:.,-союзная .^>&п;с-т?х;,л1е;:ям

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

383926

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства Мв

Заявлено 08.IV.1970 (№ 1431719/24-6) М. Кл. F IGg 13/20 с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 23Х.1973. Бюллетень ¹ 24

Дата опубликования описания 6Х111.1973

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.85.058.2 (088.8) Автор изобретения

В. Д. Зайцев

Заявитель

НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ

С ГИБКОЙ СВЯЗЬЮ

Изобретение относится к области машиностроения.

Известны натяжные устройства для передач с гибкой связью, содержащие установленную в корпусе винтовую пару, винт которой кинематически связан с пр|ижимным элементом, а гайка снабжена приводным механизмом.

Однако известные устройства не имеют приспособлений и приборов для контроля величины предварительного натяжения цепи.

Точность установки величины предварительного натяжения цепи при существующих устройствах зависит от практического опыта работы оператора и его субъективных данных и производится при обязательном вскрытии картера цепного привода. Слишком сильное натяжение цепи вызывает черезмерную нагрузку подшипников звездочек. При слабом натяжении цепи возникают поперечные колебания, которые вызывают дополнительные удары цепи о зубья звездочек. То и другое ускоряет износ, приводит к обрыву цепи и выводит двигатель из строя.

Для обеспечения оптимального режима работы цепного привода необходимо наиболее точно выдерживать величину предварительного натяжения, задаваемую заводом-строителем, и постоянно контролировать износ цепи, а в зависимости от величины износа регулировать величину предварительного натяжения.

Предлагаемое натяжное устройство позволяет упростить регулировку натяжения передачи.

Для этого гайка винтовой пары установлена с возможностью осевого перемещения в корпусе и связана через упругий элемент с поршнем гидроцилиндра, контактирующим со

10 штоком индикатора.

Точность установки величины предварительного натяжения обеспечивается сравнением усилия при натяжении цепи с усилием, создаваемым в гидроцилиндре. Последнее пу15 тем установления определенного давления в гидроцилиндре соответствует оптимальной величине предварительного натяжения, задаваемой заводом-строителем.

Смягчение ударных нагрузок при измене20 нип режима работы обеспечивается упругостью силовой шайбы, а изменение предварительного натяжения при износе цепи контролируется по расхождению контрольных рисок на индикаторном устройстве.

25 На фпг. 1 изооражено натяжное устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — схема установки устройства на цепном приводе двигателя внутреннего сгорания.

Натяжное устройство содержит корпус 1 с

30 крышкой 2, на которую установлен гидроци383926

55 липдр 8 с крышкой 4. Внутри корпуса располо>кена цилиндрическая гайка 5, навернутая на силовой винт б. Вращение гайки при натяжении цепного привода осуществляется посредством червячной передачи, состоящей из червяка 7 и червячной шестерни 8. Ступица червячной шестерни насажена па наружный диаметр гайки на двух скользящих шпонках 9. Сверху на гайку установлен упор

10, на который надета тарельчатая пружина

11 и поршень 12 гидроцил.: дра. Через верхшою крышку 4 проходит шток 18 индикаторной головки, закрытой кожухом 14. Этот шток своим нижним концом под воздействием пруяины 15 прияимастся к tIoplLHlo. На верхний конец штока насажен сектор 16, устанавливаемый в определенном поло>кении винтом

17 и возвратной пружиной 18. Корпус устройства кренится па остове двигателя посредством фланца 19 и двух пальцев 20.

Устройство устанавливается па остове двигателя и силовым винтом 6 соединяется с прижимным элементом 21, повор",÷èâàþï0;iñÿ около оси О.

Подача масла к гидроцилиндру устройства осуществляется от системы смазки дьигатсля через запорный клана., 22. Редукционный клапан 28 устанавливается па поддержание

«после себя» определенного давления масла

Р>,„ которое через поршень I? передает необходимое успл,.е, обеспечиваю ее велич;;пу предварительного натяжения, силовому винту б.

Первоначальная настройка устройства после его установки производится в следующей последовательности.

Вращением рукоятки червяка 7 подключают гайку 5, a c.л е д оaвoа т еe.л ьbнHо©, и поршень 12 в верхнее полояение до упора в крышку 4. Регулировочным винтом 17 устанавливают сектор 16 в среднее поло>кение, совместив риски на секторе 16 и кожухе 14. Тем самым фиксируется верхнее поло>кение поршня. Открывают запорный клапан 22. Редукционпым клапаном 28 устанавливают в гидроцилиндре устройства давление Р,,„, обеспечивающее необходимое усилие предварительного натяжения цепного привода. Под воздействием давления Р,. поршень 12 будет отжат в ни>кРее поло>кение, это будет зафиксировано смещением сектора 16 относительно кожуха 14.

Вращением рукоятки червяка 7 вновь дости;ают совмещения рисок на секторе и ко <ухе.

При вращении червяка, а следовательно, червячной шестерни 8 и гайки 5 выталкивается силовой винт б, и тем самым натягивается цепной привод. Натяжение цепного привода

35 осуществляется до тех пор, пока сила натяжения не уравновесит силу давления жидкости на поршень 12, после чего последний поднимается вверх до упора в крышку 4 и, воздействуя на шток 18, устанавливает сектор 16 в положение, при котором риски на секторе и кожухе совместятся. В результате цепному приводу обеспечивается заданное через давление жидкости оптимальное предварительное натяжение.

При работе двигателя натяжение цепи значительно больше величины предварительного натяжения, т. е. поршень 12 будет всегда прижат к верхней крышке 4, и все колебания нагрузок в цепи при изменении режима работы двигателя будут восприниматься и гаситься специальным пружинящим элементом тарельчатой пружиной 11, подобранной для диапазона нагрузок цепного привода при работающем двигателе.

Износ пальцев цепи, звездочек, подшипников и осей звездочек непосредственно влияет на величину предварительного натяжения цепи, уменьшая ее.

Контроль за изменением натяжения цепи и ее техническим состоянием осуществляется в период остановки двигателя по расхождению рисок HB секторе 16 и кожухе 14.

Величина расхо>кденпя рисок характеризует величину изменения предварительного натя>кения и величину износа элементов цепного привода.

Подтягивание цепного привода, т. е. установка оптимального предварительного натя>кения, сводится к подаче в гидроцилиндр 8 жидкости давлением Р,,„и совмещению при этом контрольных рисок на секторе и кожухе путем вращения рукоятки червяка.

Предмет изобретения

1. Натяжное устройство для передачи с гибкой связью, содеряащее установленную в корпусе винтовую пару, винт которой кинематически связан с прижимным элементом, а гайка снабжена приводным механизмом, отличающееся тем, что, с целью упрощения регулировки натяжения, гайка установлена с возможностью осевого перемещения в корпусе и связана через упругий элемент с поршнем гидроцилиндра, контактирующим со штоком индикатора.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью регулировки натяжения, гайка соединена с помощью скользящих шпонок с колесом червячной пары.

383926

7 — (Фиг. 1

Составитель И. Рожнова

Редактор E. Караулова

Техред Т. Курилко Корректор Н. Стельмах

Заказ 2147;17 Изд. № 1604 Тираж 826 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5

Типография, пр. Сапунова, "