Обучающая машина для изучения иностранных языков

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА .ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, содержащая блок управления, выходы которого соединены с дополнительным блоком ввода ответов, с блоком выбора режимов, с блоком индикаторного программатора, с блоком ввода ответов,выходы которого соединены с блоком выбора режимов и с блоком программоносителя, блок кодовой памяти, входы которого соединены с блоком выбора режимов, с блоком управления и с блоком индикаторного программатора, а выходы, соединены с блоком подсказки и через блок индикации с блоком печати, отличающаяся тем, что, с целью повыщения эффективности процесса обучения и упрощения программирования материала, блок ввода ответов соединен с блоком индикаторного программатора, выполненного в виде информационного табло и дешифратора, соединенных между собой.(Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ÄÄSUÄÄ 380192 (з1)4 С 09 В 19/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 1601610/ 1 8-24 (22) 24.12.70 (46) 23.09.85. Бюл. Ф 35 (72) А.В.Бобков, H.È.Подкопаев и Л.Д. Червякова (71) Московский государственный педагогический институт иностранных языков им.мориса Тореза (53) 681.323.371:694(088.8) (54) (57) ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА ПНЯ ИзучкНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, содержащая блок управления, выходы которого соединены с дополнительным блоком ввода ответов, с блоком выбора режимов, с блоком индикаторного программатора, с блоком ввода ответов, выходы которого соединены с блоком выбора режимов и с блоком программоносителя, блок кодовой памяти, входы которого соединены с блоком выбора режимов, с блоком управления и с блоком индикаторного программатора, а выходы соединены с блоком подсказки и через блок индикации с блоком печати, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности процесса обучения и упрощения программирования материала, блок ввода ответов соединен с блоком индикаторного программатора, выполненного в виде информационного табло и дешифратора, соединенных между собой.

380192

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным предпочтительно для обучения иностранным языкам.

Известны обучающие машины, в кор- S пусе которых расположен блок задания с алгоритмами, связанный с блоком управления, блоком сигнализации, блоком памяти, блоком ввода ответов, блоком режимов работы, блоком печати 10 и сменной программной рамкой с различными по длине штыревыми контактами для обеспечения возможности выбора различных кодовых программ.

Цель изобретения — повышение эф- 15 фективности процесса обучения и упрощение программирования материала.

Эта цель достигается тем, что в предлагаемой обучающей машине блок ввода ответов .соединен с бчоком 20 индикаторного программатора, выполненного н виде информационного табло с цифровыми индикаторами и дешифратора, соединенных между собой, а корпус выполнен н виде раскладной полукабины с откидной крышкой.

Предлагаемая обучающая машина содержит блок полуавтомата и откидную крышку, фиксаторы и резиновые упоры, превращающие серию обучающих машин в класс с изолированными рабочими местами и позволяющими вести тренировку или контроль по ходу традиционного урока по методу индивидуализации обучения с высокой степенью интенсивности при помощи нескольких дополнительных программ по одной теме.

Темп работы по системе преподаватель — машина — учащийся задается с консоли преподавателя в зависи40 мости от дбщего уровня знаний груп.пы учащихся. Учащиеся, сильные по уровню знаний и способностям, быстрее справляющиеся с заданиями, рабо45 тают по системе взаимодействия машина— учащиеся с использованием всех преимуществ машины, нключая дополнительные программы с индикаторными показателями.

Выносной пульт — консоль присоеди-50 нен к обучающей машине с помощью о"-учных разъемон системы коммутации.

Преподаватель, имея в своем распоряжении одновременно автоматы и полуавтоматы, может предельно разнообразить.методику работы. Предлагаемая машина может быть включена в состав любой языковой лаборатории с учебными магнитофонамн, причем система телекоммуникаций и возможности съемных кодовых панелей превращают магнитофон в обучающую машину с четкой обратной связью.

