ход, и ползунок 33 вместе с карандашом опуст лись бы вниз и приняли крайнее начальное положение. Если же ползунок с карандашом находились до этого в крайнем положении, то никакого движения не будет.
Этот процесс происходит вполне ритмично при каждом обороте чашки 8.
Шестерня при своем вращении крутит червяк 35, вращающий шестерню 21. Последняя крутит валики 22, наматывающие на себя шнуры 38. Шнуры тянут за собой вправо вертикальный ползунок вместе с карандашом.
Если станок будет работать полный день вхолостую, то график изображае ся одной сплошной горизонтальной линией.
Вертикальный ползунок передвигается со скоростью 1 м» в 2 минуты или 240 мм в
480 минут (8 часов).
Работа аппарата при работе станка под нагрузкой отличается тем, что при холостом ходе чашка 8 втулкой вращалась вхолостую, а в этом случае она вертит за собой и фрикционный конус б.
Переключение работы аппарата с холостого хода на нагрузку происходит следующим образом. У станка или у лесопильной рамы ставится рычажок 41 (фиг. 5) с таким расчетом. что когда движется бревно, доска или брус, то они задевают об этот рычажок и заставляют его повернуться. Повертываясь, рычажок тянет к себе шнур 42, который, в свою очередь, тянет к себЕ соединитель« е кольцо 18 вместе с валом 16. Последний, передвигаясь вправо, передвигает тормозное колесо 4 и фрпкцнонный конус 6 последний заходит в чашку 8, и происходит сцепление. Так как тормозное колесо 4 отошло от тормозных колодок 3, то основной вал 16 имеет возможность крутиться от происшедшего сцепления конуса 6 с чашкой 8. Вместе с валки 16 начинает крутиться колесо 5. При вращении колеса 5 шнур 23 накручивается на колесо и тянет за собою горизонтальный ползунок ЗЗ. Ползунок поднимает каоандаш вверх, оставляя за собою след
«о, как было указан >, при холостом ходе вертикальный полну«ок передвигается вправо вместе с карандашом и тоже оставляет сле ..
В атом же случае, т. е. Иод нагрузкой, карандаш, кроме того, что перемещается вверх, перемещается также и вира:о. В результате получается слагающаяся от вертикального и горизонтального движения наклонная линия.
Но дело в том. что если горизонтальная скорость 1 миллиметра 120 секунд, то вертикальная скорость 1 мелл«метра 1 секунда, т. (- . в
120 раз 60-.«IIIP.. Поэт.му линия будет близка к вертикальной. Для этого заранее можно лист бу агн сместить под соо в. тстзующ«м углом, и линии получаются Вертикальными, что и изображено ва графике (фи1. 4).
Как было уже указано,. при вращении колеса Б, каряндашноднимается вверх; но если бревно, доска или брусок прошли и последующего сразу не поступило, то получается небольшой пр Отой, котора:й Выразит«я в вьп оте данной ординаты. Когд» брев(го пройдет, ><о
61
ычажок возвращается в прежнее с<ч,тояпие. нур 42 ослабевает. Тогда основной вал 16, под действием оттяжки 1, перемещается влево, и сцепление разъединяется, а колесо 6 перестает крутиться. Карандаш перестает подниматься вверх, а чтобы под действием резипEB 28 карандаш не упал вниз, вал 16 зато! м» живается колесом 4 при перемещении в I ьо; чашка 8 со втулкой продолжают крутитьсп уже вхолостую.
Если снова поступает нагрузка, то опят(, получается сцепление чашки 8 с валом 16. Колесо б продолжает поднимать карандаш в(ерк, Таким образом меняется холостой ход ап пирата на ход с нагрузкой. Но как только ч шка 8 сделает один оборот, получается расторможение вала 16, и под действием på.:ин и 28 карандаш падает вниз; этс м жет и оизойri в разные мом< нты работы ап(пц>: ra, т. и, в холостом ходу и под н(>грузкой. 1!роп сс р»«т >рмаживания нахолос(ом ходу был они< ан; hffll< .
