Система управления судном на подводных крыльях

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕИЗОБРЕТ ЕН ИЯ

3858l3

Сонзз Советскик

Социалистическик

Ресарбикк

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 25.V.1970 (№ 1445092/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 14.Ч1.1973. Бюллетень ¹ 26

Дата опубликования описания 15.UII 1.1973

М. Кл. В 635 39106 комитет ло данаи изобретений и открытий лри Совете Министров

СССР

УДК 629.12;532.59.075 (088.8) Авторы изобретения

В. К. Болховитинов и И. Ф. Шлеенков

Заявитель

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЪЯХ

2, Изобретение относится к области судостроения и касается систем автоматического управления вертикальным рулем судна на подводных крыльях.

Известны системы управления судном на подводных крыльях, содержащие канал автоматического управления креном с закрылками, датчики скорости хода, углов крена и курса, суммирующий усилитель, блок обратной связи, исполнительный привод вертикального руля и вертикальный руль.

С целью достижения безаварийности до углу крена применительно к судну на подводных крыльях в систему введены функциональное устройство с профилированным кулачком и масштабным трансформатором, связанное кинематически с датчиком скорости хода и электрически — с датчиком угла крена, а также логический блок с электромагнитным реле и усилителем сравнения текущего и безопасного углов крена. При этом электромагнитное реле, содержащее рабочие обмотки и три контакта — два размыкающих и один замыкающий, своими рабочими обмотками электрически связано с усилителем сравнения текущего и безопасного углов крена, причем последний электрически связан с датчиком угла крена

Через один размыкающий контакт реле — с началом автоматического управления креном с закрылками и через замыкающий контакт реле — с суммирующим усилителем, который электрически связан с блоком обратной связи, с исполнительным приводом вертикального руля, а через другой размыкающий контакт

5 реле — с датчиком курсового угла. Блок обратной связи и исполнительный привод вертикального руля, в свою очередь, кинема тически связаны с вертикальным рулем.

10 На чертеже изображена схема системы управления судном на подводных крыльях.

Датчик 1 угла крена электрически связан с функциональным устройством 2, которое кинематически связано с датчиком 3 скорости

15 хода, и через первый размыкающий контакт электромагнитного реле 4 логического блока— с каналом автоматического управления креном с закрылками. Датчик 5 курсового угла через второй размыкающий контакт электро20 магнитного реле 4 и суммирующий усилитель

6 электрически связан с исполнительным приводом 7, связанным кинематически с вертикальным рулем 8, который, в свою очередь, кинематически связан с блоком обратной свя25 зи 9. Блок обратной связи электрически связан с суммирующим усилителем 6. Усилитель

10 сравнения текущего и безопасного углов крена логического блока электрически связав с рабочими обмотками электромагнитного ре30 ле 4, датчиком 1 угла крена и через замыкаю385813

Предмет изобретения

Редактор В. Зивтынь

Текред Л. Богданова

Корректор А, Васильева

Заказ 2203/10 Изд. № 1629 Тира >к 496 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская паб., д. 4/5

Типография, вр. Сапунова, 2 щий контакт реле 4 — с суммирующим усилителем б.

Система работает следующим образом.

В режиме стабилизации координат курса и крена сигнал с датчика 1 поступает через первый размыкающий контакт реле 4 в канал автоматического управления креном, использующего в качестве органов управления закрылки и на усилитель 10, а сигнал с датчика 5 через второй размыкающий контакт реле 4 поступает на суммирующий усилитель б и далее на исполнительный привод 7, который перекладывает вертикальный руль 8 таким образом, чтобы устранить отклонение судна от заданного курса. Сигнал обратной связи с блока 9 обратной связи поступает на вход суммирующего усилителя б.

При возникновении аварийного крена и достижении им значения, превышающего опорное напряжение усилителя 10 на величину порога срабатывания, последний выдает сигнал на рабочие обмотки реле 4. Реле срабатывает, коммутируя через свои контакты схему управления таким образом, что сигналы с датчика 5 курсового угла отключаются на входе усилителя б, а сигналы с датчика 1 угла крена, скорректированные в зависимости от величины скорости хода сигналом датчика 3 скорости хода судна на функциональном устройстве 2 с профилированным кулачком и масштабным трансформатором (на черт. не показаны), поступают в канал управления исполнительным приводом 7, вызывая перекладку руля 8 в сторону уменьшения крена.

При ликвидации аварийного крена логический блок переводит работу системы каналов крена и курса в режим стабилизации крена и курса.

Система управления судном на подводных крыльях, содержащая канал автоматического

5 управления креном с закрылками, датчики скорости хода, углов крена и курса, суммирующий усилитель, блок обратной связи, исполнительный привод вертикального руля и вертикальный руль, отличающаяся тем, что, с це10 лью достижения безаварийности по углу крена, в систему введены функциональное устройство с профилированным кулачком и масштабным трансформатором, связанное кинематически с датчиком скорос..и хода и элек15 трически — с датчиком угла крена, а также логический блок с электромагнитным реле и усилителем сравнения текущего и безопасного углов крена, при этом электромагнитное реле, содержащее рабочие обмотки и три кон20 такта — два размыкающих и од ин замыкающий, своими рабочими обмотками электрически связано с усилителем сравнения текущего и безопасного углов крена, причем последний электрически связан с датчиком угла крена, 25 через один размыкающий контакт реле с каналом автоматического управления креном с закрылками и через замыкающий контакт реле — с суммирующим усилителем, который электрически связан с блоком обратной связи, с

30 исполнительным приводом вертикального руля, а также через другой размыкающий контакт реле — с датчиком курсового угла, причем блок обратной связи и исполнительный привод вертикального руля, в свою очередь, 35 кинематически связаны с вертикальным рулем.