Статор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И СА Н И Е
ИЗОБРЕТЕЙ ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 01.IV.1970 (J6 1420479/24-7) М. Кл. Н 02k 5. 04 с присоединением заявки №
Государственный комитет
Совета Мииистров СССР пе делам изооретеиий и открытий
Приоритет
Опубликовано 21.Ч1.1973. Бюллетень № 27
Дата опубликования описания 29.XI.1973
УДК 621.313.32.3,043.2 (088.8) Авторы изобретения
В. Ф. Пенской, А. Г. Шаповалов, А. К. Левицкий, А. П. Yîùèé, А. И. Кращенко, А. В. Сергеев, E. M. Клейман и В. Г. Кешишев
Заявитель
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Известен статор электрической машины, в частности турбогенератора, содержащий корпус, на внутренней поверхности которого установлены продольные стяжные ребра и шихтованный сердечник.
Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции статора.
Для этого стяжные ребра выполнены разьемными в радиальном направлении и состоят из двух встречно направленных клиньев. Подвижные части стяжных .ребер в своих концевых частях снабжены выступами. Длина неподвижных частей ребер равна длине активной стали сердечника статора.
Изобретение пояснено чертежами.
На фиг. 1 приведен продольный разрез статора; на фиг. 2 — продольный разрез статора в том случае, когда подвижные части составных продольных стяжных ребер разделены по длине на две части; на фиг. 3 — поперечный разрез по А — А (фиг. 1 и 2) в том случае, когда шихтовка ведется на неподвижные части составных ребер; на фиг, 4 — поперечный разрез по А — А (фиг. 1 и 2), в том случае, когда шихтовка ведется на подвижные части составных ребер; на фиг. 5 — узел 1.
К корпусу 1 статора приварены неподвижные части 2 продольных стяжных ребер, имеющие по всей длине, например, коробчатое сечение. В неподвижных частях ребер расположены подвижные части 8 этих ребер.
На неподвижные части продольных стяжных ребер 2 (фиг. 2) или на подвижные части 3 этих ребер (фиг. 3) нашихтован сердечник 4 статора. Цилиндрические концы подвижных и неподвижных частей продольных стяжных ребер, снабженные резьбой, выходят за торцы нажимных плит б, скрепляющих шихтованпый
1р сердечник 4 в аксиальном направлении при помощи гаек б. По всей плоскости сопряжения подвижных и неподвижных астсй продольных стяжных ребер выполнен уклон.
В случае выполнения подвижных частей 8
15 продольных стяжных ребер разделенными по длине на две части (фиг. 2), цилиндрические концы двух подвижных частеи стяжных ребер выходят за торцы нажимпых плит, скрепляющих шихтованный сердечник в аксиальном на20 правлении. По обеим плоскостям сопряжения подвижных частей с неподвижной выполнен уклон. Подвижные части каждого пз стяжных ребер перемещаются при этом в противоположные стороны от середины сердечника ста25 тора.
Уклон плоскостей сопряжения подвижных и неподвижных частей продольных стяжных ребер и величина перемещения подвижных частей для каждой конкретной машины опрсделя30 ются в зависимости от заданного зазора для
387483
Фиг 1 шихтовки и величины необходимого натяга между сердечником и корпусом статора, который, в свою очередь, определяется величиной амплитуды вибрации активной стали сердечника статора, Для ограничения величины перемещения подвижных частей относительно неподвижных в последних выполнены окна 7 (фиг. 5), а в подвижных — соответствуюшие им выступы 8. Величину,перемещения регулируют при помощи вставок 9.
На время шихтовки сердечника 4 статора подвижные части ребер 8 выставляют относительно неподвижныхчастей2 икрепят любым извесгпым спосооом, например к неподвижным частям при помощи медных заклепок (не показаны) так, чтобы между сердечником статора и подвижными частями 8 ребер образовался необходимый зазор, позволяющии свободно устанавливать сегменты на составные продольные стяжные ребра.
После окончательной прессовки сердечника статора, пе снимая давления пресса, при помощи гаек б перемещают в аксиальпом направлении подвижные части 8 ребер до упора, т. е. до момента зацепления подвижных частей ребер с неподвижными частями 2 ребер или с корпусом статора в зависимости от конструкции зацепа. Так как по плоскости сопряж-;ieподвижных частей 2 и подвижных 8 выполнен уклон, подвижные части при их перемещении в аксиальном направле||ии при помо|цп гаек б будут перемещаться также и в радиальном направлении в сторону сердечника, создавая радиальный распор между сердечником и корпусом статора.
При этом, в связи с наличием достаточно широкой плоскости сопряжения стяжных ре5 бер с сердечником статора и больших радиальных усилий, развиваемых стяжными ребрами, сердечник будет надежно закреплен и в тангенциальном направлении.
Таким образом, при помощи составных стя1р жных ребер одновременно будет сжат сердечник в аксиальном направлении и надежно закреплен в радиальном и тангенциальном направлениях. Величину радиального натяга при необходимости регулируют при помощи вста15 вок 9.
Предмет изобретения
1. Статор электрической машины, в частности турбогенератора, содержащий корпус, на
20 внутренней поверхности которого установлены продольные стяжные ребра и шихтованный сердечник, отличающийся тем, что, с целью повь|шения надежности и упрощения конструкции, стяжные ребра выполнены разъемными в
25 радиальном направлении и состоят из двух встречно направленных клиньев.
2. Статор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью ограничения перемещений подвижных частей ребер, их концевые части снабжены вы30 ступами.
3. Статор по пп. 1, 2, отличающийся тем, что неподвижные части ребер имеют дли равную длине активной стали сердечника
387483
A-A
У."ы 7 -Рагу. 5
Редактор А. Зиньковский
Тираж 755
Подписное
Изд. № 848
Заказ 3062, 17
/
Составитель М. Подгорная
Техред Т. Ускова Корректор М. Лейзерман
Типография, пр. Сапунова, 2