Устройство для гашения колебаний
Иллюстрации
Показать всеРеферат
380882
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсиих
Соцнелистичесних
Республик
Зависимое от акт. овидетельства—
Заявлено 27.V.1970 (¹ 1445183/25-27) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет—
Опубликовано 15.Ч.1973. Бюллетень N 21
Дата опубликования описания 29Х111.1973.
М. Кл. F 16f 7/02
Комитет по лелзм изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.567.122 (088.8) Автор изобретения
Ю. И. Горбатенко
l
t т т
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ
Изобретение относится к машиностроен;по.
Известно устройство для гашения колебаний, содержащее корпус, в котором установлены винт и гайка, взаимодействующая с фрииционными дисками:
В данном устройстве торможение движущихся масс зависит от усилия воздействия этих масс на известное демпфирующее устройство. Кроме этого, усилие противодавления, развиваемое демпфирующим устройством, будет пра ктически одинаково в области резкого уменьшения .рабочей нагрузки машины, т. е. усилие демпфирования как при холостом ходе узла машины, так и при движении это о узла под действием сил упругой деформации после резкого уменьшения рабочей нагрузки будет определяться только величиной сжатия пружины амортизатора.
С целью повышения демпфирующей способности винт и гайка выполнены с самотормозя щейся резьбой, причем гайка связана с
:приводом с помощью червячной передачи и с фрикционным диском с помощью зубчатой передачи, а на торце винта установлена накладка, взаимодействующая с гайкой .при помощи упоров, предусмотренных на ней.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, разрез;,на фиг. 2 — то же и привод, вид сверху; на фиг. 3 — схема установки демпферов.
Устройство состоит из корпуса 1, в котором вращается гайка - шестерня 2, приводимая во вращение с постоянной скоростью каким-либо двигателем 8 через червяк 4. На
5 нижнем конце гайки-шестерни 2 по периферии нарезаны зубья 5, с помощью которых через двойной блок шестерен 6 приводится во вращение шестерня 7 с запрессованным в нее валом 8. Верхний конец вала 8 может вра-!
О щаться и перемещаться в осевом направлении во втулке из антифрикционного материала, запрессованной в винт 9. Вместе с валом
8 вращается диск 10, который может перемещаться вдоль вала по шпонкам. Диск 10 под15 жат пружинами и нижнему торцу винта 9.
Силами трения между диском 10 и винтом 9 последний приводится во вращение. Соотношение зубчатой передачи подобрано таки.;. образом, что направление вращения винта
20 совпадает с направлением вращения гайкишестерни 2, при этом скорость вращения винта выше скорости вращения гайки-шестерни (за время одного оборота гайки-шестерни относительно корпуса винт 9 опережает гайку25 шестерню на 1/2 оборота). Число оборотов, шаг и назтравление резьбы гайки-шестерни выбираются таким образом, чтобы при заторможенном (не вращающемся относительно корпуса устройства) винте он втягивался бы в гайку-шестерню со скоростью, примерно на
380882
25% превышающей скорость контактирующего с устройством узла машины, например узла пресса, И наоборот, при вращении винта
9 с опережением вращения гайки-шестерни 2 верхний торец винта будет двигаться навстречу узлу машины, например ползуну пресса, со скоростью, составляющей 25% скорости этого узла. На верхнем торце гайки-шестерни имеются упоры 11, ограничивающие проворот винта относительно гайки-шестевни на 1/2 оборота. После того как винт 9 провернется до упора 11, о» продолжает вращаться совместно с гайкой-шестерней 2 за счет проскальзывания диска 10 по торцу винта. При этом последний не перемещается в осевом направлении. На верхнем сферическом торце винта имеется самоустанавливающаяся пята 12, удерживаемая от проворота относительно винта штифтами 18. На пяту устанавливается сменная накладка 14, толщина которой определяется необходимой высотой устройства.
