Пусковая гидродинамическая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
с )"
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 07.Х11.1971 (№ 1722176!24-6) с присоединением заявки №вЂ”
Приор,итет
М. Кл. F 16cI 33/08
Государственный комитет
Совета Министров СССР па делам изобретений и открытий
Опубл иков а но 27.V11.1973. В юлл етен ь ¹ 32
УДК 621.825-585.22 (088.8) Дата опубликования описания 14.XI I.1973
Авторы изобретения
В. М. Берман, А. В. Крутик, Д. Калманов, Э. Г. Кречнев и В. И. Нузов
Ордена Трудового Красного Знамени институт горного дела им. А. A. Скочинского
Заявитель
ПУСКОВАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА
Изобретение относится к гидродинамическим муфтам, применяемым и угольной, металлургической и химической промы шленности.
Известны пусковые гидродинамические муфты, содер>кащие насосное и турбинное колеса с валами н коллектор с неподвижной черпательной трубкой для подачи жидкости из полости, располо>кенной между турбинным колесом и охватывающим его кожухом, в дополнительную камеру, присоединенную к кожуху и сообщающуюся с полостью. Однако постоянного заполнения известных гидромуфт при изменениях ускорения турбинного вала получить невозможно. Это приводит к изменению момента при пуске.
Предлагаемая конструкция отличается от известных тем, что муфта снабжена маховиком, установленным на винтовой несамотормозящей нарезке, выполненной на хвостовике турбинного вала, а в коллекторе черпательной трубки размещен взаимодействующий с маховиком через упорный подшипник подпружиненный золотник для перскрытия канала черпательпой труоки на режимах пуска.
Подобнос отличие позволяет поддерживать заполнение муфты, соответствующее ускорению ведомого вала, что приводит к ограничению момента при пуске.
На чертеже показана предлагаемая пусковая гидродинамическая муфта в разрезе.
Пусковая гидродинамическая муфта состоит из насосного колеса 1, турбинного колеса
2, кожуха 8, соединенного с насосным колесом. К кожуху примыкает дополнительная
5 камера 4, сообщающаяся с полостью кожуха
8 посредством отверстий 5. В полости кожуха между его внутренней стенкой и наружной поверхностью насосного колеса 1 установлена неподвн>кная черпательпая трубка б, соет0 диненная с коллектором 7, имеющим отверстия 8 для подачи жидкости в дополнительную камеру 4. Коллектор удерживается от вращения цапфой 9. Внутри коллектора размещен подвижный цилиндрический золотник
15 10, между фланцем которого и торцом коллектора 7 установлена пружина 11.
Пру>кина прижимает золотник к упорному подшипнику 12, смонтированному в маховике
18. Маховик установлен с помощью несамо20 тормозящей винтовой пары на хвостовнке 14 турбинного вала 15. При пуске привода быстро разгоняется «асосное колесо 1, соединенное с электродвигателем, например, клипоременной передачей.
25 После этого плавно разгоняется ведомая часть турбомуфты, соединенная с рабочей машиной. Часть жидкости из полости кожуха
8 отбирается неподвижной черпательной трубкой б и подается ею через коллектор 7 и
30 отверстия 8 в дополнительную камеру 4. Из камеры жидкость за счет перепада давлений
3 может поступать обратно в полость кожуха 3 и, следовательно, в рабочую полость, образованную рабочими колесами 1 и 2. Так как при пуске турбинный вал 15 имеет у коренис, маховик 13 под действием тангснциальных сил инерции перемещается по винтовой несамотормозящей нарезке на хвостовике 14 до некоторого положения, зависящего от упругости пружины 11. В этом положении осевая сила, передаваемая маховиком 13 через упорный подшипник 12 и фланец золотника 10, уравновешивается упругой силой пружины 11.
Соответственно заданному пусковому ускорению подбираются сечение отверстий в золотнике 10, параметры пружины 11, масса маховика 13, шаг винта хвостовика 14, при которых за счет поддержания определенного заполнения рабочей полости в системе привода действует пусковой момент заданной величины. В случае отклонения системы от заданного ускорения при пуске, например при уменьшении сил сопротивления, происходит дополнительное перемещение маховика 13, который передвигает золотник 10 в положение, соответствующее увеличению его проходного сечения. При этом увеличивается расход потока, идущего по черпательной трубке б, что приводит к некоторому падению заполнения рабочей полости и, следовательно, пускового момента и ускорения в системе. Анало392286 гично происходит изменение заполнения и при падении ускорения. В этом случае заполнение рабочей полости увеличивается.
После завершения пуска маховик 13 под действием пружины 11 переходит в положение, при котором переместившийся золотник закрывает выход черпательной трубки б в коллектор 7. При этом заполнение рабочей полости будет максимальным.
Предмет изобретения
Пусковая гидродинамическая муфта, содержащая насосное и турбинное колеса .с валами и коллектор с неподвижной черпательной
15 трубкой для подачи жидкости из полости, расположенной между турбинным колесом и охватывающим его кожухом, в дополнительную камеру, присоединенную к кожуху и сообщающуюся с упомянутой полостью, отли20 чающаяся тем, что, с целью поддержания заполнения муфты, соответствующего ускорению турбинного колеса, муфта снабжена маховиком, установленным на винтовой несамотормозящей нарезке, выполненной HB хво25 стовике турбинного вала, а в коллекторе черпательной трубки размещен взаимодействующий через упорный под шинник с упомянутым маховиком подпружиненный золотник для перекрытия. канала черпательной трубки на
ЗО режимах пуска.