Демпферная связь лопаток турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт, свидетельства №

Заявлено 24Х.1971 (№ 1659301/24-6) с присоединением заявки № 1678085/24-6

Приоритет

Опубликовано 17.1Х.1973. Бюллетень № 37

Дата опубликования описания 17.1,1974

М. Кл. F Old 5/26

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изооретений и открытий

УДК 621.438-226+621..165 (088.8) Авторы изобретения Б. А. Борок, Ж. И. Дзнеладзе, А. А. Канцепольский, И. А. Коколевский, В, А. Гельфер и Л. Н. Петров

Заявитель

ДЕМПФЕРНАЯ СВЯЗЬ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к газотурбиностроению, в частности к авиационным газотурбинным двигателям.

Известны демпферные связи лопаток турбомашины, содержащие пальцы, например, с консолями, соединяющие соседние лопатки.

Однако известные демпферные связи из-за больших диаметров (по условиям прочности) как внутри .пролета, так и по разгрузочным концам создают загромождение в проточной части.

Предлагаемая демпферная связь отличается от известных тем, что пальцы выполнены в виде заключенных в защитную оболочку стержней, а стержни могут быть выполнены из двух размещенных в консолях частей из материала с удельным весом, большим, чем удельный вес материала оболочки.

Для обеспечения фиксации в плане части стержня соединены друг с другом.

Такое выполнение демпферной связи позволит уменьшить гидравлические потери и повысить надежность работы.

На фиг. 1 изображена конструкция статически определимой демпферной связи; на фиг. 2 — конструкция статически неопределимой демпферной связи; на фиг. 3 — то же, с фиксацией частей стержня в пальце.

Лопатки 1 соединены пальцем 2, свободно сидящим в пазу лопатки 1. Пяльцы 2 выполиены в виде заключенных в защитную оболочку 3 стержней 4. В консолях 5 пальцев 2 размещены стержни 4 с удельным весом, большим, чем удельный вес материала обо5 лочки 3. Тяжелые стержни 4 в консолях 5 позволяют уменьшить диаметр пальца 2 в середине пролета и одновременно длину консолей 5.

Зто становится возможным, так как общая

10 центробежная сила, развиваемая пальцем изза большого удельного веса стержня, не уменьшается и обеспечивается конструктивное демпфирование (необходимая величина силы трения между пальцем п лопатками) .

15 На фиг. 3 представлена конструкция демпферного пальца 2, части стержня 4 которого соединены между собой тонкой проволокой б, изготовленной либо заодно с частями стержня 4, либо из основного материала, либо из

20 другого, удобного по соображениям технологии материала. Проволока б обеспечивает фиксацию частей стержня при изготовлении пальца.

Предмет изобретения

1. Демпферная связь лопаток турбомашины, содержащая пальцы, например, с консолями, соединяющие соседние лопатки, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения гид30 равлических потспь и повышения надежности, 397665 пальцы выполнены в виде заключенных в защитную оболочку стержней.

2. Демпферная связь по п. 1, отличающаяся тем, что стержни выполнены из двух размещенных в консолях частей из материала с удельным весом большим, чем удельный вес материала оболочки.

3. Демпферная связь по п. 2, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения фиксации в пальце, части стержня соединены друг с другом.

5 Приоритет п. 1 исчислять с 24 мая 1971 г., а по пп, 2 и 3 — с 16 июля 1971 г.

397665

Юг 2

Составитель И. Аниканова

Техред Т. Курилко

Редактор H. Вирко

Корректор Л. Чуркина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3707!13 Изд. № 22 Тираж 602 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5