Устройство для подрыва зарядов взрывчатого вещества при морской сейсморазведке
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АЕТОРСКОМ У СГИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социелистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 16Х1.1971 (№ 1666170f26-25) М. Кл. G 01т l/04 с присоединением заявки №
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Приоритет
Опубликовано 21.VI.1973. Бюллетень № 27
Дата опубликование описа|ния 23.Х.1973
УДК 550.834(088.8) Авторы изобретения
А. А. Гагельганц, Э. Х. Векилов, Л. И. Коган, Н. П. Лукьянов, Г. И. Мокин и Г. Б. Удинцев
Всесоюзный научно-исследовательский институт морской геологии и геофизики
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДРЫВА ЗАРЯДОВ ВЗРЫВЧАТОГО
ВЕЩЕСТВА ПРИ МОРСКОЙ СЕЙСМОРАЗВЕДКЕ
Изобретение относится к морской сейсморазведке и предназначено для подрыва зарядов взрывчатого вещества.
Известны устройства для подрыва зарядов взрывчатого вещества при морской сейсморазведке.
Цель изобретения — создание такого устройства, которое обеспечивало бы подрыв разрядов взрывчатого вещества на заданной глубине с использованием унитарных малых зарядов, обеспечивающих безопасность и стабильность при проведении морских сейсморазведочных работ, а также минимальный ущерб ихтио фауне.
Это достигается тем, что устройство выполнено в виде буксируемой за кораблем взрывной магистрали с регулируемой плавучестью и содержит одетое на магистраль подвижное металлическое кольцо, на котором укреплен заряд; при этом в теле магистрали имеется полость, заполненная тяжелой жидкостью, например ртутью, а на конце магистрали установлен акустический датчик глубины.
На чертеже показано предлагаемое устройствой, общий вид.
Устройство выполнено в виде буксируемого за кораблем магистрального кабеля 1, имеющего специальную полость для заполнения жидкостью, в результате чего кабель может задаваться на любую глубину. Для контроля погружения кабеля на его конце монтируется гильза 2 с датчиком глубины, а
5 также с датчиком отметки момента взрыва и момента прохождения металлического кольца 8. Для передачи сигналов с датчиков в измерительные устройства и на устройства управления, которые находятся на судне, 10 в кабеле имеются соответствующие сигнальные линии.
В качестве источника возбуждения сейсмических волн используется унитарный заряд, 15 выполненный в виде папкового патрона 4, внутри которого размещен заряд 5 взрывчатого вещества с впрессованными электродами, один из концов которого заземлен, а другой соединен с токосъемным кольцом 8, свободно
20 скользящим по магистральному кабелю. С помощью этого кольца заряд транспортиру:-от к месту подр ыв а.
После того, как магистральный кабель за25 дан на необходимую глубину, по команде оператора взрывник опускает унитарные заряды, подвешенные к кольцу по кабелю, через который подается высоковольтный импульс на контактное устройство. В момент
30 прохождения импульса происходит взрыв.
387312
Предмет изобретения
Составитель Ю. Дадерко
Техред Т. Курилко
Редактор А. Батыгин
Корректор С. Сатагулова
Заказ 2836/18 Изд. № 727 Тираж 755 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, .пр. Сапунова, 2
Ударная волна, попадая на гильзу, возбуждает датчик, импульс которого служит отметкой момента взрыва.
Процесс продолжается непрерывно. Частота взрывов определяется скоростью подачи зарядов на линию (на ВМ) и режимом работы программера, подающего сигналы взрыв нику и приводящего к включению аппаратуры, через заданные интервалы времени, определяемые методикой работ, скоростью движения судна и длиной взрывного интервала.
Устройство для подрыва зарядов взрывчатого вещества при морской сейсморазведке, 5 выполненное в виде буксируемой за кораблем взрывной магистрали, с регулируемой плавучестью, отличающееся тем, что, с целью подрыва за ряда на заданной глубине, оно содержит одетое на магистраль подвижное ме10 таллическое кольцо, на котором укреплен заряд, при этом в теле магистрали имеется полость, заполненная тяжелой жидкостью, например, ртутью, а на конце магистрали установлен акустический датчик глубины.