Пусковая гидродинамическая муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

с )"

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 07.Х11.1971 (№ 1722176!24-6) с присоединением заявки №вЂ”

Приор,итет

М. Кл. F 16cI 33/08

Государственный комитет

Совета Министров СССР па делам изобретений и открытий

Опубл иков а но 27.V11.1973. В юлл етен ь ¹ 32

УДК 621.825-585.22 (088.8) Дата опубликования описания 14.XI I.1973

Авторы изобретения

В. М. Берман, А. В. Крутик, Д. Калманов, Э. Г. Кречнев и В. И. Нузов

Ордена Трудового Красного Знамени институт горного дела им. А. A. Скочинского

Заявитель

ПУСКОВАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА

Изобретение относится к гидродинамическим муфтам, применяемым и угольной, металлургической и химической промы шленности.

Известны пусковые гидродинамические муфты, содер>кащие насосное и турбинное колеса с валами н коллектор с неподвижной черпательной трубкой для подачи жидкости из полости, располо>кенной между турбинным колесом и охватывающим его кожухом, в дополнительную камеру, присоединенную к кожуху и сообщающуюся с полостью. Однако постоянного заполнения известных гидромуфт при изменениях ускорения турбинного вала получить невозможно. Это приводит к изменению момента при пуске.

Предлагаемая конструкция отличается от известных тем, что муфта снабжена маховиком, установленным на винтовой несамотормозящей нарезке, выполненной на хвостовике турбинного вала, а в коллекторе черпательной трубки размещен взаимодействующий с маховиком через упорный подшипник подпружиненный золотник для перскрытия канала черпательпой труоки на режимах пуска.

Подобнос отличие позволяет поддерживать заполнение муфты, соответствующее ускорению ведомого вала, что приводит к ограничению момента при пуске.

На чертеже показана предлагаемая пусковая гидродинамическая муфта в разрезе.

Пусковая гидродинамическая муфта состоит из насосного колеса 1, турбинного колеса

2, кожуха 8, соединенного с насосным колесом. К кожуху примыкает дополнительная

5 камера 4, сообщающаяся с полостью кожуха

8 посредством отверстий 5. В полости кожуха между его внутренней стенкой и наружной поверхностью насосного колеса 1 установлена неподвн>кная черпательпая трубка б, соет0 диненная с коллектором 7, имеющим отверстия 8 для подачи жидкости в дополнительную камеру 4. Коллектор удерживается от вращения цапфой 9. Внутри коллектора размещен подвижный цилиндрический золотник

15 10, между фланцем которого и торцом коллектора 7 установлена пружина 11.

Пру>кина прижимает золотник к упорному подшипнику 12, смонтированному в маховике

18. Маховик установлен с помощью несамо20 тормозящей винтовой пары на хвостовнке 14 турбинного вала 15. При пуске привода быстро разгоняется «асосное колесо 1, соединенное с электродвигателем, например, клипоременной передачей.

25 После этого плавно разгоняется ведомая часть турбомуфты, соединенная с рабочей машиной. Часть жидкости из полости кожуха

8 отбирается неподвижной черпательной трубкой б и подается ею через коллектор 7 и

30 отверстия 8 в дополнительную камеру 4. Из камеры жидкость за счет перепада давлений

3 может поступать обратно в полость кожуха 3 и, следовательно, в рабочую полость, образованную рабочими колесами 1 и 2. Так как при пуске турбинный вал 15 имеет у коренис, маховик 13 под действием тангснциальных сил инерции перемещается по винтовой несамотормозящей нарезке на хвостовике 14 до некоторого положения, зависящего от упругости пружины 11. В этом положении осевая сила, передаваемая маховиком 13 через упорный подшипник 12 и фланец золотника 10, уравновешивается упругой силой пружины 11.

Соответственно заданному пусковому ускорению подбираются сечение отверстий в золотнике 10, параметры пружины 11, масса маховика 13, шаг винта хвостовика 14, при которых за счет поддержания определенного заполнения рабочей полости в системе привода действует пусковой момент заданной величины. В случае отклонения системы от заданного ускорения при пуске, например при уменьшении сил сопротивления, происходит дополнительное перемещение маховика 13, который передвигает золотник 10 в положение, соответствующее увеличению его проходного сечения. При этом увеличивается расход потока, идущего по черпательной трубке б, что приводит к некоторому падению заполнения рабочей полости и, следовательно, пускового момента и ускорения в системе. Анало392286 гично происходит изменение заполнения и при падении ускорения. В этом случае заполнение рабочей полости увеличивается.

После завершения пуска маховик 13 под действием пружины 11 переходит в положение, при котором переместившийся золотник закрывает выход черпательной трубки б в коллектор 7. При этом заполнение рабочей полости будет максимальным.

Предмет изобретения

Пусковая гидродинамическая муфта, содержащая насосное и турбинное колеса .с валами и коллектор с неподвижной черпательной

15 трубкой для подачи жидкости из полости, расположенной между турбинным колесом и охватывающим его кожухом, в дополнительную камеру, присоединенную к кожуху и сообщающуюся с упомянутой полостью, отли20 чающаяся тем, что, с целью поддержания заполнения муфты, соответствующего ускорению турбинного колеса, муфта снабжена маховиком, установленным на винтовой несамотормозящей нарезке, выполненной HB хво25 стовике турбинного вала, а в коллекторе черпательной трубки размещен взаимодействующий через упорный под шинник с упомянутым маховиком подпружиненный золотник для перекрытия. канала черпательной трубки на

ЗО режимах пуска.