Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

38И32

Союз Соеетскнл

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ЛЪ—

М. Кл. Н 02k 1/20

Н 021 9/04

Заявлено 17.VI.1971 (Ме 1670899/24-7) с присоединением заявки No—

Приоритет

Опубликовано 15Х.1973, Бюллетень 21

Дата опубликования описания 25Х11.1973

Комитет оо делам изобретений н открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.313.320.433-713 (088.8) Авторы изобретения

Ю. И. Азбукин, В. Ю. Аврух, Л. А. Дугинов, 3. С. Дунцев, Ю. В. Кириленко и Н. М. Портнов

Центральное конструкторское бюро Главэнергоремонта

Заявитель

СТАТ0Р ЭЛЕКТРИЧЕСКОЯ МАШИНЫ

В известных статорах электрических машин, содержащих стержневую обмотку с непосредственным газовым охлаждением, сердечник, в котором охлаждающий газ циркулирует от его спинки к расточке, нажимные плиты, крепящие пакеты активной стали с помощью разгонных клиньев со шпильками и изоляционную перегородку, расположенную между горцевыми щитами и головками стержней обмотки, наблюдается большая неравномерность охлаждения обмотки и пакетов активной стали.

Наиболее нагретыми являются лобовые части и концевые пакеты. Газ, циркулирующий от спинки статора к расточке, не обеспечивает охлаждения интенсивно нагреваемых частей из-за больших местных потерь, имеющих место вследствие того, что аэродинамическое сопротивление каналов между дуговыми участками стержней значительно больше сопротивления окон между стержнями в месте выхода их из пазов статора. При этом охлаждающий газ проходит преимущественно через окна и охлаждает лишь незначительную часть обмотки. Вместе с тем также шунтируются потоки газа, охлаждающие концевые пакеты стали.

В предлагаемом статоре с целью интенсификации охлаждения лобовых частей обмотки и концевых пакетов статора на поверхностях нажимных плит, обращенных к корпусу машины, установлен изоляционный кожух с калиброванными отверстиями, часть пз которых соосна с соответствующими отверстиями, выполненными в нажимных плитах, причем

5 соосные отверстия сообщаются с кольцевым зазором, образованным наружной поверхностью шпильки и каналом нажимной плиты, в котором она размещена, а на торцовой поверхности крайней нажимной плиты установ10 лена кольцевая изоляционная перегородка, примыкающая к лобовой части обмотки.

На фиг. 1 показан продольный разрез статора турбогенератора с сечением нажимных плит вне канала для шпильки; на фиг. 2—

15 продольный разрез нажимных плит по каналу со шпилькой.

Между головками стержней статора и щiiтами выполнена изоляционная перегородка / цилиндрической или конусной формы. На по20 верхностях нажимных плит 2, обращенных к корпусу машины 8 установлен кожух 4 из изоляционного материала с калиброваHныMи отверстиями 5, часть из которых соосна соответствующим отверстиям б, выполненным в

25 нажимных плитах. Отверстия б сообщаются с вентиляционным каналом 7 между нажимной плитой 2 и концевым пакетом стали 8 посредством кольцевых зазоров (щелей) 9, образованных наружной поверхностью шпилек 10

Зо разгонных клиньев и каналами нажимных

3811 32

3 плит, в которых они размещены. На торцевой поверхности крайней нажимной плиты 11 установлена кольцевая изоляционная перегородка 12, плотно прилегающая -к бандажным кольцам 18. Между корпусом 3, кольцевой перегородкой, изоляционной перегородкой 1 и поверхностью лобовых частей 14 образуется камера 15, параллельно ей по ходу газа образуется вторая камера 1б, ограниченная дисками 17, 18 нажимной плиты, кожухом 4, кольцевой перегородкой 12 и поверхностью лобовых частей 14. Обе камеры сообщаются с зоной холодного газа. Камера 15 имеет непосредственное сообщение, а камера 1б посредством отверстий, выполненных в кожухе 4.

Сечение этих отверстий выбирается таким, чтобы ограничить до необходимой величины поток газа, проходящий через нажимные плиты и окна между стержнями на выходе их из пазов. Это приводит к уменьшению общего расхода через машину за счет устранения непроизводительно используемой его части и, следовательно, к уменьшению потерь мощно сти на вентиляцию и возрастанию напора, развиваемого вентилятором. Вместе с тем увеличивается расход газа через лобовые части обмотки (через камеру 15) и обеспечивается протекание газа практически по всей их длине. В известной мере увеличивается также расход, газа через пакеты активной стали статора. Для интенсификации охлаждения концевых пакетов предусматривается дополнительная подача холодного газа в вентиля10

Зо ционный канал 7 через кольцевые зазоры (щели) 9 и отверстия, выполненные в кожухе 4; соответствующие отверстия б нажимной плиты в.зоне расположения шпилек.

Предмет изобретения

Статор электрической машины, например турбогенератора, содержащий стержневую оомотку с непосредственным газовым охлаждением, сердечник, в котором охаждающий газ циркулирует. от его спинки к расточке, нажимные плиты, крепящие пакеты активной стали с помощью разгонных клиньев со шпильками и изоляционную перегородку, расположенную между торцевыми щитами и головками стержней обмотки, отличающийся тем, что, с целью интенсификации охлаждения лобовых частей обмотки и крайних пакетов статора, на поверхностях нажимных плит, обращенных K корпусу машины, установлен изоляционный кожух с калиброванными отверстиями, часть из которых соосна с соответствующими отверстиями, выполненными в нажимных плитах, причем указанные соосные отверстия сообщаются с кольцевым зазором, образованным наружной поверхностью шпильки и каналом нажимной плиты, в котором она размещена, а на торцовой поверхности крайней нажимной плиты установлена кольцевая изоляционная перегородка, примыкающая к лобовой части обмотки.