Устройство для автоматического управления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАЙ И Е
ИЗОЬРЕТИния
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистимеских
Респ . блик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 03.111.1971 (¹ 1634539/27-11) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет—
Опубликовано 10.VIII.1973. Бюллетень № 33
Дата опубликования описания 10 XII.1973
М. Кл. В 60k 21/06
F 16h 5/64
G 050 13/04
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР оо делам иэооретенио и открытий
УДК 629.113-585-52 (088.8) Авторы изобретения
В. И. Соколовский и Ю. С. Шурлапов
Московский трижды ордена Ленина и ордена Трудового
Красного Знамени автомобильный завод имени И. А. Лихачева
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ФР И КЦИ О Н Н Ъ|М И ЭЛ ЕМЕНТАМИ СТУПЕНЧАТОЙ
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИ НЪ1
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления трансмиссиями транспортных машин.
Известны устройства для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортной машины, содержащие клапаны переключения фрикционных элементов, сообщающие их гидравлические,цилиндры по заданной программе с источником рабочей жидкости и со сливом по сигналу давления от датчика скорости машины и датчика нагрузки двигателя, имеющего подпружиненный золотник, перекрывающий канал подачи рабочей жидкости к клапану переключения передач по сигналу давлен ия в этом канале, сообщающемся с полостью перед торцом золотника, обращенным в tnpoтивоположную от пружины сторону, и упор пружины, связанный кинематической цепью с педалью подачи топлива к двигателю.
Цель изобретения — изменение программы переключения передач при движении машины в различных дорожных условиях.
Это достигается тем, что предлагаемое устройство снабжено приспособлением, содержащим силовой элемент, взаимодействующий с золотником датчика нагрузки двигателя и управляемый посредством селектора.
Причем силовой элемент может быть выпол,нен в виде плунжера, имеющего иную площадь, чем золотник датчика нагрузки двигателя, и расположенного напротив обращенного в противоположную от пружины сторону торца золотника датчика нагрузки, а селектор может быть выполнен в виде подвижно установленного золотника, сообщающего поочередно полости перед плунжером и упомянутым торцом золотника с каналом подачи жидкости от датчика нагрузками двигателя к клапа10 ну переключения фрикционных элементов, На чертеже изображена схема .предлагаемого устройства.
С выходным элементом коро бки передач связан датчик 1 скорости. С датчиком 2 нагрузки двигателя через подвижный упор 8 пружинны 4 датчика нагрузки соединен толкатсль 5, связанный кинематической цепью с педалью подачи топлива к двигателю. Устройство содержит клапан б переключения пере2о дач, управляющий фрикционным элементом 7, насос 8 питания и селектор 9. Выход насоса
8 соединен каналом 10 с клапаном б и каналом 11 с входной полостью 12 датчика нагрузки двигателя. Полость 13 выходного давления
25 датчика 2 соединена каналом 14 с .полостью
15 воздействия упомянутого давления на поршень 1б или поршень 17 клапана б, который имеет также противоположную полость 18 с поршнем 19, связанную каналом 20 с датчизр ком 1. Клапан б соединен каналами 21 и 22 с
393135 соответствующими полостями элемента 7.
Датчик 2 имеет золотник 28, перекрывающий канал при 14 подачи рабочей жидкости от датчика .нагрузки к клапану б по оипналу давления в канале 14. Канал 14 соединен с полостью 24 перед торцом 25 золотника 28, обращенным в прогивоположную от пружины
4 сторону.
Датчик 2 снабжен приспособлением 26, содержащим силовой элемент в виде плунжера
27, взаимодействующего с золотником 28 и управляемого с помощью селектора 9. Плунжер 27 имеет иную площадь, чем золотник 28 и расположен напрогив торца 25 золотника.
Селектор выполнен в виде подвижно установленного золотника 28, сообщающего поочередно полость 29 перед плунжером и полость
24 перед торцом 25 золотника 28 с каналом 14 от датчика 2 к клапану б, чем и достигается изменение программы переключения передач в различ ных дорожных условиях.
Устройство работает следующим образом.
При правом крайнем положении золотника
28 селектора, 9, которое установливается водителем при длительном движении по шоссе, полость 18 датчика 2 каналом 80 сообщается через полость 81 селектора 9 с полостью 24 перед торцом 25 золотника 28. При этом выходное давление датчика 2 имеет такую характеристику, которая обеспечивает при воздействии упомянутого давления через ка нал
14 на,поршень 16 ил и поршень 17 клапана б программу переключения, соответстзу!ощу!о получению оптимальных экономических показателей транспортной машины.
Сдвигая золотник 28 селектора 9 в левое крайнее положение, что соответствует дв!! кению транспортной машины по бездорожью, полость 18 сообщается каналом 80 через полость 82 селектора 9 с полостью 29 перед плунжером 27, имеющим иную, в данном случае меньшую, площадь, чем золотник 28. При этом характеристика выходното давления датчика .нагрузки двигателя становится иной и обеспечивает при воздействии упомянутого давления через канал 14 на поршень 16 или поршень 17 клапана 6 изменение программы переключения, соответствующей получению оптимальных динамических показателей при движении машины .в этом режиме.
Изменяя соот!ношение площадей плунжера
27 и золотника 28 датчика нагрузки, можно получить оптимальное сочетание динамических и экономических показателей машкины. 10
Предмет изобретения
1. Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортяой машины, содержащее клапан переключения фрикционных элементов, сообщающий их пидравлические цилиндры по заданной программе с источником рабочей жидкости и со сливом по сигналу давления от датчика скорости машины и датчи ка на|грузки двигателя, имеющего подпруж иненный золотник, перекрывающий канал подачи рабочей жидкости к клапану переключеяия передач по сигналу давления в этом канале, сообщающемся с полостью перед торцом золотника, обращенным в противоположную от пружины сторону, и упор пружины, связанный кинематической цепью с педалью подачи топлива к двигателю, отлича!ощееея
3!! тем, что, с целью изменения программы переключения передач в различных дорожных условиях, оно снабжено приспособлением, содержащим силовой элемент, взаимодействующий с золотником датчика нагрузки двигателя и управляемый посредством селектора.
2. Устройство по п. 1, отличаюш,ееся тем, что силовой элемент выполнен в виде плунжера, расположенного напротив торца золотника датчика нагрузки двитателя и имеющего о иную площадь торца, а селектор выполнен в виде подвижно уcTBHQBëåííîão золотника, сооб.цающсго поочередно полости перед плунжером и торцом золотника датчика нагрузки двигателя с каналом подачи жидкости от это4Б го датчика к клапану переключения фрикцнонных элементов.
393135
20 1
Составитель В. Бялоцкий
Техред Л. Богданова
Корректор А. Васильева
Редактор Г. Ивченкова
Типография № 24 Союзполиграфпрома, Москва, 121019, ул. Марксa — Энгельса, 14
Заказ 712 Изд. № 850 Тираж 632 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 5К-35, Раушскаа наб., д. 4/5.