Гидравлический регулятор оборотов турбовинтового двигателяi bhdjihoti:.ii

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

38734I

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

М АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬС76У

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

М. Кл. G 05d 1i3/30

F 02k 3/00

Заявлено 12.1.1971 (№ 1612481/18-24) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 21 V1.1973. Бюллетень № 27

Дато опубликования описания 19.Х.1973

Госудвротвенимй комитет овввта Министров СССР по делам иэоеретеиий и открытий

УДК 621.226(088.8) Авторы изобретения

Заявитель

А. Д. Бойков и С. Ф. Ледяев

Куйбышевский ордена Трудового Красного Знамени авиационный институт им. акад. С. П. Королева

), - - ) -, 1-Л Я,,„; ") )) .:з)

), ))=Ъ

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ

ТУРБОВ И НТО ВОГО ДВ И ГАТЕЛЯ

Изобретение относится к регулированию силовых двигателей, в частности к регулированию оборотов турбовинтовых двигателей (ТВД) .

Известны гидравлические регуляторы оборотов ТВД с изодромной обратной связью, в которых скорость перестановки лопастей винта может быть выбрана достаточно большой без снижения устойчивости системы регулирования. Высокая скорость перестановки лопастей винта в изодромном регуляторе повышает быстродействие и качество системы регулирования. Однако эти преимущества изодромного регулятора в полной мере проявляются лишь при малых отклонениях регулируемой величины. При перестановке лопастей на большой угол средняя скорость перестановки невелика и определяется не коэффициентом усиления сервомотора, а коэффициентом усиления изодрома.

Целью изобретения является увеличение скорости лопастей винта при значительном отклонении оборотов двигателя от заданного равновесного состояния.

Для этого в регулятор введен дополнительный контур регулирования, выполненный в виде двух каналов отклонения отрицательной обратной связи и включения положительной обратной связи, открывающихся при зна:ительном отклонении золотника чувствительного элемента от равновесного положения.

На чертеже изображен предлагаемый изодромный регулятор.

Он состоит из центробежного чувствитель5 ного элемента 1, золотника 2, пружины 8 настройки числа оборотов, исполнительного устройства 4 для поворота лопастей винта, поршней 5 и б, канала 7 гибкой обратной связи для соединения полостей между поршнями 5 и б, 10 пружины 8 поршня обратной связи, золотника

9 обратной связи, дросселя 10, рычага 11 обратной связи, подвижной втулки 12 обратной связи, каналов 18 и 14 включения обратной связи, канала 15 подвода высокого давления, 15 каналов 1б и 17 управления. Положительное перекрытие буртиками золотника 2 окон А и Б обеспечивает их открытие только при значительных отклонениях чувствительного элемента от равновесного положения. Окно А откры20 вается при оборотах, намного меньших, чем равновесные, а окно Б — при оборотах, намного больших, чем равновесные. При всех остальных оборотах двигателя окна А и Б закрыты.

25 Отключение гибкой отрицательной обратной связи происходит следующим образом. При оборотах двигателя, намного больших, чем равновесные, золотник 2 под действием разности сил поднимается вверх и открывает подвод

Зо рабочей жидкости под высоким давлением к

387341

Составитель Ю. Луцук

Редактор 3. Твердохлеоова Техред Т. Курилко Корректоры: 8, )Колудева и Н. Аук

Заказ 2814/5 Изд. № 712 Тираж 780 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совста Министров СССР пзоорстения H открытий

Москва, Я-35, Раушская наб„д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 каналу 1б, а канал 17 соединяется со сливом.

Открывается также окно Б. Поршни 4 и 5 движутся вправо. Если объем рабочей жидкости, вытесняемой поршнем 5, стравливается через открытое окно Б, то поршень б остается в равновесном положении, т. е. изодром не работает. Если при дальнейшем открытии окна Б стравливается не только рабочая жидкость, вытесняемая поршнем 5, но и рабочая жидкость из-под поршня б, то поршень б под действием пружины 8 опускается и сдвигает вниз втулку 12, еще больше открывая каналы

1б и 17. Так происходит положительная обратная связь.

Вследствие увеличения шага винта при движении поршня 4 вправо обороты двигателя уменьшаются и окно Б закрывается. При дальнейшем увеличении шага винта обратная связь меняет знак на отрицательный. Дальнейшая работа регулятора ничем не отличается от работы регулятора с отрицательной изодромной обратной связью.

При оооротах двигателя, намного меньших, чем равновесные, поршни 4 и 5 движутся влево. Через окно А происходит подпитка рабочей жидкостью полости под поршнем 5, вследствие чего поршень б остается в равновесном положении (изодром отключен) или поднимается, организуя положительную обратную связь. Вследствие уменьшения, шага винта при движении поршня 4 влево обороты двигателя увеличиваются, а окно А закрывается. При дальнейшем уменьшении шага винта обратная

10 связь меняет знак на отрицательный.

Предмет изобретения

Гидравлический регулятор оборотов турбовинтового двигателя, содержащий чувстви1s тельный элемент, связанный с золотником, соединенным каналами управления с,исполнительным устройством, связанным с поршнями, соединенными между собой каналом гибкой обратной связи, отличающийся тем, что, с

20 целью повышения быстродействия регулятора, в него введен дополнительный контур регулирования, выполненный в виде двух каналов, соединяющих канал гибкой обратной связи с торцовыми камерами золотника.