Откидная крышка позволяет рационально использовать аудиторию, оснащенную сложной электронной аппаратурой, как обычную аудиторию с обычными столами, после того как проведена интенсивная речевая машинная тренировка. Преподаватель без потери времени может перейти к традиционной речевой практике на базе только что проделанных с помощью обучающих машин упражнений. Для этого откидные крышки снимают с фиксаторов, превращая тем самым обучающие машины в рабочие столы, позволяющие преподавателю вести урок в традиционном плане, не имея перед собой по фронту постоянно разгороженных отсеков, делающих невозможным личное общение с учащимися. Таким образом,. откидные крышки позволяют вести урок н одной и той же аудитории в традиционном плане и с применением индивидуальных мест, оснащенных обучающими машинами, когда дне соседние машины с откидными крышками образуют полукабину, не создавая прн этом излишнего шума и потерь времени при переходе из языковой лаборатории с перегороженными кабинами в обычную аудиторию со столами. Этим достигается также более экономичное использование аудиторного фонда учебного заведения.

На фиг. 1 показана обучающая машина с открытой крышкой, общий нид; на фиг, 2 — то же, с закрытой крышкой; на фиг, 3 — структурная схема обучающей машины", на фиг. 4 — программная панель; на фиг. 5 — съемный индикаторный программатор.

Обучающая машина имеет корпус 1, снабженный сквозной прорезью 2 для вкладывания листка зачетной книжки (оценка ставится по пятибалльной системе в режиме "экзамен"). Печатающий механизм, блок управления, блок памяти, блок режимон работы машины и сигнализация резмещены внутри корпуса машины. Несколько групп переключателей коммутации блоков размещены на .задней, заблокированной концевыми выключателями крышке. На верхнем торце с правой стороны расположена лампа 3 сигнализации разблокировки задней крышки, которая начи380192

40 пает мигач ь нри включении системы концевых выключателей.

На горизонтальной поверхности корпуса машины расположен программоноситель 4. Перед программной панелью расположены основные кнопки 5 ввода ответов, индикаторный программатор 6, окна "Правильно" 7 и "Неправильно" 8, система сигнализации режима птренировка, сигнальная лампа 9 10 начала работы в полуавтоматическом режиме, дополнительная программная рамка 10 на два элемента языка для полуавтоматического режима работы, дополнительные кнопки 11 для ввода ответов в полуавтоматическом режиме работы, световые индикаторы 12 оценок по пятибалльной системе для автоматического режима "экзамен", петли

13 для крепления откидной крышки 14, фиксаторы 15 и резиновые упоры 16 откидной крышки 14 (фиг. 2).

На передней наклонной поверхности корпуса обучающей машины расположена панель 17 консультации и подсказки, Эта панель углублена в крышку машины и разделена на двадцать ячеек 18. Каждая ячейка имеет две лампы 19 подсветки, прикрытые

1 двумя пластинами из стекла, Между

30 пластинами закладывают бумажный лист, соответствующий размерам панели 17, на котором записан справочный материал (теоретическое объяснение или просто подсказка). По ходу работы обучающийся путем просвечивания при неправильном ответе необходимой ячейки 18 получает пояснение допущенной ошибки. Стекла панели 17 закреплены запорами 20, снабженными концевыми выключателями, которые расположены внутри корпуса машины, На вертикальной крышке машины расположены также тумблер 21 сброса программы, индикаторное окно 22 полуавтоматического режима работы машины, индикаторное окно 23 режима автоматической работы машины, индикаторное окно 24 режима "экзамен", индикаторное окно 25 режима "тренировка", индикаторное окно 26 начала работы и индикаторное окно 27 конца работы.

На торце машины с правой стороны расположена лампа 3, соединенная с зуммером (или звонком), находящимся 55 внутри корпуса машины, назначение которых — фиксировать звуковым и световым прерывающимся сигналами возможные случаи разблокировки машины. Индикаторный программатор может быть использован для подглядывания правильных ответов или выяснения номера кодовой сетки машины для данной программы. Система блокировки имеет выключатель над заблокированной крышкой. Кроме того, эта система в режиме экзамен выдает немедленно неудовлетворительную оценку в случае ее самовольного использования в целях обмана.

В исходное положение обучающую машину устанавливают тумблером 21 сброса учебной программы. Одновременно с этим загораются табло-индикатор 26 начала работы и индикаторная лампа 28 номера упражнения, рас— положенная на панели 4. В случае включения съемного индикаторного программатора 6 одновременно с загоранием индикаторной лампы 28 очередного номера упражнения загорается лампа 29 (фиг. 5) правильного ответа

30 для данной строчки.