Процесс растормажения при напру.<кс состоит в следующем (фиг. 6). Так же> как и при холост м ходе, выступ 13 наскакивает а упор 7 и заставляет чаптку 8 по тем яе причинам перемещаться вправо. Основной же вал 16 остается неподвижным, Б«ледствие этого сцепление нарушается„а взл не Hovoдится на тормозе и резинки 28 застазля(от карандаш падать вниз. Процесс п»дения карандаша вниз получае-.ся строго ритмично каждые 2 минуты, так как зази«и г только от чашки 8 с втулкой, R оиа крутит я неиим; впо как при холостом ходе, так и под нагрузкой.
Величина же ординат, как было сказано, зависит от колеса 6. Чем болыпе оно будет крутиться в единицу времени (в данном с (учае з эти две мипуты), тем выше будет орливата.
Если колесо 5 в эти 2 минуты крутит Я беспрерывпо, тогда ордпната будет pRBHа 100 ".
В графике же получит я выражение: i<> правой стороне — !00%, а по левой — 140%.
Предмет изобретения.
1. Контрольный аппарат для учета раооты станков, путем вычерчивания комбинирован! нпй диаграммы холосто-О и афФективного хода
< ÃÉífIIf, снаол;енный II(редзпжпын(и по Hлапшету в двух взаимно iio пепликуля(ных направ1(HHHx ползун, мп для перемещения пишущ>гo при«по<.облеиия и H >жимным рычагом, ((редн<(зиыченны откл >пяться под действием обрабатываемой детали, отличающийся тем. что. для осуществления возможно(ти движения пишущего нриспособления в обеих направляю. щих во Вр<.:мя з<)>фективногo хода станка HRжимной ры:аг 4! соелинен посредством той или иной и редачи с п«лвижным устройством, служа.п!им для с<>зд(> ния сВязи между дВумя незав(симыми элементами,. один из которых.. сочл(. нсн (;:(oëÇ÷íoì 33, а другой как с Ifozзупом 24, так и со I:pR(ifR:Ощзйся чя«ть(О станка.
2. Форма выполнения контрольного аппарата по п. 1, отличающаяся тем, что подвижное устройство для создания связи между обоими ((зазисимымп этен(ентами состоит и,< имеющегo вп,< «>жи сть п >ололь (ого и< реме(пения вала 16 c;f< стко укреплсн((ым на нем фрикп((онн„a»;oHycoif б if фрикционной ч: шки 8, свободно:.(я«аж»(< н< и и» вал 16, посредством пытрубкз. с целен> придан i врк(ц.пгя валу16 вр>ппением патрубка с ч (шкпю 8 пр.i продвиж< нип вала 16 пр тиз действ я упругой огтяжки 1 ны;катием HR рычаг 41.
3. Форма выполнения контрольного аппарата Но и. 2, отличающаяся тем, что, с це1ью иерипдическ го (>a("rnpl(R;f Hâàíèÿ вала 16> при
vo.Io<.òol(ходе, чашка 8 снабжена выступом 13, служащим д я iго ил иного и испособлении вала 16 при нажатии выст по 13 HR неподвижный упор 7 с наклонной пл<>ско«тью, I(R предм(-т отведения
«крепленного с вяло 16 тормозного колеса 4
or тормозных колодок 3.
4. Форма вь(полнения контрольн го аппарата Iln и. л, отличан>шаяся тем, что присно(пблеиие Лля продв:-(жеиия вяла 16 при хол сто.,(холе состои. Из канавки под(Вин(((<(<я 19.
< в кот ру(п прелпазначв((в.(«дить укрепленный на:.»трубк ч.(нки 8 шпиипель 40, при нажал ((с-., 13 (: у (ор 7, с П..тьн ттяг;выппя в»л» 1б н»жы((f«sl п»т(>у <>ка ч;<шкп на выступ 12 вала 16 во .Время п>>одольнк>го смещения чап(ки.
H imper ому свидетельству И, Ы. Солдатов. № Л916 фиг. 2
Эксперт Г. В. Варлих
Редактор КЗ. Н. Герман
Тип. Промподиграф. Тамбовская, 12 Зак. aG О