Патент ссср 406268

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е 00 406268

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВйДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 31.05.71 (21) 1664874/24-7 с присосдинением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 05.11.73. Бюллетень ¹ 45

Дата опубликования описания 07.02.75 (51) М. Кл. Н 02k 1/28

Государственнвэ комитет

Соната Министрое СОСР по делам изооретений и открытий (53) УДК 621,313.042. .13 (088.8) (72 ) Авторы изобретения

Б. Л. Коновалов и Е. Х. Глидер

QP75 г Pal (71) Заявитель !у г (54) РОТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА

Изобретение относится к области электромашиностроения.

Известны роторы крупных турбогенераторов, выполненные составными по длине. Соединение частей такого ротора осуществляется обычно либо массивной центральной стяжкой, размещенной в центральном отверстии рото-, ра, либо несколькими стяжками с Т-образными концами, установленными в пазах, выполненных в пазах бочки ротора, и удерживаемыми от радиальных перемещений посредством клиньев.

Указанные конструкции составного ротора весьма сложны и не обеспечивают достаточной надежности соединения частей ротора.

Цель изобретения — повысить надежность соединения частей ротора.

Это достигается тем, что на торцах сопрягаемых частей выполнены входящие друг в друга соответственно выступы и пазы с прямолинейной продольной осью, например, в виде ласточкина хвоста. Продольные оси выступов и пазов в различных сочленениях по длине ротора могут быть выполнены непараллельными, а в роторе может быть выполнено осевое цилиндрическое отверстие, в котором установлен центрирующий стержень.

На фиг. 1 показан ротор турбогенератора в продольном разрезе; на фиг. 2 — разрез по

А — А на фиг. 1.

Ротор 1 содержит обмотку 2, расположенную в пазах 3. Ротор по длине состоит из концевых частей 4 и 5 и средней части 6. Части ротора соединены между собой с помощью фигурных выступов 7, входящих в фигурные пазы 8 смежных частей. Перемещение частей ротора относительно друг друга в поперечном направлении предотвращается стержнем 9, помещенным в центральное отверстие 10.

10 Стержень 9 в местах соединения частей ротора имеет посадочные поверхности 11.

Порядок сборки частей ротора может быть следующим.

Часть ротора, имеющая фигурный паз, пред15 варительно нагревается, после чего перемещением в поперечном направлении относительно оси ротора в паз вставляется выступ другой части ротора. После охлаждения нагретой части создается натяг по плоскостям сопряжения

20 частей 12 и 13. После сборки всех частей окончательно растачивается центральное отверстие ротора и производится посадка в пего стержня 9. Стержень 9 может находиться только на участке сопряжения, либо простираться на

25 всю длину ротора. В случае применения газа для охлаждения активных частей турбогенератора между концевыми частями вала ротора и стержнем 9 может быть установлено уплотнение, например, с помощью колец из эла30 стичного материала (на чертежах rre показа406268

12 но). В случае необходимости пропускания жидкости для охлаждения обмотки ротора стержень 9 может иметь канал 14, армированный нержавеющим материалом (на чертеже не показано), стержень 9 с каналом 14 может быть выполнен из некорродирующего материала.

Если ротор турбогенератора состоит из более, чем двух, составных частей, то продольные оси выступов и пазов в различных сочленениях составных частей по длине целесообразно выполнять непараллельными, Предмет изобретения

1. Ротор турбогенератора, содержащий по длине не менее чем две сопряженные между собой составные части, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности их соединения, на торцах сопрягаемых частей выполнены входящие друг в друга соответственно выступы и пазы с прямолинейной продольной осью, например, в виде ласточкина хвоста.

2. Ротор по п. 1, отлич а ющийся тем, что продольные оси выступов и пазов в различных сочленениях составных частей по длине выполнены непараллельными.

3. Ротор по пп.! и 2, отличающийся тем, что, с целью предотвращения радиального смещения его составных частей, в нем выполнено осевое цилиндрическое отверстие, в котором установлен центрирующий стержень.