Патент ссср 406061

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕДЬСТВУ (11) 406Obl

Союз Советекик

Социалиетицилю.

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства 216407 (22) Заявлено 20.09.71 (21) 1699754/27-11 с присоединением заявки Ме (32) Приоритет

Опубликовано 05.11.73. Бюллетень Ке 45 (51) М. Кл. F 16h 5/64

В 601с 21/06

Государственный комитет

Совета Мииистров СССР оо делом изооретеикй и открытий (53) УДК 629.113-585.127 (088.8) Дата опубликования описания 03,02.75 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Д. Б. Брейгин

Московский трижды ордена Ленина и ордена Трудового Красного

Знамени автомобильный завод имени И. А. Лихачева (54) ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к транспортной технике и, более конкретно, к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно автомобилей.

По авт. св. М 216407 известна планетарная передача, содержащая входной вал, два планетарных ряда, два фрикционных сцепления, одно из которых соединяет входной вал с коронной шестерней первого планетарного ряда, связанной с водилом второго планетарного ряда, а другой — с соединенными между собой солнечными шестернями обоих планетарных рядов, и выходной вал, соединенный с водило..а первого планетарного ряда.

B такой планетарной передаче на первой передаче переднего хода должно быть включено одно сцепление, на второй передаче переднего хода — другое сцепление, и на третьей прямой передаче, — оба сцепления.

Цель изобретения — обеспечение включения в заданной последовательности фрикционных сцеплений на переднем ходу. Это достигнуто тем, что передача снабжена двумя последовательно переключаемыми двухпозиционными клапанами для подачи рабочей жидкости под давлением к гидравлическим силовым цилиндрам фрикционных сцеплений, попеременно соединяемым через первый клапан с источником подачи рабочей среды и с каналом, сообщаемым через второй клапан поочередно со сливом и с источником подачи жидкости.

На чертеже изображена кинематическая схема описываемой передачи и упрощенная гидравлическая схема системы управления.

Выходной вал 1 передачи соединен с ведущи ми дисками фрикционных сцеплений 2 и 3.

Ведомые диски сцепления 2 связаны с коронной шестерней 4 первого планетарного ряда, водило 5 которого соединено с выходным валом 6 передачи. Шестерня 4 связана с водилом 7 второго планетарного ряда, коронная шестерня 8 которого сообщена с ведомыми дисками сцепления 3. Шестерня 4 с водилом 7 со15 единены также с тормозом 9. Солнечные шестерни 10 и 11 обоих планетарных рядов связаны между собой и, кроме того, с тормозом 12 через параллельно установленные механизм 13 свободного хода и фрикционное сцепление 14.

20 Для включения сцеплений 2, 3, 14 и тормозов

9, 12 имеются гидравлические силовые цилиндры 15 — 19. Передача имеет систему управления, в состав которой входят источник подачи жидкости под давлением — насос 20, 25 многопозиционный клапан 21 руч1:ого управления, два двухпознционных клапана 22 и 23 автоматического переключения передач переднего хода, датчик нагрузки двигателя — дроссельный регулирующий клапан 24, связанный

Зо с педалью 25 управления двигателем, датчик

406061 скорости вращения вала 6 передачи — клапан

26 центробежного давления, установленный на этом валу, шариковые челночные клапаны 27, 28 и каналы, связывшоц:,ие между собой насос

20, клапаны 21 — 24, 26 — 28 и цилиндры

15 — 19.

Отходящий от насоса 20 канал 29 подключен к клапану 21 ручного переключения. Канал 30, отходящий от клапана 21 и соединяемый с каналом 29 при установке клапана 21 в любое из положений переднего хода, подключен к клапану 24, к клапану 26 центробежного д".âëåïèÿ и к клапану 23 автоматического переключения второй и третьей передач переднего <ода. Канал 31, отходящий от клапана 26 подключен к торцовым полостям клапанов 22 и 23. Канал 32, отходящий от дроссельного регулирующего клапана 24, через челночный клапан 28 и канал 33 подключен к другим торцовым полостям клапанов 22 и 23 автоматического переключения передач. Настройка клапанов 22 и 23 обеспечивает их последовательное переключение в зависимости от двух параметров — скорости вращения выходного вала 6 передачи и нагрузки двигателя. К каналу 30 через челночный шариковый клапан 27 подсоединен также канал 34 подвода жидкости к клапану 22. Клапан 22 каналом 35 соединен с клапаном 23. Гидравлические силовые цилиндры 15 и 16 включения З0 фрикционных сцеплений 2 и 3 связаны каналами 36 и 37 с клапаном 22. Клапан 23 имеет отверстие 38 слива. С клапаном 21 кроме каналов 29 и 30 соединены также канал 39, к которому подключен гидравлический силовой З5 цилиндр 19 тормоза 12, канал 40, к которому подключены цилиндр 18 тормоза 9 и челночный клапан 27, и канал 41, к которому подсоединен цилиндр 17 сцепления 14, клапан 28 и полость клапана 23, при подаче в которую 40 жидкости под давлением клапан удерживается в положении низшей передачи.

