Патент ссср 402123

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

!

О П И С А Н И.Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

402l23 оюз Советских .:оциелистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 06.VI I 1.1971 (№ 1691568, 24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 12.Х.1973. Бюллетень ¹ 41

Дата опубликования описания 20.11.1974

М. Кл. H 02k 19/22

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изаоретений и открытий

УДК 621.313.32(088.8) Авторы изобретения

В. К. Волчков, В. И. Галкин, И. К. Кондратюк и А. И. Мурыгин

Заявитель

ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области электротехники, а именно к двухпакетным торцевым электрическим машинам.

Известны двухпакетные торцевые электрические машины, у которых между двумя полюсными системами ротора размещен вспомогательный щит, на котором закреплены пакеты статоров. Две полюсные половины ротора в укаэанных машинах размещены на общем неразъемном валу.

Недостатком таких машин является невозможность независимой регулировки воздушных зазоров, так как полюсные системы жестко связаны между собой и при изменении одного из зазоров изменяется другой.

Целью изобретения является обеспечение независимой регулировки зазоров в двухпакетной торцевой электрической машине.

Указанная цель достигается благодаря тому, что ротор выполнен разъемным из двух частей, которые могут перемещаться в осевом направлении. Вал выполнен разъемным, одна из частей вала выполнена полой, а выступающий конец второй части вала размещен внутри полой по подвижному соединению.

Для повышения жесткости вала на вспомогательном щите может быть выполнена дополнительная подшипниковая опора.

На фиг. 1 изображена предлагаемая торцовая электрическая машина в разрезе; на фиг. 2 — то же, с дополнительной подшипниковой опорой.

В двухпакетной торцевой синхронной электрической машине с зазорами б и бе оба пакета статора 1, 2 установлены на вспомогательном щите 3, укрепленном в корпусе 4. Пакеты статора вместе со щитом 3 расположены между полюснымн системами 5, 6. Ротор вы10 полнен разъемным, состоящим из двух половин. Полюсная система 5 одной половины ротора расположена на полой части вала 7, а полюсная система 6 второй половины ротора расположена на сплошной части вала 8.

15 Сплошная часть вала 8 имеет выступающий конец. Обе половины ротора сочленяются путем коаксиального расположения выступающей части вала 8 внутри полой части вала 7 по подвижным в аксиальном направлении

2р шлицевым соединениям 9, 10. Полая часть вала 7 одним концом опирается на подшипник 11, установленный в подшипниковом щите

12, а другим концом через шлицевое соединение 10 на половину вала 8. Вторая часть вала

2s ротора 8, в свою очередь, одним концом опирается на подшипник 13, установленный в подшипниковом щите 14, а другим через шлицевое соединение 9 на подшипник 11. Регулировка воздушного зазора б> осуществляется при

3р помощи подшипниковых крышек 15, 16, а за402123 зора б с помощью подшипниковых крышек

17, 18.

При регулировке воздушного зазора 6> путем перемещения полюсной системы 5 вместе с полой частью вала 7 и подшипником 11 относительно неподвижного пакета статора 1 полая часть вала 7 свободно перемещается в шлицевых соединениях 9, 10 по шлицам выступающего конца сплошной части вала 8, которая в этот момент остается неподвижной. При регулировке другого воздушного зазора 6> сплошная часть вала 8 с укрепленными на ней полюсной системой 6 и подшипником 13 свободно перемещается в тех же шлицевых соединениях по шлицам полой части вала 7, которая в этот момент остается неподвижной. Таким образом, при изменении одного из зазоров другой в этот момент остается неподвижным, т. е. регулировка зазоров осуществляется независимо.

На фиг. 2 изображена та же машина, но в ней для обеспечения большей жесткости ротора применен дополнительный подшипник 19, установленный во вспомогательном щите 3.

Внутреннее кольцо подшипника наглухо закреплено на полой части вала 7, а внешнее имеет возможность свободно перемещаться в осевом направлении в щите 3. Здесь для сочленения половин ротора использовано только одно шлицевое соединение 10.

В отличие от машины на фиг. 1 при регу5 лировке зазора 6> полая часть вала 7 перемещается сразу по двум поверхностям: по шлицам выступающего конца сплошной части вала 8 и по поверхности расточки под дополнительный подшипник во вспомогательном щи1ю те 3.

Предмет изобретения

1. Торцовая электрическая машина, содержащая два пакета статора, ротор с двумя по1S люсными системами, расположенными на валу, и вспомогательный щит, отличающаяся тем, что, с целью повышения технологичности конструкции, ротор выполнен разъемным, полюсные системы установлены с возможностью

20 независимо перемещаться в осевом направлении, причем вал одной полюсной системы выполнен полым, а вал второй полюсной системы размещен внутри полого вала.

2. Электрическая машина по п. 1, отличаю25 ыаяся тем, что, с целью повышения жесткости вала, во вспомогательном щите размещена дополнительная подшипниковая опора.

402123

5 2

П Я 7 5

dïÿ 1

7 5 19 1Р 8 b

Составитель Б. Евграфов

Техред Л. Грачева

Редактор В. фельдман

Корректор Н. Учакина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 306/11 Изд. № 135 Тираж 755 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5