Резьба иа винте 9,и гайке-шестерне упорная, подбираемая так, чтобы она была самотормозящейся, но близкой к пределу самоторможения, поскольку от этого зависит необходимая мощность двигателя. Резьбовая пара, зубчатая передача, пара трения и т. д. смазываются маслом, залитым в корпус устройства. Демпфирующие устройства устанавливаются в количестве 2,или 4 штуки. Корпус 1 устанавливается на стол 15 пресса, при этом накладка 14 устройства обращена к ползуну
16. Двигатель устанавливается либо на столе пресса, либо вне стола на дополнительных кронштейнах. Привод может быть общим для ,нескольких демпфирующих устройств. Они устанавл,иваются таким образом, чтобы ползун 16 входил в контакт с накладкой 14 раньш, чем рабочая кромка, инструмента (штампа) 17 коснется вырубаемой заготовки 18.
Диаметр накладки 14 выоирается таким образом, чтобы момент трения между накладкой и ползуном пресса был больше, чем сумма моментов трения в резьбе и между диском и тор цом винта 9.
Работа демпфирующего устройства пояс:няется на примере установки его на кривошипном прессе. В,исходном положении, когда ползун 16 пресса, опускаясь вниз, не касается накладки 14 устройства, винт 9 благодаря наличию упоров 11 и проскальзыванию диска
10 по торцу винта, вращается вместе с гайкой-шестерней, .не перемещаясь в вертикальном направлении. При контакте вращающейся накладки 14 с ползуном 16 последний оказывает все возрастающее давление на накладиу 14 до тех, пор,,пока момент трения между накладкой 14 и ползуном 16 не станет равным моменту трения (суммарному) в резьбе
15
З0 пока не остановится упорами 11, после чего продолжает вращаться вместе с гайкой-ше35
55 и в паре диск — винт. Винт, притормаживаясь в своем вращении, будет отставать от вращения гайки-шестерни, в силу чего он будет втягиваться в гайку-шестерню со скоростью тем большей, чем сильнее он будет затормаживаться, т. е. чем сильнее будет усилие нажатия ползун а н а устройство. Таки м образом, благодаря заранее отрегулированному моменту трения между диском и нижним торцом винта устанавливается равновесное состояние, при котором винт, проскальзывая накладкой 14 по ползуну 16, будет втягиваться в гайку-шестерню со скоростью, .равной скорости ползуна, до тех пор, пока штам п не вырубит заготовку. При этом:рабочая нагрузка резко уменьшается. На демпфирующее устройство перекладывается все усилие упругодеформированных узлов пресса. Момент трения между накладкой 14 и ползуном
16 резко воз растает, вращение винта rro.òíîстью затормаживается, дальнейшая скорость возврата упруго деформированных узлов пресса в ненагруженное состояние равна скорости ввинчивания винта в гайку-шестерню 2.
При перемещении ползуна 16 после вырубки в направлении от демпфирующего устройства освобождаемый от контакта с ползуном винт начинает вращаться, опережая гайку-шестерню, вывинчивается из последней до тех гор, стерней 2 (за счет компенсации разности скоростей проскальзывания диска по торцу винта) .
Работа демпфирующего устройства, начиная от момента контакта его с ползуном 16 в обратном направлении, продолжается на пути, практически равном толщине вырубаемой заготовки плюс 2 — 4 ял.
Предмет изобретения
1. Устройство для гашения колебаний, содержащее корпус, в котором установлены винт и гайка, взаимодействующая с фрикционным диском, отличающееся тем, что, с целью повышения демпфирующей способности, винт и гайка выполнены с самотормозящейся резьбой, причем гайка связана с приводом с помощью червячной передачи.
2, Устройство по,п. 1, отличающееся тем, что, с целью возврата устройства в исходное положение после процесса демпфирования, гайка связана с винтом дополнительной кинематической цепью, состоящей из зубчатой передачи,и подпружиненного фрикционного диска, взаимодействующего с торцом винта, а проворот винта относительно гайки ограничен лредуомотренными HB гайке упорами.
380882 юг Л
Редактор Г. Ивченкова
Заказ 373/1157 Изд. ¹ 545 Тираж 826 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
Составитель В. Холодкова
Техрсд E. Борисова
Корректоры Н. Стельмах и Г. Запорожец