Устройство для автоматического управления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАЙ И Е

ИЗОЬРЕТИния

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистимеских

Респ . блик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 03.111.1971 (¹ 1634539/27-11) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет—

Опубликовано 10.VIII.1973. Бюллетень № 33

Дата опубликования описания 10 XII.1973

М. Кл. В 60k 21/06

F 16h 5/64

G 050 13/04

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР оо делам иэооретенио и открытий

УДК 629.113-585-52 (088.8) Авторы изобретения

В. И. Соколовский и Ю. С. Шурлапов

Московский трижды ордена Ленина и ордена Трудового

Красного Знамени автомобильный завод имени И. А. Лихачева

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ФР И КЦИ О Н Н Ъ|М И ЭЛ ЕМЕНТАМИ СТУПЕНЧАТОЙ

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИ НЪ1

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления трансмиссиями транспортных машин.

Известны устройства для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортной машины, содержащие клапаны переключения фрикционных элементов, сообщающие их гидравлические,цилиндры по заданной программе с источником рабочей жидкости и со сливом по сигналу давления от датчика скорости машины и датчика нагрузки двигателя, имеющего подпружиненный золотник, перекрывающий канал подачи рабочей жидкости к клапану переключения передач по сигналу давлен ия в этом канале, сообщающемся с полостью перед торцом золотника, обращенным в tnpoтивоположную от пружины сторону, и упор пружины, связанный кинематической цепью с педалью подачи топлива к двигателю.

Цель изобретения — изменение программы переключения передач при движении машины в различных дорожных условиях.

Это достигается тем, что предлагаемое устройство снабжено приспособлением, содержащим силовой элемент, взаимодействующий с золотником датчика нагрузки двигателя и управляемый посредством селектора.

Причем силовой элемент может быть выпол,нен в виде плунжера, имеющего иную площадь, чем золотник датчика нагрузки двигателя, и расположенного напротив обращенного в противоположную от пружины сторону торца золотника датчика нагрузки, а селектор может быть выполнен в виде подвижно установленного золотника, сообщающего поочередно полости перед плунжером и упомянутым торцом золотника с каналом подачи жидкости от датчика нагрузками двигателя к клапа10 ну переключения фрикционных элементов, На чертеже изображена схема .предлагаемого устройства.

С выходным элементом коро бки передач связан датчик 1 скорости. С датчиком 2 нагрузки двигателя через подвижный упор 8 пружинны 4 датчика нагрузки соединен толкатсль 5, связанный кинематической цепью с педалью подачи топлива к двигателю. Устройство содержит клапан б переключения пере2о дач, управляющий фрикционным элементом 7, насос 8 питания и селектор 9. Выход насоса

8 соединен каналом 10 с клапаном б и каналом 11 с входной полостью 12 датчика нагрузки двигателя. Полость 13 выходного давления

25 датчика 2 соединена каналом 14 с .полостью

15 воздействия упомянутого давления на поршень 1б или поршень 17 клапана б, который имеет также противоположную полость 18 с поршнем 19, связанную каналом 20 с датчизр ком 1. Клапан б соединен каналами 21 и 22 с

393135 соответствующими полостями элемента 7.

Датчик 2 имеет золотник 28, перекрывающий канал при 14 подачи рабочей жидкости от датчика .нагрузки к клапану б по оипналу давления в канале 14. Канал 14 соединен с полостью 24 перед торцом 25 золотника 28, обращенным в прогивоположную от пружины

4 сторону.

Датчик 2 снабжен приспособлением 26, содержащим силовой элемент в виде плунжера

27, взаимодействующего с золотником 28 и управляемого с помощью селектора 9. Плунжер 27 имеет иную площадь, чем золотник 28 и расположен напрогив торца 25 золотника.

Селектор выполнен в виде подвижно установленного золотника 28, сообщающего поочередно полость 29 перед плунжером и полость

24 перед торцом 25 золотника 28 с каналом 14 от датчика 2 к клапану б, чем и достигается изменение программы переключения передач в различ ных дорожных условиях.

Устройство работает следующим образом.

При правом крайнем положении золотника

28 селектора, 9, которое установливается водителем при длительном движении по шоссе, полость 18 датчика 2 каналом 80 сообщается через полость 81 селектора 9 с полостью 24 перед торцом 25 золотника 28. При этом выходное давление датчика 2 имеет такую характеристику, которая обеспечивает при воздействии упомянутого давления через ка нал

14 на,поршень 16 ил и поршень 17 клапана б программу переключения, соответстзу!ощу!о получению оптимальных экономических показателей транспортной машины.

Сдвигая золотник 28 селектора 9 в левое крайнее положение, что соответствует дв!! кению транспортной машины по бездорожью, полость 18 сообщается каналом 80 через полость 82 селектора 9 с полостью 29 перед плунжером 27, имеющим иную, в данном случае меньшую, площадь, чем золотник 28. При этом характеристика выходното давления датчика .нагрузки двигателя становится иной и обеспечивает при воздействии упомянутого давления через канал 14 на поршень 16 или поршень 17 клапана 6 изменение программы переключения, соответствующей получению оптимальных динамических показателей при движении машины .в этом режиме.

Изменяя соот!ношение площадей плунжера

27 и золотника 28 датчика нагрузки, можно получить оптимальное сочетание динамических и экономических показателей машкины. 10

Предмет изобретения

1. Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортяой машины, содержащее клапан переключения фрикционных элементов, сообщающий их пидравлические цилиндры по заданной программе с источником рабочей жидкости и со сливом по сигналу давления от датчика скорости машины и датчи ка на|грузки двигателя, имеющего подпруж иненный золотник, перекрывающий канал подачи рабочей жидкости к клапану переключеяия передач по сигналу давления в этом канале, сообщающемся с полостью перед торцом золотника, обращенным в противоположную от пружины сторону, и упор пружины, связанный кинематической цепью с педалью подачи топлива к двигателю, отлича!ощееея

3!! тем, что, с целью изменения программы переключения передач в различных дорожных условиях, оно снабжено приспособлением, содержащим силовой элемент, взаимодействующий с золотником датчика нагрузки двигателя и управляемый посредством селектора.

2. Устройство по п. 1, отличаюш,ееся тем, что силовой элемент выполнен в виде плунжера, расположенного напротив торца золотника датчика нагрузки двитателя и имеющего о иную площадь торца, а селектор выполнен в виде подвижно уcTBHQBëåííîão золотника, сооб.цающсго поочередно полости перед плунжером и торцом золотника датчика нагрузки двигателя с каналом подачи жидкости от это4Б го датчика к клапану переключения фрикцнонных элементов.

393135

20 1

Составитель В. Бялоцкий

Техред Л. Богданова

Корректор А. Васильева

Редактор Г. Ивченкова

Типография № 24 Союзполиграфпрома, Москва, 121019, ул. Марксa — Энгельса, 14

Заказ 712 Изд. № 850 Тираж 632 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 5К-35, Раушскаа наб., д. 4/5.