Устройство для подрыва зарядов взрывчатого вещества при морской сейсморазведке

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АЕТОРСКОМ У СГИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социелистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 16Х1.1971 (№ 1666170f26-25) М. Кл. G 01т l/04 с присоединением заявки №

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Приоритет

Опубликовано 21.VI.1973. Бюллетень № 27

Дата опубликование описа|ния 23.Х.1973

УДК 550.834(088.8) Авторы изобретения

А. А. Гагельганц, Э. Х. Векилов, Л. И. Коган, Н. П. Лукьянов, Г. И. Мокин и Г. Б. Удинцев

Всесоюзный научно-исследовательский институт морской геологии и геофизики

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДРЫВА ЗАРЯДОВ ВЗРЫВЧАТОГО

ВЕЩЕСТВА ПРИ МОРСКОЙ СЕЙСМОРАЗВЕДКЕ

Изобретение относится к морской сейсморазведке и предназначено для подрыва зарядов взрывчатого вещества.

Известны устройства для подрыва зарядов взрывчатого вещества при морской сейсморазведке.

Цель изобретения — создание такого устройства, которое обеспечивало бы подрыв разрядов взрывчатого вещества на заданной глубине с использованием унитарных малых зарядов, обеспечивающих безопасность и стабильность при проведении морских сейсморазведочных работ, а также минимальный ущерб ихтио фауне.

Это достигается тем, что устройство выполнено в виде буксируемой за кораблем взрывной магистрали с регулируемой плавучестью и содержит одетое на магистраль подвижное металлическое кольцо, на котором укреплен заряд; при этом в теле магистрали имеется полость, заполненная тяжелой жидкостью, например ртутью, а на конце магистрали установлен акустический датчик глубины.

На чертеже показано предлагаемое устройствой, общий вид.

Устройство выполнено в виде буксируемого за кораблем магистрального кабеля 1, имеющего специальную полость для заполнения жидкостью, в результате чего кабель может задаваться на любую глубину. Для контроля погружения кабеля на его конце монтируется гильза 2 с датчиком глубины, а

5 также с датчиком отметки момента взрыва и момента прохождения металлического кольца 8. Для передачи сигналов с датчиков в измерительные устройства и на устройства управления, которые находятся на судне, 10 в кабеле имеются соответствующие сигнальные линии.

В качестве источника возбуждения сейсмических волн используется унитарный заряд, 15 выполненный в виде папкового патрона 4, внутри которого размещен заряд 5 взрывчатого вещества с впрессованными электродами, один из концов которого заземлен, а другой соединен с токосъемным кольцом 8, свободно

20 скользящим по магистральному кабелю. С помощью этого кольца заряд транспортиру:-от к месту подр ыв а.

После того, как магистральный кабель за25 дан на необходимую глубину, по команде оператора взрывник опускает унитарные заряды, подвешенные к кольцу по кабелю, через который подается высоковольтный импульс на контактное устройство. В момент

30 прохождения импульса происходит взрыв.

387312

Предмет изобретения

Составитель Ю. Дадерко

Техред Т. Курилко

Редактор А. Батыгин

Корректор С. Сатагулова

Заказ 2836/18 Изд. № 727 Тираж 755 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, .пр. Сапунова, 2

Ударная волна, попадая на гильзу, возбуждает датчик, импульс которого служит отметкой момента взрыва.

Процесс продолжается непрерывно. Частота взрывов определяется скоростью подачи зарядов на линию (на ВМ) и режимом работы программера, подающего сигналы взрыв нику и приводящего к включению аппаратуры, через заданные интервалы времени, определяемые методикой работ, скоростью движения судна и длиной взрывного интервала.

Устройство для подрыва зарядов взрывчатого вещества при морской сейсморазведке, 5 выполненное в виде буксируемой за кораблем взрывной магистрали, с регулируемой плавучестью, отличающееся тем, что, с целью подрыва за ряда на заданной глубине, оно содержит одетое на магистраль подвижное ме10 таллическое кольцо, на котором укреплен заряд, при этом в теле магистрали имеется полость, заполненная тяжелой жидкостью, например, ртутью, а на конце магистрали установлен акустический датчик глубины.