Устройство для переключения тиристорного

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

3994lO

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски1о

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

N. Кл. В 60t 15/04

И 02р 5/16

Заявлено 03,1Ч.1972 (№ 1766910/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано ОЗ.Х.1973. Бюллетень № 39

Дата опубликования описания 8.П.1974

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

УДК 621.314.57(088.8) Автор изобретения

А. П. Зайцев

Заявитель

Научно-исследовательский институт автоматики и электромеханики при Томском политехническом институте

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ТИРИСТОРНОГО

РЕГУЛЯТОРА

Изобретение относится к области автоматического управления на электрическом транспорте и предназначено для автоматического воздействия на сервопривод силового контроллера при окончании процесса широтно-импульсного регулирования тока якоря тягового электродвигателя в одном из возможных режимов работы тиристорного регулятора. При поддержании постоянства пускового тока в процессе разгона наблюдается переключение режима регулирования напряжения якоря на режим регулирования ослаблением поля. При электрическом торможении также происходит смена режимов по мере снижения скорости.

Известны датчики переключений для многорежимных тиристорных регуляторов тока тяговых электродвигателей, обеспечивающие выдачу команд на переключение при окончании процесса двухпозиционпого или широтноимпульсного регулирования тока тягового электродвигателя. Эти датчики содержат в качестве элементов сравнения регенеративный компаратор, а поэтому являются чувствительными к импульсным помехам и имеют выдержку времени при переключении режимов, не зависящую от условий, при которых осуществляется переключение. При определенных условиях выдержка времени на переключение может оказаться слишком большой, что приведет к спаданию регулируемого тока.

Цель изобретения — уменьшение задержки сигнала переключения тиристорного регуля5 тора, имеющего высокую помехозащищенность и выдержку времени, зависящую от скорости протекания процесса регулирования тока.

Это достигается тем, что устройство снаб10 жено триггером, включенным между блоком управления тиристорного регулятора и формирователем пилообразного напряжения датчика переключений; элементы сравнения, входящие в датчик переключений, выполнены

15 в виде двухкаскадных усилителей постоянного тока со стабплитроном в цепи эмиттеров транзисторов усилителя, а блокинг-формирователь подключен к выходу второго элемента сравнения.

20 Импульсы открытия и запиранпя силового тиристора тиристорного регулятора подаются также на соответствующие входы триггера, на выходах которого формируются прямоугольные импульсы напряжения, относитель25 ная длительность пх равна относительной продолжительности включения тиристорного регулятора. Триггер управляет работой датчика переключений, и когда относительная продолжительность включения в конце про30 цесса регулирования достигает заданного зна

399410

3 чения, близкого к единице, датчик переключений с некоторой задержкой формирует сигнал па включение сервопривода силового контроллера.

Зависимость задержки на переключение от скорости изменения относительной продолжительности включения тиристорного регулятора обеспечивает переключение режимов с минимальными провалами регулируемого тока.

Использование в качестве элементов сравнения двухкаскадных усилителей постоянного тока обеспечивают датчику переключений высокую помехозащищенность. В отличие от регенеративного компаратора, примененного в качестве элемента сравнения в известных устройствах, двухкаскадный усилитель не содержит положительной обратной связи, поэтому имеет большой запас устойчивости и не склонен к генерации под воздействием помех по источнику питания.

На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая схема датчика переключений; на фиг. 2 и 3 — диаграммы, поясняющие его работу.

Датчик переключений содержит формирователь пилообразного напряжения (разрядный транзистор 1, резистор 2 и конденсатор

3), первый элемент сравнения на транзисторах 4 и 5, емкостной накопитель (диод 6, резистор 7 и конденсатор 8), второй элемент сравнения на транзисторах 9 и 10, а также выходной блокинг-формирователь на транзисторе 11.

Триггер формирует на своем выходе импульсы напряжений U> и Uq (см. фиг. 2), равные по длительности временам выключенного и включенного состояний тиристорного регулятора. Импульсы напряжений U> открывают разрядный транзистор 1, закорачивающий конденсатор 3. На конденсаторе формируется пилообразное напряжение U, амплитуда которого пропорциональна длительности включенного состояния тиристорного регулятора.

Пилообразное напряжение U> сравнивается в цепи база-эмиттер транзистора 4 с опорным напряжением U< стабилитрона 12 (см. фиг. 1).