При опускании откидной крышки 14 обучающая машина не используется, а класс с машинами, у которых опущены крышки 14, превращается в обычный класс со столами для учащихся.

Когда кодовая дешифрующая приставка снята, на лицевой панели машины видны семь гнезд 31 под штеккерные вилки 32 (фиг. 5} съемного индикаторного программатора 6.

Программная панель машины электрически взаимодействует со всеми другими блоками путем коммутации. Блок 33 управления связан с блоком 34 трех режимов работы машины, содержащим схемы 35 автоматической работы в режиме "экзамен", 36 автоматической работы в режиме "тренировка" и 37 работы в полуавтоматическом режиме (фиг. 3), Блок 33 управления связан с блоком 38 памяти, блоками 5 и 11 ввода ответов и гнездами 31 штеккерных контактов блока 6 (индикаторного программатора).

Блок 33 управления содержит схемы

39 автоматического режима, 40 и 41 полуавтоматического режима, Схема

41 является выносным пультом управления, присоединеным к машине с помощью коммутационного разъема (на черт. не показан). Переключение режимов и управление режимами осу" ществляется посредством тумблеров и групп реле.

ЗЯ0192

В режиме автоматической работы машины ("экэамен" и "тренировка") используют сменные программные карты 48, имеющие размеры стандартного развернутого листа для пишущей машинки, Левая сторона. программной карты 48, более широкая по размеру, предназначена для нанесения двадцати заданий 49 программированного алгоритмическоro упражнения. Правая сторона программной карты 48 является ее кодовой частью с написанными на каждой из двадцати строчек языковыми элементами 50, которые располагают произвольно, но в соот45

Блок 5 ввода ответов связан с бло ком 38 памяти, выполненным, например, на шаговых реле, и с блоком 34 трех режимов работы. Он имеет дополнительную схему, управляемую кнопками 11 для повышения избирательности выбора ответов в полуавтоматическом режиме работы, Через блок памяти блок 5 ввода ответов подключен к блоку 42 1О сигнализации, к которому подключен также блок 43 печати. Блок 42 сигнализации высвечивает показатели работы обучающегося в режиме экзамена, а в режиме полуавтоматической трениров- 15 ки указывает, а каком режиме работает машина.

Программная панель 4 выполнена на четырехугольной рамке 44, размещенной на горизонтальной крышке корпуса ма- 2О шины (фиг. 4). В правом нижнем углу расположена программная рамка 45 полуавтоматического режима работы для размещения над ней съемной кодовой бумажной панели 46 с нанесенными 25 в каждой из девяти ячеек 4 элементами программ. Дополнительная программная рамка 10 предназначена для расширения параметров выбора правильного ответа в полуавтоматическом режиме работы машины, Она используется по мере необходимости в зависимости от содержания программированного упражнения. Рамки 45 и 10 снабжены пружинными прижимами (на чертеже не показаны),расположенными вблизи торцов рамок, имеют подсветку для случая подсказки правильного ответа при работе машины в полуавтоматическом режиме, Программую рамку со съемными кодовыми панелями 46 и подсветкой и нутри используют только в режиме полуавтоматической .работы машины. ветствии с какой-либо одной кодовой сеткой машины (в семи клетках) с таким расчетом, чтобы верный языковый элемент 30 стоял в клетке, определяемой блоком 38 памяти и блоком

33 управления для данной строчки программной карты 48 по одному из многочисленных кодовых вариантов программы машины, Программная карта 48 имеет двадцать нумерованных строчек. Слева от .программной панели 4 против каждой иэ двадцати строчек программной карты 48 на корпусе машины размещены индикаторные лампы 28, загорающиеся по очереди в момент включения блоком

33 управления очередной строки программной карты и гаснущие при переходе к новому вопросу упражнения °

Программную карту для удобства прижимают съемным листом (покрышкой) 51 из прозрачного материала, который имеет в правом нижнем углу вырез, соответствующий по размерам параметрам программной рамки 45. Рамка 45 равна по вертикали размеру одной строчки программной карты 48, а rio горизонтали — кодовой части программной карты 48 (карта 48 и ее прозрачная покрышка 51, которая для удобства может быть разграфлена в соответствии с графической сеткой программной карты 48, сдвинуты для наглядности вверх, а горизонтальные края карты увеличины и показаны с вырывом).

