Устройство для управления трансмиссией транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
чииРВ аа
-.;C;i$
Вй. ъ (О П 4 С А Н И Е i»> Q9QQ93
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.02.69(21)1316106/27-11 (51) М, Кл,В 626311/10 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.07.75 Бюллетень №27
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.014. .5 (088.8) (45) Дата опубликования описания 03.09.76 (72) Авторы изобретения
Б. П. Кашуба, Н. И. Яковлев, А. А. Батенко, Б. Г. Деговцов и О. И. Кучерявая (71) Заявитель (S4) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к области транспортного машиностроения.
Известны устройства для управления трансмиссией транспортных средств, содер жащие рулевую колонку с рулевым валом, рулевым колесом, разделенным на неравные секторы, и рычагами управления с рукоятками, рулевой механизм и шарнирнорычажную, систему, связывающую рулевое колесо и рычаги управления с гидравлическим приводом управления трансмиссией, имеющим распределители. Однако они обеспечивают поворот транспортного средства только с фиксированными радиусами присохранении средней скорости движения, управление .транспортным средством с их помощью приводит к быстрой утомляемостиводителя, так как в ряде случаев опорыдля обеих рук водителя отсутствуют, а также конструкция рулевого механизма известных устройств, представляющего дифференциал и конический редуктор, сложна.
Ilesü и юбретения — обеспечение удобства управления поворотом со свободными радиусами. Для этого рычаги управления предлагаемого устройства соединены непос редственно с распрсделителями гидравлического привода управления трансмиссией, а рулевое колесо через рулевой механизм
„"вязано шарнирно-рычажным приводом- с клапанами разрыва потока мощности гид,равлического привода управления трансмис сией.
Рычаги управления могут быть распо-, )0 ложеиы в большом секторе рулевого колеt
/ca, причем рукоятки рычагов установлены выше плоскости рулевого колеса с возможностью перемещения в перпендикулярной к нему плоскости.
15 Рулевой механизм целесообразно выпол»
1нять в виде жестко закрепленного на руле, вом валу кулачка, взаимодействующего со
il свободно установленными H& том же валу рычагами, в обращенных в сторону кулач20 ка торцовых поверхностях которых выполнены лунки для размещенного в отверстии кулачка набора шариков, суммарная ширина которого превышает ширину кулачка, На фиг. 1 изображено описываемое ус1 за тройство, вил сбоку; HQ фиг. 2 — вид пострел38009 3 ке А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение пэ
Б- Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение по
В- В на фиг. 1; на фиг. 5 — сечение по
à — Г на фиг. 4.
На валу 1, расположенном в кожухе 2 рулевой колонки, установлено рулевое колесо 3 с двумя спицами 4, разделяющими его на больной и малый секторы. В большой сектор рулевого колеса введены рычаги 5 и 6 управления так, что рукоятки их выступают »ад плоскостью рулевого колеса.
Рычаги свободно посажены на оси 7 кронштейна 8, закрепленного на конце рулевой колонки. Рычаги 5 и 6 с помошью тяг 9 и
10, рычага 11, поворотного на валу 12, рычагов 13 и 14, жестко закрепленных на этом же валу, а также тяг 15 и 16 свя— заны с рычагами 17. Последние воздействукт на распределители гидравлического привода управления трансмиссией, регулируюшие силовые потоки.
На нижнем конце вала 1 неподвижно за— креплен кулачок 18, по обеим сторонамкоторого расположены поворотные рычаг»19 и 20. В отверстии кулачка 18 размешен набор ц:ариков 21, суммарная ширина которого превышает ширину кулачка 1 8, а в торцовых поверхностях рычагов 19 и 20, эбрашенных в сторону кулачка 18, выполнены соответственно лунки 22. Рычаги 19 и 20 с помошью тяг 23, двуплечего рычага 24, установленного на валу 25, рычагов 26 и 27, неподвижно закрепленныхна этом же валу, и тяг 28 и 29 соединены соответственно с рычагами 30 и 31, Последние воздействуют на клапаны разрыва потока мощности соответственно правого и левого бортов гидравлического привода управления трансмиссией.
