Безопасное рулевое управление для транспортных
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
М. Кл. В 62d 1/18
Заявлено 22.111.1971 (№ 1636721/27-11) ! с присоединением заявки ¹
Приоритет
Государственный комитет
Совета Министров СССР ла делам изобретений н открытий.
УДК, 629.113.014.5(088.8) Опубликовано 17.1Х.1973. Бюллетень № 37
Дата опубликования описания 21.I1.1974
Авторы изоб ретения
Л. И. Азархин, Г. М. Вассерман и В. В. Семешко
Заявитель,Запорожский ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод «Коммунар»
БЕЗОПАСНОЕ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ
Изобретение относится к безопасным рулевым управлениям автомобилей.
Известно безопасное рулевое управление, состоящее из механизма рулевого управления, рулевого вала, энергопоглощающего элемента, имеющего полосы и размещенного в рулевой колонке, опоры крепления вала и рулевого колеса. В таком безопасном рулевом управлении функции передачи:крутящего момента и поглощения энергии удара разделены между рулевыми валом и рулевой колонкой так, что первый передает крутящий момент, а вторая поглощает энергию удара, складываясь при воздействии определенного усилия. Размещение энергопоглощающего элемента в этом случае в рулевой колонке (а не в рулевом валу) обусловлено тем, что полосы этого элемента имеют плоскую форму и постоя иную ширину, а края прямоугольных вырезов элемента размещены в зоне цилиндрических поверхностей вала, что, в свою очередь, не позволяет достичь равнопрочности элемента и рулевого вала при передаче крутящего момента.
Целью изобретения является передача энерi.îïîãëoùàþùèì элементом, имеющим полосы, крутящего момента и его складывание при воздействии определенного усилия, а также сохранение оптимального, неослабленного рабочего сечения указанното элемента.
Эта цель достигается размещением энергопоглощающего элемента в рулевом валу, при этом полосы этого элемента имеют дугообразную форму в поперечном сечении и перемен5 ную ширину, уменьшающуюся к большему диаметру элемента, а также выполнением энергопоглощающего элемента с ромбовидными вырезами, края которых размещены в зоне конических поверхностей, пме!ощих в попс10 речном сечении диаметр больше диаметра цилиндрическон части.
На фиг. 1 изображено рулевое управление общий вид; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке Б на фиг. 2.
15 Безопасное рулевое управление состоит из механизма 1 рулевого управления, рулевого вала и рулевого колеса. 2. Механизм рулевого уцравления содержит картер 3, в котором установлен червяк 4, соединяющийся муфтой
20 5 с рулевым валом. Последний состоит из передней части 6, энергопоглощающего элемента 7 и задней части 8. Конические поверхности 9 энергопоглощающего элемента переходят в цилиндрические части 10 рулевого вала, 25 и на этих поверхностях ромбовидные вырезы
11 образуют полосы 12 переменной ширины.
Задняя часть вала имеет упорную втулку 13, расположенную в опоре 14, которая закреплена на кронштейне 15, прикрепленном к эле30 ментам кузова 16.
397407
Предлагаемое рулевос управление работает следующим образом.
Крутящий момент, создаваемый руками водителя, передается через рулевое колесо, рулевой вал с энергопоглощающим элементом и муфту на червяк механизма рулевого управления. Затем усилие поворота через систему рулевых тяг передается на управляемые колеса транспортного средства (тяги и колеса па фигурах не изображены).
В аварийной ситу ации продольное усилие, под действием которого происходит сопровохкдаемая поглощением энергии радиальная деформация энергопоглощающего элемента, »ояет быть вызвано как соударением тела водителя с рулевым колесом, так и лобовым соударением транспортного средства с препятствием в зоне механизма рулевого управления.
В обоих случаях это усилие воспринимается элементами кузова, причем в первом случае оно передается на кузов через рулевое колесо, заднюю часть ьала, энергопоглощающий элемент, переднюю часть вала, муфту, червяк и картер, а во втором — через картер, червяк, муфту, переднюю часть вала, энергопоглощающий элемент, заднюю часть вала, упорную втулку, опору и кронштейн.
Предмет изобретения
5 1. Безопасное рулевое управление для транспортных средств, состоящее из механизма рулевого управления, рулевого вала, энергопоглощающего элемента, имеющего полосы, опоры крепления вала и рулевого колеса, от10 личающееся тем, что, с целью обеспечения передачи крутящего момента и складывания при воздействии определенного усилия, энергопоглощающий элемент размещен в рулевом валу, при этом полосы эне ргопоглощающего эле15 мента имеют дугообразную форму в поперечном сечении и переменную ширину, уменьшающуюся к большему диаметру элемента.
2. Безопасное рулевое управление по п. 1, отличающееся тем, что, с целью сохранения
20 оптимального, неослабленного рабочего сечен..я, эпергопоглощающий элемент выполнен с ромбовидными вырезами, края которых размещены в зоне конических поверхностей, имеющих в поперечном сечении диаметр боль25 ше диаметра цилиндричеокой части.
397407
iz 4
Ри2 Я
Составитель Ю. Ивашин
Техрсд Т. Курилко
1 сдактор 3. Гороунова
Корректор В. Брыксина
Типография, пр, Сапунова, 2
Заказ 221 3 Изд. М 34 Тираж 602 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4!5