Фрикционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
И С
Союз Советских
Социалистических:
Республик
ИЗОВ ЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 02.IV.1971 (№ 1646700127-11) с присоединением заявки ¹
M. Кл. F 16d 251063
Гасударственный камнтет
Савета Мннистрав СССР па делам изааретеннй и открытий
Приоритет
Опубликовано 22Х111.1973. В1оллстснь ¹ 34
Дата опубликования описания 15.1.1974
УДК 621.825.54 (088.8) Авторы изобрстсния
В. П. Тарасик, В. Я. Корейво, И.-С. В. Кежун и М. H. Жук
Заявитель
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к механизмам трансмиссий транспортных средств.
Известны фрпкционные муфты, содержащие корпус, комплект фрикционных дисков и ступенчатый поршень, образующий в корпусе два концентричных гидравлических цилиндра, первый из этих цили ндров сообщен с источником подачи жидкости под давлением, второй цилиндр — через дроссель с пер.вым цилиндром, а с другой стороны поршня расположен третий гидравлический цилиндр для возврата поршня в исходное положение.
В таких конструкциях фрикциоппых муфт управление гидравлическим выключением п роизводитс11 установленным в поршне муфты клапаном, золотник которого подпружпнсн со стороны полости, связанной с атмосферой, а перемещение золотника при вкл1очении
Осуществляется давлением 1масля, 1подавае А l bI il I В 11 0 P 111 J l I I I l l I I l H . j P .
Однако «о вращающихся муфтах «а поршень действует с:1ла центробежного давления жидкости, препятствующая возврату порпшя н 11сходное положение, и при выключении муфгы пружина золотника преодолевает наряду с друп1ми силами так хке и силу центробежного давления жидкости, действующую на торец золотника. Это отрицательно сказывается особенно,при иопользовани11,переменного давления жидкости в системс упИ Е 394603 равленпя переключением передач, та,к,как в этом случае усилие пружины кла пана рассчитывается на преодоление усилия от минимального давлен,пя.
5 C целью четкого выключения в предлагаемой фрикцнонной муфте в поршне устано влен клапан, имеющий подпружиненный золотник, для сообщения третьего гидравлического цилиндра попеременно с каналом подачи в не10 го жидкости и со сливом, а второго цилиндра со сливом при выключении муфты. Прп этом полость в клапане напротив подпружинснного торца золотника сообщена с первым гидравлическим цилиндром, а,полость перед
15 прои1 воположным торцом сообщена с каналом подачи ж1lдкоcт11 В Tpoтнй цилиндp..
Ня чертеже показа Ia описываемая фрнкцпонпая муфта. разрез.
Фрикциоиная муфта состоит из корпуса 1, 20 образующего с поршнем 2 два:концентричных цилиндра 8 н 4, уплотняемые кольцами
5 — 7. Между нажllмной поверхностью поршня и упорным диском 8, закрепленным в корпуcp стопорным кольцом 9, расположеньl Ве25 ду1цпе 10 и ведомые 11 диски. Третий цвлин ip
12 с поршнем образует полость гпдроотключсния А, уплотняемую кольцами И и 14.
В поршне установлен золотник 15 с пружиной 16. Первый цилиндр 8 соединен с:каня30 лом подвода масла одним или несколькими
394603
45 ()ТВЕрСТИя>IИ 17. В1 Ора!! ИИ,)1!!ядр с1 (()Е !НИ(П с атмосферой одним или несколькими отверстиями 18, предназначе>!ными для впуска воздуха, дроссельным отверстием 19 с канало»1 подвода жидкости под давлением!, а также
0Ti3CfplCTIICM 20 С ПОЛОСТЫО за "IOTIIIIIска 1с), КОТОрас 13 зависимости от поло>кения зола!и!!и!1
С (! () () И с! (. Т (. 5 C К с! ! с!, О (с (. и В 11 . 1 !, И . 3 с! И l j) I l C l Ся. Кап сlл 22 lipï 131 1Ê, 110 ICIIHII СОСЛИП»ЕТС» С полостью 1 третьего цилиндра посредством залотника.
Фр>!Кционная муфта .работает следующим образом.
