Устройство для гидрокаротажа скважин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

"-© яхт >вни щ чтим т„.„... пат 3 и - о;ем„",;

387И3

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сома Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 15.!!.1972 (№ 1748112/26-25) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 21.Ч!.1973. Бюллетень № 27

Дата опубликования описания 19.Х.1973

М. Кл. Е 21b 47/ОО

G 0 l v 9/02

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 550,839:G22.241 (088.8) Авторы изобретения Г. С. Абдрахманов, Ф. Г. Арзамасцев, В. Н. Киселев, Г. Н. Просвиркин, Н. И. Рылов и А. Г. Зайнуллин

Татарский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности

Заявитель

УСТРОИСТВО ДЛЯ ГИДРОКАРОТАЖА СКВАЖИ Н

Изобретение относится к области промыслово-геофизических исследований скважин и предназначено для гидрокаротажа скважин, например, с целью определения местоположения и характеристики поглощающих пластов.

Известное устройство для гидрокаротажа скважин, содержащее полый корпус с отверстиями в стенке, верхние и нижние опорные кольца, между которыми размещены упругие кольца, недостаточно работоспособно, так как упругие кольца в некоторых случаях раздувались давлением жидкости до касания стенок скважины и сходили со своих мест, в результате чего снижалась эффективность исследований.

Цель изобретения — повышение эффективности исследований.

Это достигается тем, что корпус выполнен с открытым нижним кольцом и снабжен золотниковым клапаном со штуцером, а опорные кольца снабжены ограничителями радиального перемещения упругих колец, причем верхние опорные кольца установлены на корпусе подвижно.

В результате повышается работоспособность устройства, так как при этом упругие кольца в транспортном положении утоплены и не задевают стенок скважины, а в рабочем положении их выдвижение огр,аничено.

На чертеже представлена схема предлагаемого устройства, общий вид.

Устройство состоит из полого корпуса 1 с отверстиями 2 в стенке, перекрываемыми зо5 лотниковым клапаном 8, размещенным в полости корпуса и имеющим проходной капал 4.

В этом канале установлен штуцирующпй элемент в виде шара 6, опирающегося па упоры

6. В стенке золотникового клапана 8 выполпе10 i ы отверстия 7, а на наружной поверхности с помощью винтов 8 прикреплены выступы 9, выходящие наружу корпуса 1 через прорези

10, выполненные в его стенке.

По обе стороны от отверстий 2 на корпусе

15 смонтированы штуцирующие узлы, состоящие из верхних опорных колец 11, установленных на корпусе с возможностью скольжения по нему, и соединенных с корпусом жестко нижних колец 12, между которыми размещено

20 упругое разрезное кольцо 18 (напримср, из пружинной стали), входящие в кольцевые проточки 14 опорных колец с коническими поверхностями, образующие ограничительные бурты 15, выполненные на их противолежа2Б щих торцах и служащих ограничителями раздвижения упругих разрезных колец 18. На концы корпуса 1 навинчены переводники 16 и

17 для соединения устройства с колонной труб.

30 Устройство работает следующим образом.

387113

20

30

З5

45

Составитель Э. Терехова

Техред Т. Курилко

Редактор А. Батыгин

Корректоры; Г. Запорожец н А. Васильева

Заказ 2804 7 Изд. № 695 Тираж 576 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-З5, Раушская паб., д. 4 5

Типография, пр. Сапунова, 2

Устройство без шара 5 устанавливают в колонне бурильных труб выше турбобура. Во время подъема колонны труб, например для смены долота, при необходимости определить местоположение, мощность, границы и характеристику поглощающегс пласта, например для выбора способа изоляции его, устройство останавливают ниже предполагаемого местонахождения исследуемого проницаемого пласта, сбрасывают внутрь труб шар 5 и по трубам закачивают жидкость. Последняя, встречая на своем пути препятствие в виде шара 5, создает в проходном канале 4 золотникового клапана 8 перепад давления, под действием которого золотниковый клапан 8 перемещается вниз до совмещения отверстий 7 в его стенке с отверстиями в стенке корпуса l. При этом выступы 9 золотпикового клапана 8 давят на верхние опорные кольца 11, и, перемещая их вниз, разжимают упругие разрезные кольца 18 в радиальном направлении до упора их краев в ограничительные бурты 15 опорных колец 11 и 12.

Закачиваемая по трубам жидкость через совмещенные отверстия 7 и 2 проходит в кольцевое пространство скважины. При этом упругие разрезные кольца И создают сопротивление проходу жидкости, что приводит к перепаду давления в кольцевом пространстве между этими кольцами и за ними. Когда прокачиваемая жидкость не поглощается, перепад давления не меняется. В случае же поглощения жидкости пластом перепад давления будет меняться пропорционально интенсивности поглощения. перемещая устройство в ту или иную сторону относительно поглощающего пласта, можно легко определить его границы, т. е. мощность. Если такое опробование провести последовательно по всему стволу скважины, то можно получить полную характеристику в проницаемых пластах по всему разрезу скважины. Возможность прохода жидкости через штуцирующий узел в виде шара 5 и упоров 5 позволяет беспрепятственно сливать жидкость из колонны труб при подь0ivte ее из скважины.

Предмет изобретения

1. Устройство для гидрокаротажа скважин, содержащее корпус, выполненный в виде перфорированного патрубка, установленные на корпусе верхние и нижние опорные кольца, между которыми размещены упругие KOJIbUà, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности исследования, корпус выполнен с открытым нижним концом и снабжен золотниковым клапаном со штуцером, а опорные кольца снабжены ограничителями пере5 мещения упругих колец.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что верхние опорные кольца установлены на корпусе подвижно.