На валу 25 также расположень; с возмсжностьк поворота рычаги 32 и 33 супорами 34, которые тягами 35 и 36 соединены соответственно с левым 37 и правым
38 тормозами.
Лля обеспечения пряллолинейного движения трактора необходимо одновременно повернуть от себя рычаги 5 и 6, которые через тяги 9 и 10, рычаги, тяги 15 и 16 устанавливают рычаги 17 в положение, соответствуюшее включению одной из передач в коробке переменных передач.
Установкой рычагов 5 и 6 в различные положения включают передачи и получают различные скорости на каждом из бортов трактора, чем обеспечивается повороттрактора с фиксированными радиусами.
Лля поворота трактора со свободными радиусами необходимо вращать рулевоеколесо 3 в сторону поворота. Рулевое колесо имеет кинематически определенный угловой ход (до 80о в одну сторону), что позволяет размешать рычаги управления в большем его секторе в плоскости, перпендикулярной плоскости рулевого колеса.
При повороте рулевого колеса, например влево, кулачок 1 8 воздействует через набор шариков 21 на рычаг 19 и черезтягу
23 поворачивает рычаг 26, установленный на валу 25, далее через рычаг 27, тягу
28 и рычаг 30 воздействует на клапан разрыва потока мошности левого борта.
Разрыв потока мошности происходит постепенно, что позволяет маневрировать с переменными радиусами. При повороте рулевого колеса на определенный угол рычаг
27 воздействует на упор 34 рычага 32, связанного тягой 36 с тормозом 37 левого борта. Происходит поворот вокруг левой гусеницы.
При возврашении штурвала в исходное положение выступаюший шарик набора, вышедший в лунку 22 взаимодействуюшего с кулачком 1 8 рычага 1 9, обеспечивает их
25 совместное движение, возврашая таким образом принудительно всю рычажную с»стему в исходное полож ние.
Аналогично происходит поворот трактора вправо, З5 Формула изобретения
1 . Устройство для управления трансмиссией трансгортного средства, содержагцее рулевую колонку с рулевыл1 валом, 40 рулевь.м колесом, разделеннь;м на неравные секторы, и рычагами управления срукоятками, рулевой механизм и шарнирнорычажный привод, связываюший рулевое колесо и рычаги управления с гидравличе— ским приводом управления трансмиссией, 45 имеюшим распределители, о т л и ч а юш е е с я тем, что, с целью обеспечения удобства управления поворотом сосвоэодными радиусами, рь чаги управления со50 единены непосредственно с распределителями гидравлического привода управления трансмиссией, а рулевое колесо через рулевой механизм связано шарнирно-рычажным приводом с клапанами разрыва потока мош55 чости гидравлического привода управления трансмиссией, 2. Устройство по и, 1, о т л и ч а ю.ц е е с я тем, что рычаги управления расположены в большом секторе рулевого колеса, причем рукоятки рычагов установ. I<>lli 1 1!i!!O II. IÎCI<<>à Òll f >У. I< B()l () К< >.1< Сi! С
fK)ll< II. IIII;p :IBpl ой к II(му нлос.Koi òè., 3. У< тройстио но II. 1, о г л и ч а к;—
Ll! с г с. II I < M., что руленой мс х<н<исз. в1>1нолнсн в ни1де >кс.с.тко лакр< Il.ë ñ llllol о на руло11о м нс<л у кулачка, 11<1<<и мод<. йс I Bvl(JLLС го
С НОС1<1ДНО "L та НО 1.ЛЕН Н <>:К11 IQ 1 1ичагIX НОНС>РХНОСТЯХ ЕОТОРНХ В1>1по11ненк лунки дли pQilxIOLLIOLIIIOI-u в отиер—
5 стии K)1!Q÷êQ LIQL
Составитель D. Лрави и
Редактор T. Киселева Техред М Девипкая Корректор С. Болдижар
Заказ 1 046 Тираж 7 0 Подписное
Ш1ИИП1 Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", Ужгород, ул. Гагарина, 101