Патент ссср 402681

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

° : -и) -1 !с. май??Л

40268l

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДИЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от ll?.T. свидетельства № 325404

Заявлено 25.Х.1971 (№ 1708696 24-6) с присоединением заявки ¹â€”

Приоритет—

Опубликовано 19.Х.1973. Бюллетень № 42

Дата опубликования описания 2Л 11.1974.

М.Кл. F ОЗЬ 3!12

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР аа делам иэаоретений н открытий

УДК 621 224-253. .5 (088.8) В. Н. Саввин, Н. H Робук, С. И. Герман, Ю. H. Мишев, Л. И. Фридман, В. В. Ольховский, А. А. Меловцов, Е. М. Петрова, Б. А. Гершензон, В. Л. Шмугляков, В. К. Рубцов и С. Я. Дубков

Авто()ы изобf)c 1 н?1я

Заявитель

РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РАДИАЛЬНО-ОСЕВОИ ГИДРОМАШИНЬ1!

20

Изобретение относится к гидромашиностро IIH1o и может быть использовано в гидравли lee«IIx турбинах.

По основному авт. св. № 325404 известно рабочее колесо радиально-осевых гидромашин, например турбин, содержащие лопасти с хвостовиками, закрепленными в пазах верхнего и нижнего ободов с профилироваш?ыми галтельными переходами от лопасти к ободам, вь|полиенным заодно с лопастью, В таких «олесах

;востовики лопасти по длине соответствуют линии сопряжения лопасти с верхним и нижни.l ободами и завариваются швом «в паз».

Недостатком известного устройства явлл< тся большой oR ем наплавлеипого металла.

С целью улучшения технологии изготовления рабочего колеса при сохранении высокой надежности и точности геометрии проточной части в предлагаемом устройстве длина хвостовика лопастей, выполненных заодно с профилированными галтелями, имеет протяженность меньшую, чем полная длина линии сопряжения лопастей с ободами в соответствии с соотношением: для верхнего обода

l = (0,6 — 0,4) У.;

ll = (0,2 — 0,3) L;

4 = (0,2 — 0,3) L; для нижнего обода ! = (06 — 04)L

2 ! 1 — — (0,2 — 0 3) L, Р— — (0,2 — - 0,3) I. а лопасть»a учас ках, где !I@I хвостовиков, соединена с ободом при помощи сварки швом «Н тавр» с радиусом галтельного перехода от лопасти к обод1

r = (0,35 — 0,5) 6, где L — длина линии сопряжен!ив лопасти с I3! рхни)1 ободом; ! — длина линии сопряжеllия лопасти с нижним об)одом; ! И вЂ” Д 1 I I I I 3 Х В О С Г О В И К 1 Д 1 Я 13 (() Х Н Е г i )

И 1)И?КНЕГО ОООДОВ; !! и /, — расстояние от входной кромки лопасти до начала хвостовика для верхнего и нижнего ооодов;

l и -- расстояние от концов хвостовика до выходной кромки лопасти для верхнего и нижнего ободов; б — — наибольшая толщина лопасти на участках швов «в тавр».

На фиг, показано мерндиоиальиое сечение сварно-литого радиально-осевого рабочего

2 колеса с указанием длины линий сопряжения лопастей с ободом и ступицей, а также расположение участков сварки «в тавр» и «в паз»; на фиг. 2 — поперечное сечение участков шва

«в паз»; на фиг. 3 -- поперечное сечение участз0 ков шва «в тавр».

Поскольку надежность соединения наилучшим образом обеспечивается при выполнении швов «в паз» (в особенности с литыми галтельными перехода:, и), хвостовики, а значит и па-:ы в ободах, следует выполнить прежде всего на тех участка :. линии стыковки лопасти с ободом и ступицей, которые характеризуются высоким уровнем напряжения и наименее доступны для осмотра и ремонта шва.

Наибольшие напряжения от гидродинамической нагрузки возникают в зоне входной кромки лопасти и в средней части линии сопряжения ее с ободами.

В то же время средняя часть линии сопряжения является наименее доступной для выполнения шва «в тавр», а также для осмотра состояния шва и ремонта в случае необходимости

В данной конструкции сварные соединения лопасти с ободами «в паз» с расширенными хвостовиками и профилированными галтелями располагаются лишь в средней части линии сопряжения лопасти с ободами в соответствии с предложенными соотношениями.

Предмет изобретения

Рабочее колесо радиально-осевой гидромашины, например турбины, по авт. св. М 325404, отличающееся тем, что, с целью улучшения технологии изготовления рабочего колеса, длина хвостовиков лопастей, выполненных .. „чн ) 40268

4 с профилированными галтелями, имеет протя. женность меньшую, чем полная длина линии сопряжения лопастей с ободами в соответствии с соотношением:

5 для верхнего обода

1 = (0,6 — 0,4)L;

11 = (0,2 — 0,.3)L; ! р — — (0,2 — — 0,3) L; для нижнего обода ! = (0,6 — 0,4) L ;

1 — — (0,2 — 0,3) 1, 1 q = (0,2 — 0,3)L, а лопасть, на участках, где нет хвостовиков со15 единена с ободом при помощи сварки швом

«в тавр» с радиусом галтельного перехода от лопасти к ободу

r = (0,35 — 0,5) 6, где L — длина линии сопряжения лопасти с верхним ободом;

L — длина линии сопряжения лопасти с нижним ободом;

1 и 1 — длина хвостовика для верхнего и нижнего ободов;

1 и 1 i — расстояние от входной кромки лопасти до начала хвостовика для верхнего и нижнего ободов;

1 и 1 — расстояние от конца хвостовнка до выходной кромки лопасти для

ЗО верхнего и нижнего ободов;

6 — наибольшая толщина лопасти на участках швов «в тавр».

402681 соотг.1

Составитель Т. Довгели

Техред Г. Васильева

Корректор Л. Орлова

Редактор T. Морозова

Заказ 1228

Загорская типография

Изд. № 1064 Тираж 551 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5