Авиационный тренажер
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О ПИCА Н И Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 23.VI I.1971 (¹ 1684392/18-24) с присоединением заявки ¹â€”
Прноритст—
Oni:бликовано 10.VIII.1973. Бюллетень ¹ 33
М. 1хл. G 09b 9/08
Гасударственный комитет
6оввтв Министров СССР по делам изоорвтвнкй и открытий
УДК 629.13.01/06 (088.8) Дата опубликования описания 27.III.1974
Автор изобретения
А. С. Ветохин
Заявитель
АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР
Известны авиационные тренажеры, содержащие кабину летчика с органами управления и прибор|ами контроля, датчики положения органов управления самолетом и авиадвигателем, которые механичесхи связаны с органам и управления в кабине, вычислитель параметров, динамики полета и вычислитель пара метров авиадвигателя, состоящий .из устройства моделирования:параметров зрительной информации, сигналы с,выхода которого выдаются на приборы контроля в кабине, и устройства моделирования тяговых характеристик, сигнал с выхода которого подается в вычислитель параметров динамики полета.
В tHl3BpcTHbIx авиатренажерах трудно обеспечить подобие моделируемых характеристик самолета, связанных с тягой авиадвигателя (скороподъемность, разгон, торможение, планирова ние, максимальные скорости и т. д.), в результате чего условия, моделируемые на тренажере, отличаются от действительных. Объясняется это тем, что на современных сверхзвуковых самолетах тяги потребные (сопротивления самолета) и располагаемые (тяга авиадвигателя) пересекаются под относительно острым углом, вследствие чего возникающая при аоспро изведении этих характеристик на вычислительных машинах аппаратурная погрешность не позволяет обеспечить лодобие летных характеристик, связанных с тягой авиадвигателя. Такая трудность возникает даже в случае обеспечения подобия отдельно потребных,и располагаемых тяг, Уменьшение же аппаратурной погрешности вычислительных маВ шин не дает желаемого результата, так как это приводит к значительному усложнению авиатренажера и увеличению его габаритов.
В настоящее время авиатренажеры, как правило, изготовляют тогда, когда самолет
10 начинает летать, и даже раньше. Это осложняет модификацию авиатренажера, связанную с заменой авиадвигателя, с его модерни зацией на самолете, а также с приведением исходных (расчетных) данных, заложенных
15 в вычислительную машину, в соответствие с результатами летных испытаний самолета. Во всех указанных случаях тяга авиадвигателя изменяется в пределах 10 — 15%. Неучет этого обстоятельства может привести,к существенному изменению моделируемых летных характеристик самолета. Вследствие этого,в вычислителях существующих авиатренажеров изме няют функциональные зависимости, масштабные:коэффициенты, полностью меняют струк25 туру (для АВМ) или алгоритм (для ЦВМ) вычисл|ителя, что требует больших матерна Ibных затрат и конструктивных доработок.
Цель изобретения — приближение моделируемых условий на тренажере к действительным и упрощение его модификации.
Достигается это тем, что в состав предла< аемого авиационного тренажера введен вычислительный блок коррекции тяги авиадвигателя (состоящий из сумматора и блока перемножения), на вход которого поступают сиг налы с датчика положения рычага управления авиадвигателем и с датчиков моделируемой высоты и скорости полета, расположенных в вычислителе параметров динамики полета. Сигнал с,выхода указанного блока поступает на вход устройства моделирования тяговых харакгеристик авиадвигателя, где изменяет тягу на величину, определяемую аппа.ратурной погрешностью .вычислителя или изменением тяги при модификации тренажера.
При этом вычислител|и параметров авиадвигателя и дппамлки полста не претерпевают никаких конструктивных доработок или переделок, а также меняют свою структуру или ал,горитм. Функциональные зависимости или гмасштабные коэффициенты изменяют только з вычислительном блоке коррекции тягл, который го своему объему и выполняемым математическим операциям значительно меньше и проще вычислителя параметров авиадвигателя.
На чертеже,приведена структурная схема предлагаемого авиатренажера.
В состав тренажера входит кабина летчика
1 с органами 2 и 8 управления самолетом и авиадвигателем соответственно, приборы контроля 4. С органами управления механически связаны датчики 5 положения руч ки управ.чения .самолетом и датчика б положения рычага управления авиадвигателем. Сигналы с датчиков 5 поступают на вход вычислителя параметров динамеки полета 7, а с датчиков б — на вход вычислителя параметров авиадвигателя 8, состоящего из устройства моделирования параметров зрительной информации 9, сигнал с выхода которого поступает на лриборы контроля 4, 1и устройства моделирования тяговых характеристик 10, выход которого соединен с,входом вычислителя 7, а вход — с выходом устройства 9 и с датчиками,моделируемой высоты и скорости полета, расположенными в вычислителе. Вышеуказан ные датчики соединены также со входом устройства 9 и со входом вычислительного блока коррекции тяги i11. Вход блока 11 соединен также с датчиком положения рычага управления авиадвигателем б, а выход — со входом устройства 10.
При появлении,в вычислителе 8 аппаратурлой погрешности (разброс характеристик эле5
10 ,:)
Зо
3)
55 ментов, погрешность за счет каскадности эле ментов, температурная погрешность и т. д.), которая может привести к отличию моделируемых летных характеристик от действительных, па вход устройства моделирования тяговых характеристик авиадвигателя 10 подается корректирующий сигнал с выхода вычисли.тельного блока 11, который формируется в функции положения датчика режима .работы авладвигателя и сигналов, про порциональпь. . моделируемой, высоте и с корости, снимаемы< с датчиков, расположенных в вычислителе 7.
Hpè этом корректирующий сигнал с выхода блока 11 имеет противоположный знак по сравнению с появившейся погрешностью.
Если модификация тренажера требует изменения моделируемых тяговых характеристик авиадвигателя, изменяют функциональные зависимости и масштабные коэффициенты в блоке 11, что приводит к изменению величины корректирующего сигнала.
В обоих случаях вычислители 7 и 8 остаются неизменными.
Подвергается некоторым конструктивным переделкам только вычислительный блок коррекции тяги 11.
Предмет изобретения
Авиационный тренажер, содержащий кабину летчика с приборами контроля и органами управления, соединенными соответственно с датчиками положения рычага управления двигателями и датчиками положения ручки управления само.четом, приборы контроля соединены с блоком моделирования параметров зрительной информации и с вычислителем параметров, динамики полета, един,из входов которого подключен к датчикам:положения ручки управления, другой — .к выходу блока моделирования тяговых характеристик, а выход его соединен с блоком моделирования параметроз зрлтельной информации .и с блоком моделя рования тяговых характеристик, .вход которого подключен к блоку моделирования параметров зрительной информации, соединенному с датчиком положения. рычага управления двигателями, отличаюшийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения летного состава и упрощения тренажера, в него введен блок вычисления коррекции тяги двигателя, один вход которото соединен с датчиками по,чожения рычага управления двигателями, другой — с вычислителем параметров, полета, а выход подключен к блошку моделирования тяговых характеристик.
Редактор Б. Федотов
Составитель В. Гончаров
Техред Т. Курилко
Корректор Л Орчова
Заказ 916/204 Тираж 467 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Тнп. Харьк. фнл. пред. «Патент»