Врубовая канатная машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

я 39725

Кльсо 5b, 26

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА И)ОБРЕТЕНИЕ

ОПИ САНКЕ врубовой канатной машины.

К авторскому свидетельству А. В. Яценко и В. В. Сологуба, заявленному 2б октября 1933 года (спр. о перв, № 136733).

О выдаче авторского свидетельства опубликовано 30 ноября 1934 года. (15) Ивобретение касается врубовой машины с бесконечным канатом с усаженными на нем муфтами е режущими зубками, обе ветви которого Ilpoизводят врубы по всей длине очистного забоя одновременно.

В предлагаемой машине верхняя и нижняя станции снабжены механизмами подъема и механизмами поворота.

На чертеже фиг. 1 — 3 изображают врубовую канатную машину в различных проекциях; фиг. 4—

7 — резцы; фиг. b,9 — муфты; фиг. 10, 11 — тяговое колесо; фиг. 12 — тяговое колесо для сварной цепи; фиг. 13, 14 †ведом колесо; фиг. 15 †направляющий ролик; фиг. 16--18 †схе поворотной рамы; фиг. 19 †схе механизма поворотной рамы; фиг. 20 — схему механизма подъема; фиг. 21 — схему механизма передачи натяжения; фиг. 22 — схему механизма передачи к валу шкива; фиг. 23 — схему работ; фиг. 24, 25 — форму зарезки вруба; фиг. 26— схему насадки па канат рабочих органов и фиг. 27 — 30 — формы подрезки.

Врубовая канатная машина (фиг. 1 — 3) состоит из основной рамы 1 с прикрепленными к ией башмаками. К основной раме укрепляются подьемиые винты 2, по резьбе которых холят цепные ролики 54, служащие для подъема верхней подвижной части машины.

Верхняя часть машины состоит из массивных стальных кругов 3 и 4, по бокам которых имеются лапы с отверстиями для резьбовых втулок ценных роликов 54. Между лапамн кругов 3 — 4 м цепными роликами подъема поставлены подл ятники, Внутри кругов 3 и 4 имеются поворотные стальные круги 5 — 6 с массивными ребордами, как бы обнимающие наружные крути 3 и 4.

С, наружной стороны поворотных крутов 5 и 6 прибалчнваются драповые колеса 7 — 7. Внутренние поворотные круги 5 — 6 связываются швеллерами 8 по окружности реборд зтнх кругов.

К швеллерам, связующим поворотные круги 5 — 6, укрепляются помощью круговых секторов мотор 31 и коробка передач 32. К внутренним кругам 5 — 6, а болты с потайными головками или на глухари укрепляются подшипники поворогной рамы 9 — 1О.

Поворотная рама служит для совмещения пло1 скости шкива 33 с плоскостью направляющего ролика !5 нижней ветви каната при подрезке вруба.

Поворотная рама (фи:-, 1, 2, 3, 16, 17, 1b состоит из двух стальных колен 34, 35, заканчивающихся валами, сидящими в подшиппиках 9--10 поворотных кругов. Как в верхней части, так и в нижней колена могут быть связаны швеллерами. На верхней части рамы монтируется натяжное усгройство,. состоящее из двух натяжных винтов!1, входящих своей резьбой в подшипники вала шкива 12 — 12 и двух поддержнваюших валов 19 — 19. В нижней части поворотной рамы укрепляется своимп подшипниками вал 16, передающий вращательное движение шкиву от корооки передач 32 через ряд цилиндрических шестеренок, черняка 36 и червячного колеса 37.

Благодаря цилиндрической шестерне 75, посаженной свободна на ось колена рамы 34, а также валу 16 с канавкой для скользящей шпонки червяка 36, вращательное движение шкива 33 не зависит от положения его как ло длине натяжного устройства. так и при совмешении его плоскости с плоскостью направляюшего нижнего ролика 15. При совмещении плоскости шкива 33 с плоскостью ролика 15 верхний направляющий ролик !3 идет вслед за шкивом 33, оставаясь все время параллельным себе. Это достигается шарнирным нараллелограмом, одно звено которого жестко связано с осью поворотной рамы н поэгому имеет одну с ним ось поворота. Таким образом достигается одновременное со >мещение плоскости шкива и верхнего направляющего ролика, r. е. приближение верхней ветви каната к нижней. ,Для выполнения этой операции имеется винт 25 с двумя гайками 26, 27, из которых одна с правой, а другая с левой розьбой. Гайки непосредственно связаны цепью с поворотной рамой. При вращении винта 25 гайки 26, 27 перемещаются по винту и таким образом производят поворот рамы (фиг. 19 — 22). 1

Как в верхнем, так и в нижнем передних шарнирах параллелограма имеются отверстия ь 100-150 мм для свободного прохождения каната с резцами. Ось рамы совпадает с осью каната нижней ветви и ось верхнего шарнира— с осью верхней ветви. Колебание оси для различной толщины каната не отразится на работе .машины, потому что как верхний, так и нижний направляющие ролики, благодаря пазам и прокладкам, могут быть отрегулированы.