Блок 33 управления, блок 38 памяти и световые индикаторы 12 позволяют последовательно выполнить до пяти учебных программ по одной теме задания. Индикаторные лампы 52, каждая для одной иэ пяти учебных программ, размещены на вертикальной стенке корпуса машины и зажигаются по мере отработки каждой программы. Отметка по пятибалльной системе в этом случае определяется блоком 33 управления, блоком 38 памяти и блоком 42 сигнализации в зависимости от качества ответов при работе с несколькими программами по одной теме. Это позволяет сильному учащемуся за одно и то же время выполнить больше тренировочных упражнений, что расширяет диапазон использования машины и ее дидактические воэможности.

Кроме вертикальной кодовой развертки на двадцать номеров, блок 33 управления и блок 38 памяти позволяют

380192 8 при использовании групп переключателей осуществить горизонтальнун кодовую развертку по каждой из двадцати строчек 28 карты 48 или по любой строчке 28 по желанию крепов давателя-программиста. Горизонтальная кодовая развертка предназначена для контроля правильности выполненного перевода с одного языка на друг<.й или для выполнения трансформа- 10 ционных языковых упражнений. Когда требуется, например, менять вместе с местоимением также и форму глагола, машина позволяет это выполнить путем последовательного набора семи синтагм или языковых элементов 50 с карты 48 или анализа структуры текста

49 упражнения. С помощью блока 33 управления, групп переключателей и реле набор синтагм (смысловых групп предложения), языковых элементов или грамматических терминов, располагаемых в ячейках 50, можно изменять в пределах диапазона выбора правильного ответа или очередности введения синтагм от двух до семи в зависимости от требований, предъявляемых учебной программой, наносимой на карту 48.

Блок 38 памяти и блок 33 управления позволяют иметь на кодовой части карты 48 одновременно закодированными (на одной строчке 28) два-три взаимозаменяемых языковых элемента на трех произвольно избранных ячейках прог- раммной карты.

Преподаватель-программист при составлении программ упражнения должен так располагать языковые элементы, чтобы языковые задачи точно совпали с сеткой кода и его вариантами. У преподавателя-программиста имеются большие возможности создавать языковые программы, закодированные каждый раз по-разному.

Съемный индикаторный программатор

6 представляет собой продолговатый прямоугольник с семью индикаторными лампами 29 и пластиной 53 с нанесенными на ней номерами кнопок ответов.

Пластина 53 расположена против кодовой части (с правой стороны) карты 48.

Для автоматического смещнния программы на один шаг 54 в блоке 33 управления предусмотрены шаговые реле.

Машина предназначена- для работы в трех учебных режимах: в режиме

"тренировка", в режиме "экзамен" и полуавтоматическом режиме трениров. ки и контроля с возможностью одн< вре менного использования нескольких машин для параллельной автоматической работы.

Для работы в полуавтоматическом режиме тренировки используют дбполнительный блок 55 ввода ответов.

На задней крышке машины размещены группы переключателей, обеспечивающих взаимодействие электрической схемы блоков машины, Система переключателей выполнена на отдельной заблокированной концевыми выключателями крышке для исключения подглядывания.

Основу программированного материала для обучающей машины, располагаемого на карте 48, и пояснений к нему на бумажном листе панели справок и подсказок составляют широко применяемые во всех учебниках иностранных языков алгоритмические языковые тренировочные упражнения (раскройте скобки и употребите правильную грамматическую форму"; "выберите правиль. ный синоним, антоним и поставьте его в пропуск"; "употребите правильный падеж, слово, артикль, предлог, союз, местоимение"; определите, какой частью речи или частью предло, жения является в упражнении подчеркнутое слово ; укажите место наречия, прилагательного в предложении укажите, какой частью предложения является подчеркнутое слово и чем оно выражено" и др,). Кроме того, в машине предусмотрен контроль перевода с одного языка на другой по схеме жесткого алгоритма последовагельного набора синтагм (смысловых групп) переведенного предложения ° По схеме такого же алгоритма возможно выполнение трансформационных упражнений, когда замена лица требует замены грамматической формы, других членов предложения. Все упражнения, несмотря на однозначность решения и несложность операций при их выполнении, обладают черезвычайной емкостью и гибкостью, являясь универсальной логической формой, обеспечивающей решение проблемы интенсивной производительной тренировки по материалу любой сложности на любом уровне и на любом языке.

