Вптб

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

п1) 406269

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ . К АВТОРСКОМУ. СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскими

Социалистимеских

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22 ) Заявлено 03.02.71 (21) 1617110/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 05.11.73. Бюллетень ¹ 45

Дата опубликования описания 07.02.75 (51) М. Кл. Н 02k 1!30

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР ао делам изооретений и открытий (53) УДК 621,313.042. .4 (088.8) 8ПТБ

ФОЦ 3 . ЖИ,3, (72) Авторы изобретения

В. Ф. Пенской, А. Г, Шаповалов, Я. М. Новиков, В. А. Коробков, Н. В. Куценко и Ю. В. Беднарчук (71) Заявитель (54) РОТОР ЭЛ ЕКТРИЧ ЕСКОЙ МАШ И Н Ы

Изобретение относится к области электромашиностроения.

Известен ротор электрической машины, например гидрогенератора, содержащий собранный из отдельных сегментов сердечник, закрепленный на остове посредством соединительных брусьев, состоящих из двух или более клинообразных деталей и размещенных в полостях, образованных продольными пазами на внешней поверхности остова и внутренней поверхности сердечника. Такой ротор имеет сложную конструкцию, так как кроме соединительных брусьев большой длины необходимы дополнительные встречные клинья, и не является достаточно надежным, так при работе натяг между клиньями может ослабеть, что приведет к нарушению крепления сердечника.

Цель изобретения — повышение надежности крепления сердечника и упрощение конструкции ротора. Для этого на наружных боковых поверхностях упомянутых соединительных брусьев по всей длине в промежутке между остовом и сердечником выполнены углубления клиновидной формы, заполненные сварным швом.

На фиг. 1 изображен предлагаемый ротор электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по А — А фиг. 1, поперечный разрез по одному из соединительных брусьев после заполнения углублений сварным швом; на фиг, 3 — то же, когда указанные углубления получены путем придания поперечному сечению каждой части соединительного бруса

Г-образной формы.

На стяжные шпильки 1 нашихтован сердечник 2 ротора, сжатый в аксиальном направлении с помощью указанных шпилек и нажимных плит 3. Внутренний диаметр сердечника 2 и наружный диаметр обода 4 остова ротора

1о выбраны таким образом, что между ними есть зазор 5. На внутренней поверхности сердечника и наружной поверхности обода 4 остова выполнены пазы, оси которых совпадают. В полостях, образованных пазамп на сердечнике и

15 остове ротора, размещены продольные соединительные брусья 6 из двух призматических планок. В месте радиального зазора между сердечником и остовом на наружных боковых поверхностях соединительных брусьев по всей

20 их длине имеются углубления, заполненные сварным швом 7. Общая толщина частей брусьев 6 и размеры пазов в сердечнике выбираются такими, что между ними (до заполнения углублений швом 7) образован зазор, 25 позволяющий свободно шихтовать сердечник 2 ротора на шпильки 1, Размеры углублений и соответственно швов 7 определяются в зависимости от необходимой поводки (перемещения) той части продольных брусьев 6, которые

30 сопрягаются с сердечником 2 ротора. Кроме

406269 того, относительные размеры продольных соединительных брусьев и швов должны быть такими, чтобы к тому моменту, как продольные соединительные брусья, деформируясь, выберут указанный выше зазор, их деформация должна находиться в пределах упругой.

Сердечник 2 ротора закрепляется следующим образом.

Перед шихтовкой брусья 6 вставляются в пазы обода 4 остова 8 ротора и фиксируются в них от выпадания в нескольких местах точечной сваркой. Затем сердечник ротора шихтуется на стяжные шпильки 1 и скрепляется в аксиальном направлении с помощью нажимных плит 3 и шпилек 1. После окончательной прессовки и затяжки сердечника 2 ротора в аксиальном направлении углубления на продольных соединительных брусьях 6 заполняют сварным швом 7 по всей их длине. Вследствие направленной поводки брусьев 6 зазор между брусьями 6 и сердечником 2 ротора будет полностью выбран, а так как размеры брусьев 6, швов 7 и зазора выбраны такими, что деформация продольных соединительных брусьев находится в пределах упругой, то боковые стенки пазов сердечника ротора будут испытывать достаточно большое давление со стороны брусьев. После этого брусья 6 приваривают к ободу 4 остова 8. Для большей прочности обе части соединительных продольных брусьев могут сварены между собой швом 9. Надежность крепления не нарушается и в случае уплотнения сердечника или его растяжения под действием центробежных сил, так как в на5 чальном состоянии деформация соединительных брусьев находится в пределах упругой и в случае появления зазора между сердечником и продольными двойными брусьями последние будут выбирать его. Соединительные

10 брусья могут иметь Г-образную форму.

Предмет изобретения

Ротор электрической машины, содержащий сегментированный сердечник, закрепленный на остове посредством соединительных брусьев, выполненных из двух частей с радиальным

20 разъемом и размещенных в полостях, образованных продольными пазами на внешней поверхности остова и внутренней поверхности сердечника, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности крепления и

25 упрощения конструкции, на наружных боковых поверхностях указанных соединительных брусьев по всей длине в промежутке между остовом и сердечником выполнены углубления клиновидной формы, заполненные сварным

30 швом.

406269

Фиг. 5

Составитель А. Лисов

Техред 3. Таранеико

Корректор В. Брыксина

Редактор О. Филиппова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 180/15 Изд. № 262 Тираж 755 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5