Режущий инструмент машины с стоит as резцов 1 и 2 (фиг. 4 — 7), посаженных на стальной канат в последоьат льности 1 — 2 — 1 — 2... с шагом 0,5 м. Каждый из них соотоит из двух полудискообразных половин 61, 47 с уширением к центру и укрепляется к канату помощью разрезного патрона 62 и двух гаек с конической резьбой 63, 64. Самый канат состоит из отдельных отрезков, по длине paeных любому количеству шагов резца с заделанными va конус и залитыми свинцом концами. Как удлинение, так и укорачивание его по мере надобности производится быстро помощью замка (фиг. 8 — 9), состоящего as гайки 45 и разрезного патрона 46.

В виду значительного тягового усилия (до 1,6 и ) и других соображений запроектирован специальный шкив, состоящий из составного обода 57 и, двух шайб 59 с выемками для резцов (фиг. 10 — 11). l

Шайбы в наклонных плоскостях обода шкива посажены свободно — с зазором. Набегающий j канат ложится в открытые шайбы и прижимает их в радиальном направлении. Плечи шайбы скользят

IIo наклонным плоскостям, образованным в составном обод=. шкива. и крепко захватывают канат., Происходит как бы обкатыванне меньшего 1. колеса по большему. н трение наклонных плоско-

1 стей шкива о плечи шайб создает тяговое усилие. Конструкция полностью устраняет скольжение каната по заплечикам шайб, чем достигается более продолжительный срок его службы. Вследстьие того, что ведомый шкив не передает никакого тягового усилия и служит . только для направления тягового каната, он представляет собой обыкновенной конструкции шкив с гнездами для резцов на ободе, (фиг. 13 — 14).

Поворот на угол падения пласта производится помощью съемпых рукояток с храпоьиком, причем рукоятка укрепляется к неподвижным поворотным кругам 3, 4; обратное вращение исключается собачкой 24, запирающей храпоьое колесо 7.

Механизм подъема (от коробки передач) 32 состоит из карданного вала 50 (фиг. 19 — 22), цепного кулачкоього колеса 51, калиброванной цепи 52, натяжных цепных роликов 53, кулачковых резьбоьых роликов 54 и подъемных ьинтов 2.

Подъем машин .может производиться и от руки через черьяк и червячное колесо, связанное с кулачковым резьбовым колесом (на чертеже не показанны).

Механизм подачи (от коробки передач) состоит из двух цепныя холес 60 и калиброванной цепи 61.

Механизм натяжения (от коробки передач) состоит из звездочки 65, цепи Галля 66, двух звездочек 67, 68, связанных между сооою и сидящих на оси рамы, цепи Галля 69, которая передает вращательное движение звездочке 70, а последняя — натяжному винту 11, откуда помощью зьездочки 71 ицепи72передается вращение второму натяжному винту 11. Последние, вращаясь в подшипниках шкива 12, передвигают его по направляющим валам 19 — 19 и тем самым производят натяжение каната.

Механизм вращения шкива (от коробки передач) состоит из цилиндрической шестерни 74> шест рни 75, сидящей свободно на оси колеса рамы 34 и цилиндрической шестерни 76, заклиненной на валу 16 (фиг. 22). С вала 16 посредством червяка 36, сидящего на скользящей шпонке, вращательное движение передается червячному колесу 37, которое заклинено на ступице шкива 33. . Механизм нвдрезки состоит из звездочки 38, цепи Галля 39, звездочки 40, неподвижно укрепленной на винте 25. Последний, вращаясь в гайках 26 и 27, перемещает их вдоль своей оси. Гайки, будучи связаны с поворотной рамой цепями 43 и 44, огибающими сегменты 41 и ролики 42, производят поворот рамы в ту или другучо сторону.

Машинист, стоя у передней площадки упраьления, дает предварительное натяжение канату.

Натяжение каната как предварительное, так и раоочее показывает динамометрическая пружина 30. После того, как вруб пройдет на определенную желаемую глубину, мап>инист выключает подачу вперед и включает механизм надрезки; при этом нижняя ветвь каната подрезку прекращает и ходит вхолостую. Верхняя >ке ьетвь, получив дополнительное натяжение,выпрямляется и идет за направляющим верхним роликом. Таким образом производится надрезка подрубленного слоя. При включении одновременно механизма надрезки и механизма подъема производится надрсзка нижней ветвью каната. Таким ооразом комбинированное включение передач позволит ь некоторой мере приспособить работу каната к гипсометрии пластов.