Ответ в машину вводят смысловыми группами 7синтагмами) или грамматическими терминами, размещенными в клеточках кодовой части карты 48, 9 38О1 и. бегая зо всех режимах работы цифроного перекодирования, которое с:озцает искусственную обстановку в процессе изучения языка. В полуавтоматическом режиме посредством съемной кодовой панели 46 ответ вводят, минуя цифровое перекодирование и ложную маскировку каждого верного задания. Такая система может быть применена и в режиме автоматической 10 работы, но при этом программиступреподавателю требуется кропотливо работать по анализу внутренних возможностей кодовых сеток машины, С помощью групп реле и переключателей обеспечивается выбор правильного ответа в диапазоне одного из двух до одного из семи. Съемные программные карты 48 и съемные кодовые панели 46 позволяют решить вопрос ввода ответа в машину принципиально по-новому. Мыслительная деятельность учащегося, организованная схемой алгоритма упражения, неизменно повторяется и каждый акт мыслительного процесса по переработке учебной информации всегда имеет опору на имеющиеся у учащегося знания. Контекст упражнения всякий раз создает новую проблемную ситуацию, 30 которую учащийся должен самостоятельно решить на основе алгоритма операции выбора правильного варианта и анализа структуры предложения.

Конструктивное решение предлагаемой обучающей машины позволяет превра- тить несколько обучающих машин в языковую лабораторию с изолированными индивидуальными местами, где две соседние машины с откинутыми крышками 14 составляют одну полукабину. В таком поло- 40 женин машины могут быть использованы .как полуавтоматические тренажеры или контролирующие устройства при проведении традиционного урока в период предречевой тренировки или фронталь- ного поэтапного или итогового конт— роля.с теми же, видами алгоритмических упражнений. Не исключена возможность одновременного использования группы машин для индивидуальной полностью автоматизированной работы по плану преподавателя.

Чтобы начать выполнение тренироночного упражнения в режиме тренировка", учащийся или лаборант закла- 55 дывает под прозрачную крышку 51 прог. раммную карту 48, включает машину в электрическую сеть и устанавливает

10 соответствующим тумблером на задней крышке машины режим тренировка"; устанавливает тумблером режим "автомат" и тумблером 21 сброса переводит машину в исходное положение. В результате этих действий блок 33 управления зажигает первую индикаторную лампу 28 на программной панели 4, а блок 38 памяти — определенную точку шифра кодовой части программной карты 48 на первой строчке 28. Учащийся решает задачу, вводя в машину ответ (элемент языка) нажатием соответствующей кнопки 5, противостоящей правильному языковому элементу 50 в той же ячейке программной карты.

Если ответ верен, то блок 33 управления и блок 38 памяти гасят первую индикаторную лампу 28, соответстующую первой строчке 54 на карте 48, и зажигают вторую лампу 28, соответствующую второй строчке 54 упражнения на. карте 48, определяя новую точку шифра кода программной карты.

В случае неправильного ответа лампа 28 рабочей строчки продолжает гореть и одновременно на панели 17 консультации и подсказки высвечивается рамка, относящаяся к вопросу ра. бочей строчки 54, по которой была допущена ошибка. Прочитав справочный материал или подсказку и установив причину допущенной ошибки, учащийся снимает палец с кнопки 5 неправильного ответа и вводит ответ путем нажатия другой кнопки 5 правильного ответа, противостоящей правильному элементу

30 на очередной строчке карты 48.

Ьлок 38 памяти машины и блок 42 сигнализации фиксируют ошибку и в зависимости от режима работы машины могут сменить показатели баллов на индикаторе 12, который работает только в режиме экзамен". В режиме тренировка" работают индикаторы "правильно и "неправильно

Программная карта 48 имеет двадцать номеров упражнения. Цикл по каждому номеру повторяется, как описано выше. По окончании работы, т.е. после выполнения задания с последней двадцатой строчки упраж; нения карты 48, блок 33 управления осуществляет автоматический сброс и устанавливает машину в исходное положение. Смена кодовых сеток программ осуществляется с помощью групп переключателей, заблокированных концевыми выключателями на задней стенке

380192

ЗО машины (на черт. не показаны). В режим "экзамен машину переводят переключателем, размещенным на задней крышке корпуса машины.