При включении муфты масло подается спад давлен1!ем в первый цилиндр 8 через отвер,стие 17, и ITIopIIIeiib 2 быстро перемещается, выбирая зазоры, между дисками 10 и 11, и обеспечивает предварительное их сжатие, прl котором начинается их буксование. Давленис масла, поступающего из первого цилиндра > в !поло!Сть Б пружины, уравновешивает усилие на прагивополо>кном торце золотника 15 от дай!ств!!я давления масла из капала пола ги в . третий ц!Илпндр. Золотник 1() п(.рсмсщаетс» под действием ус!11;lsl !пружины 16 вправо, сосдн1!»5! полость Л третьего цилиндра с каналом слива и запирая его. При перемещении
I10!pl! liI5l ва второй ц:!линдр 4 через зазор майклу диском 10 и плоскостыа !поршня 2 в
01)верст(!!с 18 засасывается воздух. Количество масла, гаступающего 13 цилиндр 4 I; процессе перемен!Сии)! поршня, незначительно в связи с (кратковременностью этого процесса и мал!1!м диаметром дроссельного отверстия 19.
После выбора зазорои ъ!ежду дисками ведущ11 1! диас 1; 10 1 OTH 0 i!!pi! ac! ae i к H a» 113! 1! ОЙ п(>верхностп,поршня 2 If обеспечивает герметичное за,крытие отверстий 18.
lIlocTvI13I0IlJåå масло через дроссельное oòверстпе 19 пла|вно изменяется от нуля до ве,1!1 IIIIIbl РсlООЧЕГО ДаВЛЕПИ» f КанаЛаХ ПОД!30
„1а масла, производя да>катие дисков и обеспечивая необходимый запас момента трения. !
П!р!! соединении отверстий 17 со сливом давление масла в цилиндре B,íÿä>feò, и золотник 15 под действием давления масла в канале 22 !подачи жидкости в третий цилиндр, с>к!имая пружину 1б, перемещается влево, соедгшяя полость Л третьего цилиндра с ка
lfа 10>1 22, lf пил иис!!) 4 lcP(,o l, lн;! (101,.0 lf (:0 СЛИВогс1.
Ьлагодар» этому и первоначальный мосмент выключения часть масла со второго цилиндра
4 сливается через каналы 20 и 21, что способствует уменьшению силы Ilcíтробежпога дсl 13 !cllll я В и !1л lllppc 4 Il 6ыс1 р0,1! и с!дежll() отвести поршень 2 от пакета дисков, После отхода !поршня 2 от пакета дисков масло из второго цилиндра 4 сливается дополнительно через отверстия 18, расположенные на большом диаметре. Кроме того, расположение клапана, при котором полость напротив подпружиненного торца золотника сообщена с первым цилиндром, а полость !перед противоположным I орцом сообщена с каналом подачи жидкости в третий цилиндр, устраняет одностороннее действие центробе>кных сил на торец золотника при выключении муфты.
Таким образом, предлагаемая конструкция позволяет увеличить надежность и четкость выключения, уменьшить время оу оваиия в процессе выключения, и, следовательно, увеЛИЧИI Ь CP0 II СЛ с ЖОЫ фРПКЦИОПНОИ МУ фТЫ.
Предмет изобретения
Фр!1кционпа5! муфта,,содержащая корпус, комплект фрикционных дисков и ступенчатый поршень, образующий в корпусе два канцентрпчных гидравлических цилиндра, первый из этих цилиндров сообщен с источником подачи жидкости под давлением, второй ц11линдр сообщен через дроссель с первым цилиндрам, а с другой стороны поршня распо ложен Tpcг !й г! дравлический цилиндр дл) возврата поршня в исходное поло>кение, 02 гика)аггга5гся тем, что, с целью четкого ее вы ключения, в порrп!ie установлен клапан, име
iOIIIIilf ПОДИ!>У»(:.П!ЕПНЫЙ ЗO IOTHIII(, ДЛЯ С006щения третьего гидравлического цилиндра попеременно с каналом подачи в него жидкости и со сливом, а второго цилиндра со сливом при выключени;1 муфты, причем полость B клапане напротив подпружиненного торца золотника сообщена с первым гидравлическим цилиндром, а полость перед противоположным торцом сообщена с каналом подачи >КI:>Iêocòf; ь третий цилиндр.
394603
4 1 Я 7 Р/f01f
1g
Редактор В. Новоселова
Корректор Л. Царькова
Заказ 3623, 2 Изд. М. 1883 Тираж 826 Подписное
UIII4NHII Государственного комитета Согста Министров СССР по делам изобретений .. открытий
Москва, К-35, Раушская наб., и. 4,5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель И. Кежун
Техред Т. Ускова
fj
А