Если шахтное псле разрезано на стслбы и впереди очистного забоя имееться скат, то натяжной механизм †однобарабанн ле.>едка †устанавливается в ближайшем псредоьом скате и, таким образом, помещать его на платформе необязательно.

Но такие случаи в самой практике не всегда имеют и могут иметь место, поэтому машина запроектирована для более неблагоприятного случая, т, е. тля незначительного опережения штрековыми забоями — очистного (фиг. 23).

Платформа с ведущим приводом находится на верхнем щтреке. KGK уже указывалось ь описании машины, верхняя и нижняя ьетьи каната производят одновременно два вруба. И через какие-то уходы, определяемые практикой;

i.åð0ÿòío, через 0,5 — 1,0 м делают надрезы консолей в вертикальнсм или наклонном к нормали пласта направлении. Сдела:, эти надрезы, канат возврашают на исходный уровень и опять про.должают работу по простиранию.

Если в угольном теле имеются крупные прослойки породы или почва пласта волниста, можно канат поднять помощью механизма подъема.

Канаты от механизма подачи заделываются аа. раздвижные металлические стойки или же за клинчатые домкратики, вставляемые в специально пробуренные в стенках выработки скважины.

При начальной подрубке для канатов по всей .длине ла ы прорубаются от руки на кайлу строго ,прямолинейные врубы глубиной 20 — 30 сл, в которые и закладываются обе ветви каната. ри крутом падении платформа с ведущим

:блоком устанавливается также на верхнем штреке, а ьижняя движется иа роликах по нижней стороне полок двутавровых подкладок, раскрепленных винтовыми стойками.

Чем круче падение, тем большая высота подьэтажа может быть запроектирована, так как для работы каната создаются более благоприятные условия в смысле уменьшения стрелы провеса.

Надо полагать, что при падении в 70 — 80о высота подъэтажа может быть около 60 — 70 л1.

Отбойка подрезанных консолей, если в этом будет необходимость, осушествляется или клинчатыми домкратами или отбойными молотками, или клиньями, или кайлами. Могут применяться для подрезов в вертикальной плоскости по простиранию ручные углерезные пилы.

Уборка земника толщиной 10 — 30 ся может производиться за конвейером, При наличии обнажения сверху эта операция не будет трудоемкой для электрического (или пневматического) отбойного молотка.

Крепление штреков — бесстойковое, со стороны вынимаемого столба.

Крепление очистного забоя -обычное, но так как оно будет задерживать уход о пгстного забоя то могут быть применены разборные клетка

0 Тулла и консольное выдвижное крепление уже из.:естных систем.

Доставка угля может осуществляться обычными конвейерами, но лучше применить легко передвигаюшиеся самонагружаюшиеся конвейеры типа

Джеффри и дру их.

Количество штыба (а отсюда можно предположить, что и количество пыли) при канатной зарубке будет меньше, чем при обычных врубовых машинах. так как высота щели меньше и

50Ъ штыба остается в зарубных шелях.

Для управления механизмами они до: жны быть связаны звуковой или световой сигнализацией, Система разработок †обычн, но для крутого падения мощных пластов предполагается разработка 1оризонтальными или наклонными слоями с продвижением забоя по лростиранию.

В виду того, что машина дает, главным образом, штучный материал. а не кусковой, газоотдача на единицу объема будет весьма малой и, таким образом, при существуюших JIBMBTBc на проветривайие. диктуемых правилами безопасного ведения горных работ, добыча из очистного забоя может быть значительно увеличена.

Предмет изобретения.

Врубовая канатная машина с бесконечным канатом, с усаженными на нем муфтами с режущими зубками, обе ветви которого производят врубы по всей длине очистного забоя одновременно, отличаюШаяся тем, что для проведения ьрубов в направлениях, наклонных и перпендикулярных к плоскости пласта (фиг. 27 — 30), верхняя и нижняя станции машины снабжены механизмом подъема с деталяыи бΠ— 54 (фиг. 1. 2, 3 и 20) и подъемными винтами 2, а для работы в пластах с различными углами падения обе станции машины снабжены механизмом поворота 3 — 16 (фиг. 1,. 2, 3).

И авторскому свидетельству А. R. Яценко и В. В. Соло 3,1Щ 39725.

Шиг5 и..Ы

Тма..Првмпелмграф . Тамбовскал, 12. Згк. ИИ

Эксперт А. Н. Смдорев

Редактор И, 4. Лльтаулер г;Г биГСД (!

С3

4и гй