Гистерезисный электродвигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(, ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВйДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства ¹

М. Кл. Н 02k 19 08

Заявлено 30.111.1971 № 1639202/24-7) с присоединением заявки №

Государственный комитет

Савета Министров СССР па делам изаоретений и открытий

Приоритет

Опубликовано 10. П11.1973. Бюллетень № 33

Дата опубликования списания 27.Х11.1973

УДК 621.313.39:621.313. .8 (088.8) Авторы изобретения

Н. Н. Фархуллин, И. И. Васильченко и В. A. Куфа

Заявитель

ГИСТЕРЕЗИСНЪ1Й ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области синхронных электрических машин, а именно к гистерезисным электродвигателям.

Известны гистерезисные электродвигатели с ротором из магнитотвердого материала и использованием режима перевозбуждения.

Недостаток существующих конструкций и схем перевозбуждения заключается в их сложности.

Целью изобретения является обеспечение автоматического персвозбуждсния двигателя при достаточной простоте конструкции.

Это достигается тем, что на валу гистерезисного ротора установлен дополнительный, свободно вращающийся ротор с постоянными магнитами, который наводит в обмотке статора дополнительную э.д.с., действующую встречно приложенному напряжению. Для увеличения перегрузочной способности двигателя ротор с постоянными магнитами снабжен центробежным устройством, сочлсняющимся с основным ротором на подсинхронной скорости вращения.

На фиг. 1 представлспа конструкция ротора двигателя с пусковым устройством на дополнительном роторе с постоянными магнитами; на фиг. 2 — конструкция ротора с пусковым устройством па гистсрсзисной части ротора; на фиг. 3 — конструкция ротора, в которой пуск дополнительного ротора осуществляется за счет взаимодействия торцовых магнитных потоков между гистерезисной частью и постоянными магнитами; на фиг. 4 — конструкция ротора с центробежным устройством, сцепляющим обе части ротора на подсинхронной скорости вращения.

Ротор состоит из гистсрезисной части 1, постоянного магнита 2 с числом полюсов обмотки статора и вращающегося в подшипни10 ках 3 на валу 4 пускового устройства 5.

Пусковое устройство 5 может быть выполнено в виде короткозамкнутой беличьей клетки, токопроводящсго стакана или гистсрезпсного кольца. Пусковос устройство может

13 быть расположено аксиальпо по отношению к постоянному магниту. Для повышения перегрузочной способности двигателя дополнительный ротор с постоянным магнитом 2 сочлсняется с гистерезисной частью 1 с по20 мощью центробежного устройства 6, например, в виде защелки.

При включении элсктродвигатсля гистсрсзпсная часть 1 ротора с нагрузкой на валу разгоняется до синхронной скорости вращс25 ния.

Дополнительный ротор с постоянным магнитом 2 (фиг. 1) разгоняется пусковым устройством 5 до синхронной скорости вращения за время большее, чем время разгона гистс30 резисной части, путем соответствующего вы393797 бора момента инерции и момента пускового устройства. Перевозбуждение гистерезисной части происходит в результате наведения в синхронизме в обмотке статора от потока постоянного магнита э.д.с., встречной напряжению питания. Повторное перевозбуждение двигателя с ротором (фиг. 1) производится после отключения двигателя от сети и повторного включения. Двигатель с ротором (фиг. 2) позволяет осуществлять повторное 10 автоматическое перевозбуждение без отключения двигателя от сети. Разгон ротора с постоянным магнитом 2 происходит под действием момента, возникающего от взаимодействия его поля с пусковым устройством о, 15 установленным на гистерезисной части. При выпадении гистерезисной части 1 ротора из синхронизма со стороны пускового устройства на постоянный магнит 2 действует тормозной момент, выводящий его также из синхрониз- 20 ма. При уменьшении нагрузки на валу двигателя происходит повторный разгон и перевозбуждение гистерезисной части. У двигателя с ротором (фиг. 3) разгон дополнительного ротора с постоянным магнитом 2 осу- 25 ществляется за счет взаимодействия торцовых потоков магнита с гистерезисной частью

1, причем величина момента регулируется изменением воздушного зазора б, благодаря чему и достигается необходимое время раз- 30 гона дополнительного ротора. Двигатель с ротором (фиг. 4) имеет повышенную перегрузочную способность за счет сцепления обеих частей ротора при помощи центробежного устройства б. 35

Процесс перевозбуждения в таком двигателе происходит аналогично описанному выше, и при выпадении ротора из синхронизма центробежное устройство расцепляет обе части ротора, и процесс разгона и перевозбуждения может быть повторен. Двигатель по данному изобретению может быть выполнен с двумя статорами в одном корпусе, при этом обмотки их соединяются последовательно. В одном статоре в этом случае располагается гистерезисный ротор, а в другом— постоянный магнит. Число полюсов постоянного магнита и соответствующего ему статора может отличаться от числа полюсов статора гистерезисной части. Все конструктивные варианты роторов двигателя могут быть выполнены со вторым валом, связанным с постоянным магнитом для присоединения дополнительных маховиков, что может быть необходимым для регулирования времени разгона дополнительного ротора.

Предмет изобретения

1. Гистерезисный электродвигатель, содержащий статор и основной ротор из магнитотвердого материала, отличающийся тем, что, с целью обеспечения автоматического перевозбуждения, на валу двигателя установлен дополнительный ротор с постоянными магнитами, свободно вращающийся относительно основного ротора и снабженный устройством для самозапуска.

2. Гистерезисный электродвигатель по и. 1, отличающийся тем, что, с целью увеличения перегрузочной способности двигателя, ротор с постоянными магнитами снабжен центробежным устройством, сочленяющимся с основным ротором на подсинхронной скорости вр а щения.

393797

Составитель В. Трегубов

Техред 3. Тараненко Корректор Т. Добровольская

P еда кто р В. Фельдман

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3450/!8 Изд. № 905 Тираж 755 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5