Устройство для автоматического управления выключателем затухания судовых компасов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАЙ ИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз СоветскихСоциалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 20Л 11.1971 (№ 1688391/40-23) с присоединением заявки «¹

Приоритет

Опубликовано 03.Х.1973. Бюллетень ¹ 39

Дата опубликования описания 25.1.1974

М. Кл. G 05K 17) 00

G 0lc 17/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР па делам изобретений и открытий

УДК 621.316.57 (088.8) Авторы изобретения

М. А. Шиф, Ю. К. Жбанов, Л. М. Подашев, А. М. Утенков, О. И. Барский и Б. Ф. Петрунин

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ABTOMATH IÅÑÊOÃO УПРАВЛЕНИЯ

ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ ЗАТУХАНИЯ СУДОВЫХ КОМПАСОВ

Изобретение относится к области приборостроения и моокет быть использовано BQ âñïîмогательпых приборах .корабельных компасов для управления запирающим,реле гидравл ического успокоителя чувствительного элемента.

В известных системах а втоматизация этой операца1и осуществляется специальным устройством> использующим фрикционно-,рычаж ный механизм с сельсинным приводом в линии курса сч имеющим грубые и неретулируемые в процессе эксплуатации пороги сраоатывания.

В некоторых схемах дополн ителыно используют сигнал центробежного регулятора для отключения затухания при изменении скорости па прямом курсе.

Однако п1едостатоъная чувствительность этих систем приводит к значительному запаздыванию в выключении затухана1я, вызывающему дополнительные девиации компаса после маневра.

С помощью этих систем невозможно регулировать порог срабатывания, обеспечивающий наибольшую чувств1гтелыность при незначителыпом числе ложных срабатываний.

Оптимальная величина порога срабатывания зависит от средней амплитуды движен ия корабля на курсе и уровня флуктуаций скорост|и в линии лага.

Цель пзобретени11 — повысить точность курсоуказаппя при маневрах корабля.

Это достигается использованием двух идентичных электронных схем, реагирующих на

5,превышение пороговых значений, преобразованных,ди фференцпрующим RC-контуром электрическ1гх сигналов, пропорциональных север ой (1"х) и восточной (Vz ) составляющим скорости корабля.

10 Блок-схема предложенного устройства приведена на фиг. l, где 1 — сииусно-,косинусныи вращающ1гйся трансформатор (СКВТ), 2— устройство определения скорости изменения управляющего сигнала, 3 —,пороговое устрой15 ство., 4 — регулятор, 5 — исполнительное устройй.ство.

На фпг. 2 приведена принципиальная схема этого же устройства и приняты следующие обозначения: 6 — фазочувствптельный

20 вьепрямптель, собранный на диодах Д1 — Д1 (Дз — Д8) и резисторах R1 — R (R8 — R8), 7— дифференцирующпй контур С1, Rg, R1p (С2, R11, Кг), 8 — мостовой балансовыи усилитель постоянного тока. собранный на лампе Л1

25 (Л ) и резисторах К18, Кы, К15 (К18, К17, R18)

Р1 (Р2) — чувствительное реле, В1 — переключатель, служащий вместе с резисторами

R1g — R21 (R22 — К2>) для изменения порогов.

В описываемом устройстве для автоматиче30 ского выключения затухания используют

399846 электрические сигналы, пропорциональные восточной (Vz ) и северной (Vii-) составляющ им скорости корабля.

Такие сигналы могут быть получерны разложением переменного на пряжен11я, пропорционального лаговой скорости корабля (Vi) на вращающемся синусно-.коспнусном трансформаторе (С1 БТ), установленном на натуральной цене оборота в редукторе следящей системы, курса. Уе — — Vä $1п К

V — V, со$К, где К вЂ” курс корабля.

Напряжения, пропорциональные восточной и северной составляющим скорости корабля

Уя= С-Vz sin ot и U, — CVu.sill a>t, где С вЂ” коэффициент пропорциональности, co — угловая частота переменного тока, t— время, поступают через входной трансформатор Тр1 (Тр2) устройства на фазочувствительный выпр11 митель Д1 — Д4 и RI R4 (Д5 ДЗ

R5 R8) .

Опорное напряжение на фазочувствительный выпрямитель подается через трансформатор Тр5. Выпрямленное напряжение (U или

U ) поступает на дифференцирующий контур С1, Rg, Rlo (С2, R», R12) Любое .маневрирование корабля .курсом или скоростью вызывает изменение величины сигналов

CVz или 011 — — СЪ х и сопровождается появлением уравнительных то ков в цепи конденсатора С1 (С2), которые создают разность потенциалов на резисторах Rg К10 (R»b R12).

Эта разность потенциалов усиливается мостовым балансным усилителем постоянного

4 тока, Л1, 215, R14, К15 (Л2, К15, 017, Rla), II >bi ходной диагонали которого подключено реле

Р1 (1 2)

При определенном значении разности по.

5 тенциалов на резисторах Rg, Rlo (R» 12) реле PI (P2) срабатывает, замыкая цепь питания исполнительного, реле Р5,,которое подает напряжение па обмотку запирающего реле.

10 Переключателем В1,можно вводить последовательно с обмоткой реле Р1 (Р2) добавоч,ные резисторы. При этом .меняется величина разности:потенциалов на резисторах Rg, Rlo (К», R12), необходимая для срабатывания

15 реле Р1 (Р2).

Таким образом регулируется порог срабатывания.

Предмет изобретения

20 Устройство для авто|матического управления выключателем затухания судовых ком,п асов, содержащее синусно- косинусный вращающийся трансфориатор (СКВТ), установленный в редукторе.решающей следящей системы

25 курса, и исполнительное устройство, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения точности курсоу казания при маневрах корабля, в него введены соединенные своими выходами с исполнительным устройством идентичные кана30 лы выработки команды на отключение затухания компаса, выполненные из последовательно соединенных устройства определения скорости изменения управляющего сигнала, порогового устройства и регулятора величины

Ç5 порога, .причем вход первого |канала соединен с синусной, а второго — с косин ":-IQII обмоткаа м и СКВТ.

Редактор E. Кравцова

Составитель И. Колчин

Техред Л. Грачева

Корректор Н. Стельмах

Заказ 39/18 Изд, № 88 Тираж 780 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2