С дроссельным клапаном 24 связан также канал 42, сое иняемый через канал 43 с каналом 32 при полном нажиме на педаль 25. 45

Канал 42 подключен к клапанам 22 и 23 и через жиклер 44 к каналу 41, Передача работает следующим образом.

При установке клапана 21 ручного управления в нейтральное положение (показано на 50 чертеже) жидкость, подаваемая насосом 20, поступает через канал 29, клапан 21 и канал

39 к гидравлическому силовому цилиндру 19, который включает тормоз 12. К остальным гидравлическим силовым цилиндрам жидкость 55 не подается, и крутящий момент не передается через передачу. При перемещении клапана

21 влево на одно деление фиксатора и уста,новке его в положение автоматического управления при движении передним ходом жидкость 60 идет в канал 30, откуда направляется в дроссельный клапан 24, в клапан 26 центробежного давления, в клапан 23 переключения передач, который в исходном положении перекрывает канал 30, и через челночный клапан 27, б5 канал 34, клапан 22 и канал 37 поступает в цилиндр 16, включающий фрикционное сцепление 3. При включенном сцеплении 3 крутящий момент с входного вала передается на шестерню 8. Поскольку тормоз 12 через механизм 13 свободного хода воспринимает реактивный момент и затормаживает солнечные шестерни 10 и 11, коронная шестерня 4 и водило 7 имеют уменьшенную по отношению к входному валу 1 скорость вращения, а водило

5 и вал 6 вращаются еще медленнее. При увеличении скорости вращения выходного вала 6, а следовательно и скорости вращения клапана 26 центробежного давления увеличивается давление в канале 31. При заданном соотношении центробежного давления в канале 31 и в канале 33 дроссельного давления, соединенным через клапан 28 и канал 32 с дроссельным регулирующим клапаном, происходит переключение клапана 22. В результате гидравлический цилиндр 16 сообщается на слив через канал 37, клапан 22, канал 35 клапан 23 и отверстие 38, так что выключается сцепление 3, а цилиндр 15 соединяется с насосом 20 через канал 36, клапан 22, канал 34, челночный клапан 27, канал 30, клапан 21 и канал

29, так что включается сцепление 2. При этом включается вторая промежуточная передача, на которой крутящий момент с входного вала

1 без преобразования поступает на шестерню

4, а реактивный момент по-прежнему воспринимается тормозом 12 через механизм 13 свободного хода. Водило 5 и выходной вал 6 на второй передаче вращаются медленнее вала 1.

При дальнейшем увеличении скорости вращения вала 6 еще больше увеличивается центробежное давление в канале 31, вследствие этого при определенной скорости переключается клапан 23. При этом жидкость из износа

20 продолжает подаваться в цилиндр 15 сцепления 2 и идет также в цилиндр 16 сцепления

3 через клапан 21, канал 30, клапан 23, канал

35, клапан 22 и канал 37. В результате одновременного включения сцеплений 2 и 3 блокируется весь планетарный механизм, входной и выходной валы вращаются с одинаковой скоростью и происходит включение третьей— прямой передачи. Механизм 13 свободного хода освобождает при этом шестерни 10 и 11 и они вращаются вместе с валами 1 и 6.

Таким образом, при включении диапазона автоматического переключения передач перед.него хода гидравлические силовые цилиндры

15 и 16 фрикционных сцеплений 2 и 3 попеременно соединяются через клапан 22 с насосом

20 (через канал 29, клапан 21, канал 30, челночный клапан 27 и канал 34) и с каналом 35, сообщаемым через второй клапан 23 поочередно с отверстием 38 слива и с насосом 20 (через канал 29, клапан 21 и канал 30).

Предмет изобретения

Планетарная передача по авт. св. № 216407, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения включения в заданной последовательно406061

Составитель В. Бялоцкий

Редактор О. Филиппова Техред Т. Миронова Корректор H. Аук

Заказ 176/15 Изд. № 261 Тираж 875 Подписное

ЦНИИГ1И Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 сти фрикционных сцеплений на переднем ходу, она снабжена двумя последовательно переключаемыми двухпозиционными клапанами для подачи рабочей жидкости под давлением к гидравлическим силовым цилиндрам фрикциопных сцеплений, попеременно соединяемым через первый клапан с источником подачи рабочей жидкости и с каналом, сообщаемым через второй клапан поочередно со сливом и с

5 источником подачи жидкости. ц 3.

1о /2