Патент ссср 392792

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(и) 392292

ОПИСАНИЕ

И306РЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ союз Советских

Социалистических

Республии (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 30.06.71 (21) 1675182/26-25 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 25.07.74. Бюллетень № 27

Дата опубликования описания 06.01.75 (51) М. Кл. G 21с 19/00

Государственными номитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.039(088.8) (72) Авторы изобретения Ю. М. Блосфельдт, В. A. Максимов, В. И. Скворцов и В. Т. Шабанов (71) Заявитель (54) СТЫКОВОЧНЫЙ ПАТРУБОК РАЗГРУЗОЧНО-ЗАГРУЗОЧНОЙ

МАШИНЫ

Изобретение относится к области ядерной энергетики и может использоваться в разгрузочно-загрузочных машинах ядерных реакторов канального-типа.

Перегрузку топлива канальных ядерных реакторов на ходу осуществляют специальными разгрузочно-загрузочными машинами (РЗМ). Полости РЗМ соединяют с полостью технологического канала реактора посредством стыковочного патрубка, уплотненного на головке технологического канала с помощью надувной резиновой манжеты.

В процессе перегрузки топлива возможен разрыв надувной манжеты. В таких случаях возникает аварийная ситуация, при которой большое количество радиоактивного теплоносителя, например воды, выбрасывается в зал реактора, что представляет значительную биологическую опасность. Ликвидация последствий такой аварии требует больших материальных затрат.

Известная конструкция стыковочного патрубка разгрузочно-загрузочной машины, спроектированной для ядерного реактора Ленинградской атомной электростанции, не имеет средств для ликвидации подобной аварии.

Цель изобретения — предотвратить выброс радиоактивного теплоносителя в реакторньш зал в случае разрыва надувной манжеты.

Цель достигается установкой на стыковочном патрубке РЗМ аварийного уплотнения, которое обеспечивает автоматическое перекрытие зазора между стыковочным патрубком и головкой технологического канала в момент разрыва надувного уплотнения, На чертеже изображен предлагаемый патрубок, состыкованный с технологическим ка10 налом реактора, разрез.

Стыковочный патрубок 1, установленный на головке 2 технологического канала, имеет надувную манжету 3 с каналом 4 для подвода к ней жидкости под давлением. Под манже15 той расположена расточка, в которую заподлицо с внутренней стенкой патрубка вставлено аварийное уплотнение, выполненное в виде эластичного (резинового) кольца 5 прямоугольного сечения. Кольцо образует полость

20 6, которая связана каналом 7 с полостью 8 стыковочного патрубка или другим источником давления. Канал 7 заперт клапаном 9, управляемым давлением среды в манжете 3.

25 Стыковочный патрубок 1 надевают на головку 2 технологического канала и уплотняют манжетой 3 путем подачи в нее давления воды по каналу 4. В процессе перегрузки канала в полости 8 стыковочного патрубка соз30 дается давление до 60 кг/см2. В случае выхо392792

Предмет изобретения

Составитель В. Мурогов

Техред В. Рыбакова

Корректор А. Дзесова

Редактор И. Орлова

Заказ 3470/3 Изд. Мв 88 Тираж 506 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 да из строя манжеты или системы, обеспечивающей распор манжеты, давление в канале

4, падает, срабатывает автоматический клапан 9, теплоноситель из полости 8 стыковочного патрубка по каналу 7 поступает в кольцевую полость 6 и выдавливает уплотнение в зазор, образованный стыковочным патрубком и головкой технологического канала, тем самым перекрывая его. Таким образом исключается выброс теплоносителя из полости стыковочного патрубка в реакторный зал, . что позволяет закончить цикл перегрузки. После перегрузки РЗМ может быть направлена в ремонт.

Стыковочный патрубок разгрузочно-загрузочной машины канального ядерного реакто5 ра, содержащий надувное манжетное уплотнение, отличающийся тем, что, с целью предотвращения выброса теплоносителя в реакторный зал при прорыве надувной манжеты, патрубок имеет ниже манжетного уп10 лотнения расточку, в которую вставлено эластичное кольцо, образующее полость, соединенную через автоматический клапан с источником давления, например с полостью стыковочного патрубка.