Устройство для регулирования колеи транспортных средств
Иллюстрации
Показать всеРеферат
5293
О Й H Ñ À H é
ИЗОБРЕТЕН И
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 12.11.1970 (№ 1404997/30-15) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 28.Ч111.1973. Бюллетень №
Дата опубликования описания 7.1.1974 л. В 60Ь 35 10
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изооретений и открытий
629.012.1 (088.8) Авторы изобретения
П. И. Бойков, Н. И. Александровский, M. П. Ушеренко, В. Н. Новосельский и Н. С. Черняк
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОЛЕИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Изобретение опносится IK устройствам для регулирования колеи транспортных IcpepcTa преимущественно колесных тра|кторов.
Известны устройства для регули равания колеи транспортных средств, позволяющие ис пользовать мощность двигатеЛя, содержащие оси колес и разъемные ступицы с винтовой резвбой iH шлицeabIIMH или ш поночными канавка ми.
Одна ко эти устройства очень трудоемки п ри .регулировании колеи из-;за необхади мости точного совмещения,шлицевых или шпоно чных па зов оси и ступи цы, не,надеждины в эпсоплуатации, та к как в Inpogecce регулирования колеи заедают резьбовые соединения и сложны в изготовлении, 1\ель изобретения — снижение трудоемкоcm при регулировании колеи колес и упроще ние конструкции.
Это достигается тем, что ступица вьпполяена с (консольно расположенными упруго дефор мируемыми клеммами, которые при затя кке их закли нивают боковые поверхности резьбы, и имеет по концам кольцевые направляющие.
На фиг. 1 изображено колесо с устройством для регулирования колеи, общий вид; на фиг. 2 — разрезы по А — А и Б — Б; на фиг.3—
Сече ние ino  — В на фиг. 3 при незатянутой кле м ме; на фиг. 4 — то же, после затяжный клеммам.
Ось 1 с винтовой резьбой на в нежней стороне тра пецеи дального или другого профсчля, немеющего .наклон|ные боковые поверхности, рааположена на подшппнп ках в рукаве 2.
Колесо 8 крепится на осп 1 посредством ступицы 4, имеющей на внутренней поверхности резьбу, соответствующую;по профилю
10 резьбе оси, а в средней части — две дпаметралыно расположенные консольные упруго деформируемые клеммы 5. По концам ступицы в расточках неподвижно Ipacnoложены кольцевые на правляющпе 6. Крепление ступицы
15 на асп осуществляется |посредством стяжных болтов 7 и пружинных сферичес|кпх шайб 8.
По наружному диаметру ступицы расположены отверстия под болты 9 крепления колеса к ступице. На концах осей .в кольцевых ка20 навках установлены, предохранительные сТо пор ные кольца 10.
Если клеммы не затянуты болтами 7, то в резьбовом соединении ступицы и осп образуется боковой зазор. При этом ступица опи25 рается на ось через кольцевые направляющие б. При затянутых клем мах 5 боновой зазор в резьбовом соединении отсутствует, а между наружной поверхностью оси и внутренней поверхностью .кольцевых направляю30 щих)появляется зазор (фиг. 5).
395293
О писа нное устройство работает следующи м об р а зом.
Поокольку ось 1 и ступица колеса 3 имеют на сопрягаемых поверхностях резьбу, то при отсутствии затяжки 1клемм 5 в ступице и относитель ном вращении происходит осевое перемеще ние сту1пицы с колесом illa оси. При этом в качестве радиальных o77oip, воспринимающих вес машины, служат;кольцевые на1правляющие б, расположенные по ко нца и ступ 77цы.
Резьба в этосом случае разгружена от радиальных нагрузок (от ве са маши вы) и передает усилие только,в осевом на правлении.
Такое решение устраняет перекосы в резьбоBoiM соединен ив при регулировании колеи и исключает задиры и заедания сопрягаемых поверхностей резьбы ступицы и оси.
Уменьшение или увеличение колеи зависит от на|пра влени я в|ращения оси îTHOñèòåëüío сту пи цы колеса и обеспечивается включением передачи переднего или зад него хода машины. Возможно также вращение колеса вру чную при полдома рачивании оси вместе .с колесом.
Стопорение ступицы на оси осуществляется затяжкой консольных упруго деформируемых iicnei>IM 5 (фиг. 3) стяжными болтами.
При этом в резьбовом соединении ступица— ось выбирается боковой зазор и происходит зав линивание ступицы на оси по боковым поверхностям резьбы. Поскольку боковые поверх ности тра пецеидального или любого др) гого профиля, и роме .прямоугольного, по существу представляют поверх ности клина, то стопорение ступицы на оси получается надежны,м.
10 Для предохранения св|инчи вания |колеса со сту7пицей с оои при регулирова нии колеи на концах осей в кольцевых канавках установлены стопор ные предохранительные кольца.
15 Предмет изобретения
Устройство для регулирования колеи транспортных средств,;преимущественно колесных тра кторов, содержащее оси колес и разъем20 ные сту7пи цы, образующие винтовые пары с резьбой, и|меющие наклонные боковые ловерхности, отличаюш,ееся тем, что, с целью снHженин трудоемкости регулирования и упрощения,конструиции, сту пица имеет консоль25 но расположенные упруго деформ ируемые клем мы, которые при затяжке их закли ни вают боковые поверхности резьбы, и снабжена по конца м кольцевыми направляющими. 8 т3срнутд
В-В no8epegrr
Составитель Н. Черняк
Техред А. Камышннкова
Редактор Д. Пинчук
Корректор В. Жолудева
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 3521/4 Изд. № 969 Тираж 632 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5