Пружинная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
i;Ч:.СКЛЙ (ыБА
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВКДЕТЕЛЬСТВУ
СОЮЗ cOBGTCRHX
Социалистических
Реслублик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено,l 1.Х1.1971 (№ 1712905/25-27) с присоединением заявки №вЂ”
П риоритет—
Опубликовано 10.И11.1S73. Бюллетень № 33
Дата опубликования описания 25.111.1974
М. Кл. F 16d 13/08
F 1бс1 3/52
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР но деном изобретений и открытий
УДК 621.825.54-52 (088.8) Автор изобретения
Ю. К. Сазонов
Заявитель
ПРУЖИННАЯ МУФТА
Изобретение относится к области приборостроения.
Известна пружинная муфта, содержащая соосно расположенные ведущую и ведомую полумуфты, замыкаемые пружиной кручения, охватывающей с натягом ступицы полумуфт, один конец которой жестко закреплен в ведо»ой полумуфте, а другой — в управляющей втулке, установленной концентрично полумуфтам, причем на всем протяжении пружины зазор между внутренним диаметром управляющей втулки и наружным диаметром пружины в ее рабочем состоянии остается постоянным. В период расцепления полумуфт пружина находится в раскрученном состоянии, и зазор образуется между наружным диаметром ступицы и внутренним диаметром пружины.
Однако этот зазор на всем протяжении пружины различный по величине.
В связи с тем, что на пружину в расцепленном состоянии действуют только силы реакции ведомой полумуфты и управляющей втулки, направленные по касательной к диаметру и приложенные к радиальным отгибам концов проволоки первого и последнего витков, пружина не может оставаться концентричной охватываемым ступицам. По крайней мере в одном месте пружина касается непрерывно вращающейся ступицы полумуфты, в результате чего происходит износ и нагрев деталей, сокращается срок службы муфты, уменьшается межсмазочный период.
Цель изобретения — уменьшение трения между пружиной и ведущей полумуфтой при
5 их расцеплении.
В предлагаемой муфте управляющая втулка выполнена с кольцевым уступом на ее внутренней поверхности, расположенным по крайней мере над одним крайним витком пружины, причем диаметр кольцевого уступа бо.чьше наружного диаметра пружины в ее рабочем состоянии, например, на 0,05 л я.
На фиг. 1 представлена описываемая муфта, продольный .разрез; на фиг. 2 — то же, разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез по
 — В на фи,г. 1.
Муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт, сидящих на валу 8. Ведущая полумуфта выполнена, например, за одно целое с зубчатым колесом и с помощью него приводится в непрерывное вращение (редуктор не показан). На встречно расположенных ступицах полумуфт преимущественно одинакового диаметра посажена пружина 4 кручения, имеющая*в свободном состоянии меньший внутренний диаметр. Часть витков пружины, расположенная на ступице ведомой полумуфты, зажата хомутом 5. На цилиндрической части 6 хомута установлен поводок 7, 393504
50 который крепится к хомуту винтами 8 и может быть повернут относительно него благодаря имеющимся продолговатым отверстиям
Управляющая втулка 10 свободно расположена с одной стороны на цилиндрической части хомута, а с другой — на уступе ведущей полумуфты; втулка имеет выступ 11, входящий в паз 12 поводка, концы пружины имеют радиальные отгибы 13 и 14, расположенные в пазу 15 (фиг. 2) хомута и пазу 1б (фиг. и 3) управляющей втулки.
Цилиндрическая поверхность кольцевого уступа 17 втулки расположена над крайним витком:пружины (считая,со стороны ведущей полу муфты) . Диаметр кольцевого уступа больше наружного диаметра пружины в ее рабочем состоянии. Таким образом, между кольцевым уступом втулки и наружной поверхностью пружины образуется зазор.
Хомут, прижимая витки пружины к ступице ведомой полумуфты, стягивается винтом
18. Управляющая втулка выполнена со стопорным выступом (9 и пазом, предназначенным для заправки радиального отгиба,пружины. На фиг. 3 пружина показана в раскрученном состоянии: наружная поверхность витка пружины лежит на внутренней цилиндрической поверхности кольцевого уступа, а между внутренней, поверхностью витка пружины и наружной поверхностью ступицы ведущей полумуфты,имеется зазор 5>, примерно равный зазору S (фиг. 1).
Ведомая полумуфта выполнена с фиксирующим уступом 20, в который может западать фиксирующий рычаг 21. В сцепленном состоянии, пружина 4, закрепленная на ведомой, части хомутом 5, самозатянута вокруг находящейся в непрерывном вращении ведущей полумуфты .и передает крутящий момент на ведомую полумуфту. Все детали муфты находятся в этот период в непрерывном вращении.
Для приведения муфты в расцепленное состояние под стоповый выступ 19 управляющей втулки 10 подводится стоповый рычаг (не показан). Управляющая втулка останавливается и надавливает на радиальный отгиб 14 первого витка пружины.
Начинается процесс, отхода первого и последующих витков (считая со стороны ведущей полумуфты) от непрерывно вращающейся ведущей полумуфты. Ведомая полумуфта под действием сил инерции .продолжает пово5
Зо
35 рачиваться и раскручивать пружину 4. Диаметр пружины увеличивается, и первый виток пружинны (считая со стороны ведущей полумуфты) приходит в соприкосновение с внутренней цилиндрической поверхностью кольцевого уступа 17 управляющей втулки 10. Внутренняя цилиндрическая поверхность уступа
17 концентрична,ведущей полумуфте, поэтому между витком пружины 4 и ведущей полумуфтой образуется зазор S (фиг. 3) При дальнейшем повороте ведомой нолумуфты 2 под действием сил инерции диаметр свободных витков пружины 4 будет увеличиваться только концентрично, так как первый (или первые) и последние витки пружины будут концентрично зафиксированы относительно соосно расположенных ведомой 2 и ведущей
1 полумуфт, При достижении необходимого угла разворота пружины кручения, хомута и поводка ведомой полумуфты относительно неподвижной управляющей втулки 10 фиксирующий рычаг 21 западает за уступ 20 ведомой полумуфты (фиг. 4) и на протяжении всего периода расцепления полумуфт пружина находится в раскрученном. состоянии с гарантированным зазором, например 0,05 мм, между ведущей полумуфтой и пружиной. При наличии у пружины кручения, хомута и поводка ведомой, полумуфты излишков кинетической энергии (часть энергии расходуется на раскручивание пружины) дальнейший поворот их î"раничивается выступом 11 неподвижной в этот момент управляющей втулки.
Предмет изобретения
Пружинная муфта, содержащая соосно расположенные ведущую и ведомую полумуфты, замыкаемые пружиной кручения, охватывающей с натягом ступицы полумуфт, один конец которой, жестко закреплен в ведомой по.тумуфте, а другой — в управляющей втулке, установленной концентрично полумуфтам, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения трения между пружиной и ведущей полумуфтой при их расцеплении, управляющая втулка выполнена с кольцевым уступом на ее внутренней. поверхности, расположенным по .крайней мере над одним крайним витком пружины, причем диаметр кольцевого уступа больше наружного диаметра пружины в ее рабочем состоянии, например, на 0,05 мм.
393504
6 И т7 16
9 72
Фиа. 3 в-в
A-А иг. 3
ZI
Фиг. 4
Составитель И. Антипов
Техред А. Камышникова Корректор Н. Торкина
Редактор Л. Жаворонкова
Заказ 914/205 Тираж 825 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип, Харьк. фил. пред. «Патент>