Последовательность операций при работе в режиме "экзамен" та же, только блок 33 управления включает индикатор 24, отключает индикаторы

7, 8 и 25 и включает индикаторы 12 с горящей лампочкой самого высокого 1О балла. Блок 33 управления, блок 38 памяти и блок 42 сигнализации меняют балл в зависимости от допущенных ошибок, критерий которых заложен в блоке 38 памяти. В случае неудовлетворительной оценки в режиме экзамен" блок 33 управления мишиной переводит работу в режим "тренировка", меняет индикаторы 24 и 25 режима работы и вместо индикатора 12. включает индика- о торы 7 и 8. Печатающий механизм отпечатывает в зачетной книжке обучаемого неудовлетворительную отметку независимо от того, на какой строчке карты 48 допущена ошибка, вызвавшая перестройку режимов работы.

Иаш.;на может выставлять отметки по пятибалльной системе за выполнение последовательно не одной, а пяти программ в любом автоматическом режиме. Это позволяет сильным учащимся во время работы других машин в полуавтоматическом режиме показать умение справиться в тот же временной срок с большим по объему учебным материалом, т.е. этот режим работы предназначается для развития .индивидуальных особенностей обучаемых при использовании машин в составе традиционного урока по решению и плану преподавателя учебной группы.4О

Режим с дополнительными программами на одну тему от одной до пяти может быть также использован в режимах

"экзамен" и "тренировка" при автоматизированной самоподготовке.

В полуавтоматическом режиме машина может работать максимально в составе традиционного урока на этапе предречевой тренировки текущего языкового материала, в семинаре по нормативной грамматике или другим теоретическим курсам изучаемого языка (лексикология, стилистика, история языка, теоретическая грамматика и др.). Управление ходом трени- Ы ровки в полуавтоматическом режиме осуществляется схемами 40 и 41, индикатором 45 через выносной пульт управления. Ответ вводят посредством кнопок 5 и 11 и программои рамки 46 со съемными кодовыми панелями 47. Последние с нанесенными на них элементами языка являются основой синхронной работы выносного пульта управления и обучающей машины, работающей в полуавтоматическом режиме.

Таким образом, для каждой обучающей машины в учебной аудитории, за исключением машин, оставленных по плану преподавателя в индивидуальном режиме, с консоли преподавателя (выносного пульта 41) ритмично в зависимости от общего уровня учебной группы устанавливается полуавтоматический режим работы, Программирование шифровки необходимых клеток съемных кодовых панелей в данном случае осуществляет с пульта 41 средствами телекоммуникации сам преподаватель, определяя сигнал начала работы, наблюдая за дублированными индикаторами 7 и 8 на своем табло, останав. ливая работу в случае большого количества ошибок, делая необходимые пояснения, следит за работой обучаемых на автоматическом режиме.

Работа учащихся в полуавтсматическом режиме аналогична автоматической работе в режиме "тренировка" за исключением того, что время на выполнение одного номера (шага) задания регулирует не учащийся, а преподаватель, перед которым стоит цель организации интенсивной, производительной тренировки в убыстренном темпе. Указателем начала ответа являются индикаторная лампа 9 и звуковой сигнал, привлекающий внимание учащихся к очередному ответу и смене светового сигнала, так как, увлекшись содержанием текста упражнения, который в полуавтоматическом режиме считывается с программированного учебника, учащиеся часто не замечают смены светового индикатора начала работы в полуавтоматическом режиме, производимой преподавателем с выносного пульта 41.

После кратковременной интенсивной машинной предречевой тренировки обучающие машины путем опускания крышек

14 можно чревратить в рабочие столы и урок продолжать уже в традиционном плане, а крышки 14 использовать как обычный учебный стол.

380192.Составитель В.Меиков

Редактор Л. Утехина Техред М.Кузьма

Корректор С. Черкни

Заказ 5966/3 Тираж 451 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4