Дисковой сервотормоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскнх

Соцкалксткцесккх

Республик

К ПАТЕ ИТУ

Заявлено 02.VI.1971 (№ 1666533/25-27) М. Кл. F 166 55/00

Приоритет 02Х1.1970 (¹ 26497/70, Великобритания) Опубликовано ОЗ.Х.1973. Бюллетень ¹ 39

Гасударственный комитет

Саввтв Министров СССР

ll0 делам изаоретений и открытий

УДК 621-597(088.8) Дата опубликования описания 15.111.1974

Автор нзооретепия

Иностранец

Петр Островский (Be.I;ïoáðè Tàíèÿ1

Иностранная фирма

«Гирлинг Лимитед» (Великобритания) Заявитель

ДИСКОВОЙ СЕРВОТОРМОЗ

Зависимый от патента №

Изобретение относится к области машиностроения.

Известны дисковые сервотормозы, состоящие из неподвижного корпуса, внутренние торцовые поверхности которого взаимодействуют с фрикционными дисками. Между ними помещены два нажимных диска с шариками в углублениях на их плоскостях. Углубления па каждом диске имеют форму канавок, наклоненных в сторону, противоположную капавкам другого диска. На нажимных дисках предусмотрены радиальные лапки, к которым шарнирно прикреплены два рычага, другие концы которых шарнирно соединены между собой и с концом радиальной тяги, другой консц которой связан с механизмом управления. Перемещение тяги обеспечивает поворот нажимных дисков в противоположные стороны, что служит началом приведения тормоза в д ей ств и е.

11едостатком таких тормозов является сложность управления, которое обычно обеспечивается механически.

В предлагаемом сервотормозе механизм управления выполнен в виде закрепленного на корпусе перпендикулярно к его оси гидроцилиндра с поршнем, который снабжен установленной на его выходном конце шайбой со сфеэь

t. Г

И Е 4ОО!22 рический торцовой поверхностью, взаимодействующей со сферической торцовой поверхостью втулки, жестко закрепленной на втором конце тяги, причем тяга нагружена пружиной и размещена с зазором в осевом отверстии поршня.

На фиг. 1 изображен описываемый тормоз, общий вид и разрез по А — А; на фиг. 2— часть тормоза с механизмом управления; на

10 фиг. 3 — вариант конструкции механизма управления.

В корпусе 1 тормоза помещены нажимные диски 2, а также имеется полость 3 и фланец

4, к которому крепится гидравлический ци15 линдр 5 с помощью болтов 6.

Цилиндр 5 имеет ступенчатое отверстие 7, в котором перемещается польш ступенчатый поршень 8, снабженный уплотнительным Ообразным кольцом 9. Рабочее пространство

20 цилиндра представляет собой кольцевую полость 10, располагающуюся вокруг поршня, причем полость имеет сообщение (на чертеже пе показано) с главным цилиндром или другим источником гидравлического давления.

25 Наружньш конец цилиндра открыт, перемещение поршня наружу ограничивается пружинным кольцом 11, установленным в кольцевой канавке в стенке цилиндра. На наружном кон400122

50 це поршня установлена кольцевая шайба 12 со сферической наружной торцовой поверхностью,, взаимодействующей с прилегающей сферической поверхностью втулки 13, . установленной на тяге 14, и закрепленной на ней при помощи гайки 15, навипчепной на резьбовой конец тяги. 3а гайкой 15 устанавливается контргайка 16. Тяга проходит внутрь через шайбу 12 и поршень 8, а ее внутренний конец шарнирно соединяется с помощью пальца 17 с местом соединения двух рычагов 18 и 19, наружные концы которых с помощью шарниров 20 соединяются с лапками 21 и 22 на нажимных дисках.

Поршень нагружен пружиной 23, которая смещает его по направлению к стопору, образованному выступом 24 на цилиндре 5. Пружина 23 надета на гильзу 25 внутри полого поршня и располагается между фланцем 26 на наружном конце гильзы и направленным внутрь выступом 27 на внутреннем конце поршня, Направленный наружу фланец 28 гильзы взаимодействует с выступом 24 цилиндра.

Между тягой 14 и гильзой 25 имеется достаточный зазор, который позволяет пальцу 17 совершать ограниченное круговое перемещение вместе с рычагами и пажимпыми дисками, что имеет место при срабатывании тормоза.

Цилиндр с обоих копцов герметизировап от попадания в него воды и других посторонних примесей с помощью эластичных манжет 29 и 30.

Между нажимными дисками 2 в канавках 31 помещены шарики 32. Нажимные диски расположены между тормозными дисками 33, посаженными на вал 34.

При относительном угловом движении при помощи шариков нажимные диски входят в зацепление с тормозными дисками и заставляют тормозные диски войти в фрикциоппое сцепление с радиальной поверхностью 35 на торце корпуса и с аналогичной поверхностью на крышке, закрепленной болтом и закрывающей другой конец корпуса.

Нажимные диски, войдя в сцепление с тормозными дисками, вращаются вместе с ними до тех пор, пока один из дисков в зависимости от направления вращения не зацепится выступом 36 за кронштейн 37 на корпусе 1.

Выступающий наружу резьбовый конец тяги служит для соединения с элементом механической трансмиссии (на чертеже не показан), который ведет к рукоятке ручного тормоза.

Видоизмененная конструкция (фиг. 2) аналогична описанной за исключением устройства, механически приводящего в действие тягу.

Втулка 13, установленная на тяге 14, имеет большую осевую длину. Тяга приводится в действие механически с помощью качающейся муфты 38, установленной между втулкой и серединой рычага 39, один конец которого шарнирно закреплен пальцем 40 в выступе 41 на цилиндре 5. В этом случае нагрузка тяги обеспечивается пружинной нагрузкой механической трансмиссии (на чертеже не показана), располагающейся между свободным концом рычага 39 и рукояткой рычага ручного тормоза.

В другом варианте конструкции выступ 41 может быть выполнен на корпусе тормоза, а не на цилиндре.

Предмет изобретения

1. Дисковый сервотормоз, содержащий неподвижный корпус, взаимодействующие с его внутренними поверхностями фрикционные диски, помещенные между ними два нажимных диска с шариками в углублениях и с радиальными лапками, шарнирно связанные с концами двух рычагов, другие концы которых шарнирно соединены между собой и с концом радиальной тяги, связанной с механизмом управления, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации, механизм управления выполнен в виде закрепленного на корпусе перпендикулярно к его оси ступенчатого гидроцилиндра со ступенчатым поршнем, который снабжен установленной на его выходном конце шайбой со сферической торцовой поверхностью, взаимодействующей со сферической торцовой поверхностью втулки, жестко закрепленной на конце тяги, причем тяга размещена с зазором в осевом отверстии, выполненном в поршне.

2. Сервотормоз по п. 1, отличающийся тем, что поршень подпружинен.

3. Сервотормоз по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен рычагом ручного управления, один конец которого шарнирно закреплен на корпусе или гидроцилиндре, другой подпружинен, а средняя часть подвижно связана с муфтой, предусмотренной на втулке.

400122

Составитель И. Чернышова

Техред Е. Борисова

Редактор А. Либкина

Корректоры: А. Николаева и Л. Корогод

Ти пография, пр. Сапунова, 2

Заказ 567/1 Изд, № 225 Тираж 826 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5