Величина сопротивления резистора 2 выбрана такой, чтобы наклон пилообразного напряжения U> удовлетворял условию Уз(0, когда относительная продолжительность включения тиристорного регулятора у меньше предельного значения у, соответствующего окончанию регулирования тока тягового электродвигателя в данном режиме. При U>(U< транзистор 4 закрыт, а транзистор 5 открыт. Напряжение У на коллекторе транзистора 5 равно напряжению U<, и до этого же уровня заряжается конденсатор 8 емкостного накопителя через диод 6 и резистор 7 (U> —— U< — — Up).

В цепь эмиттера транзистора 9 второго элемента сравнения включен стабилитрон 13 (см. фиг. 1) с напряжением стабилизации U p, причем U o) Uo. Поэтому транзистор 9 закрыт, а транзистор 10 открыт. Транзистор 11 выходного блокинг-формирователя также за5

4 крыт, так как его база подключена к коллектору открытого транзистора 10 и на нее действует запирающий потенциал от падения напряжения на диоде 14.

Описанному состоянию датчика переключений соответствуют диаграммы фиг. 2,а.

По мере разгона тягового электродвигателя с заданной уставкой тока относительная продолжительность включения у увеличивается и в конце процесса регулирования достигает значения у, при котором выполняется условие Уз) Ую (фиг. 2,б).

С момента превышения напряжением U> уровня напряжения U< транзистор 4 открывается, а транзистор 5 закрывается. В результате напряжение У„на коллекторе транзистора 5 при U>) U< ступенчато возрастает, и конденсатор 8 емкостного накопителя подзаряжается в моменты возрастания напряжения

U<. Так как постоянная времени разряда конденсатора 8 выбрана больше, чем постоянная времени его заряда, то напряжение Uq на конденсаторе 8 постепенно возрастает и через время At достигает уровня опорного напряжения U <. При этом транзистор 9 открывается, а транзистор 10 закрывается. Возросшее напряжение на коллекторе транзистора 10 открывает транзистор 11 блокинг-формирователя. За счет обмотки положительной обратной связи трансформатора 15 (см. фиг. 1) возникает блокинг-процесс, во время которого конденсатор 16 разряжается через открывшийся транзистор 11 на первичную обмотку трансформатора. Сформированный импульс выходного напряжения U, блокинг-формирователя используется для включения тиристора сервопривода силового контроллера, Задержка At на выдачу команды датчиком переключений принципиально необходима по двум причинам. Во-первых, в процесс нарастания тока от нуля до тока уставки в течение нескольких периодов регулирования происходит при у=1 и если бы не использовался принцип накопления заряда конденсатором 8, то переход на очередной режим произошел бы в самом начале процесса регулирования, что привело бы к недопустимо большому броску тока и срабатыванию защиты. Во-вторых, если бы не было задержки на выдачу команды, то случайные одиночные сбои в работе замкнутой системы регулирования, имеющие следствием установление у 1 в течение даже одного периода, приводили бы также к ложному срабатыванию датчика переключений.

Из диаграмм на фиг. 3 видно, что времена

4, 4 подзаряда накопительного конденсатора 8 в конце процесса регулирования увеличиваются при увеличении у, а задержка на выдачу команды At сокращается. Чем быстрее создаются условия для перехода тиристорного регулятора на очередной режим, тем быстрее осуществляется переключение. Скорость протекания процесса регулирования (изменения относительной продолжительно399410 сти включения тиристорного регулятора от минимального значения /min до максимального значения у„,) зависит от величины уставки тока, от нагрузки и от величины напряжения питания тягового электродвигателя.

Предмет изобретения

Устройство для переключения тиристорного регулятора тяговых электродвигателей постоянного тока, формирующее сигнал на включение сервопривода силового контроллера, содержащее блок управления тиристорным регулятором и последовательно соединенные формирователь пилообразного напряжения, первый элемент сравнения, емкостный накопитель и второй элемент сравнения, отличаюи ееся тем, что, с целью уменьшения задержки сигнала переключения и повышения помехозащищенности, оно снабжено триггеромм, включенным между блоком управления и формирователем пилообразного напряжения, элементы сравнения выполнены в виде

10 двухкаскадных усилителей постоянного тока со стабилитроном в цепи эмиттеров транзисторов усилителя, а блокинг-формирователь подключен к выходу второго элемента сравнения.

309410

Составитель В. Кучумов

Техред Л. Богданова

Редактор Д. Пинчук

Корректор Е. Блюмина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 205/14 Изд. № 68 Тираж б32 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5