Номограмма для графического подсчета тормозных усилий

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 42т, Hr

Ко

ВИЯМИ("}ТЦД митета но изобрета тел тель<..гв при

ОС П ДЦ HA ИЗ

ОПИСАНИЕ номограммы для графического подсчета тормозных усилий.

К авторскому свидетельству С. В. Кондратьева, заявленному 9 декабря

1933 года (спр. о перв. ¹ 138724).

О выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 декабря 1934 года. (472) Известны номограммы для графиче- ских подсчетов, состоящие из укрепленной на доске диаграммы, вдоль которой перемещается пластинка из прозрачного материала с нанесенными на ней линиями, а также с применением шарнирных линеек. В предлагаемой номограмме укрепленная одним концом поворотно на доске с диаграммой линейка другим своим концом закреплена на шарнире, установленном на передвижной вдоль диаграммы пластинке, и кроме того, снабжена прорезом для пропуска штифта при перемещении вверх и вниз упомянутой пластинки.

На чертеже фиг. 1 изображает вид спереди номограммы для графического годсчета тормозных усилий (без диаграммы); фиг. 2 — то же, вид сбоку; фиг, 3— график для подсчета усилий, Предлагаемая номограмма служит для механизации расчета при решении тормозных задач, применяемых в эксплоатации железнодорожного транспорта.

До настоящего момента применяемые таблицы, цель которых, так же как и предлагаемого прибора — облегчить решение тормозных задач, страдает целым рядом недостатков; начиная с того, чтобы таблицы, будучи размещены на разных страницах, заставляют затрачивать время для розыска нужных данных и, кроме того, не позволяют решать обратные задачи. Таблицы, помещенные в действующих правилах техники эксплоатации на сети железных дсрог, неудобны, так как вынуждают производичь действие умножения с трехзначными числами. Это особенно касается агентов железнодорожного транспорта, как например диспетчеров, которые, будучи загружены до отказа, затрудняются в производстве расчета при составлении плана оперативной работы, Номограмма тормозных усилий позволяет определить любую из четырех величин, математически связанных между собой: тормозное усилие, выраженное в тормозных осях при ручном торможении или в тоннах нажатия тормозных колодок — при автоторможении, скорость поезда, выраженную в км;: ч; вес поезда — в тоннах и уклон в тысячных долях.

Определение перечисленных величин производится в минимальный срок.

Номограмма состоит из неподвижного графика, наклеенного на доску 1, подвижной пластинки 2 из прозрачного целлюлоида, двух валиков 4, вращающихся на своей оси, назначение которых — прижать подвижную целлюлоидную пластинку к графику, и из подвижной наклонной линейки 8 — тоже из прозрачного целлюлоида.

График состоит из трех систем координат (фиг. 3). Первая система — с семейством кривых зависимости тормозного усилия от скорости для каждого уклона; слева графика, по оси ординат, распо.пожена шкала, на которой и произво.дится отсчет тормозных осей. К этой шкале относится семейство кривых, обозначенных на фиг. 3 фигурной скобкой 4 .

Шкала тормозного усилия, выраженная в тоннах нажатия тормозных колодок (автотормоза), расположена по оси орди. нат справа графика и составляет с семейством кривых, охваченных на фиг 3 фигурной скобкой 5, часть прибора, по которо" производится расчет тормозных усилий. По оси абсцисс нижней части графика нанесены скорости поезда от 0 до 65 км (час}, общие для обоих семейств кривых.

Вторая система составляет зависимость тормозных усилий от веса поезда.

По оси абсцисс ниже строки скорости

Располагают строку с обозначением веса состава, причем возрастание величины происходит справа налево от 0 до

1100 тонн и вторую строку от 0 до .2200 тонн; слева графика, по оси ордиHdT> пользуются шкалой тормозных осей для определения при ручник торможении, а справа графика пользуются шкалою для расчета автотормозов.

Третья система (на чертеже не показанная) спужит для определения минимального числа тормозных осей при руч.ном действии.

По оси абсцисс кроке того нанесены величины уклонов. Кривая построена по точкам осей, приходящихся на 1000 тонн веса состава (как и все другие кривые .двух описанных выше семейств).

Подвижная целлюлоидная пластинка 2 с горизонтальной чертой расположена поверх неподвижного графика и перемещается вдоль оси ординат.

Два валика 4 вращаются на своих осях и расположены параллельно самим себе и оси абсцисс.

Целлюлоидная линейка 8, подвижная на шарнире 8", закреплена на подвижной целлюлоидной пластинке в одном конце и имеет прорез 9 на другом конце, через который проходит направляющий штифт 8 . Между осями штифта и осью шарнира на целлюлоидной планке нанесена прямая линия 7О, назначение которой будет видно из примера расчета.

Приводим несколько примеров поль:зова:. ия номограммой.

П р и и е р 1. Даны вес состава (включая вес паровоза) скорость, уклон; определить тормозные усилия.

Для этого горизонтальную черту 70 ставят на точку, образуемую пересече. кием кривой уклона с ординатой заданной скорости; тогда подвижная наклонная линейка своею чертою укажет точку пересечения ординаты веса поезда (заданного} с абсциссой тормозных усилий.

Если определяют число тормозных осей, то читают по левой шкале, а горизонтальную черту 70 устанавливают по кривой уклона семейства, обозначенного на фиг. 3 скобой 4 . Если же определяюг давление на тормозные колодки в тон-нах, то читают по правой шкале, пользуясь при этом кривой семейства, обозначенного скобой 5.

Пример 2. Даны число тормозных осей или нажатие тормозных колодок в тоннах, скорость и уклон; определить вес состава.

Действуют как в вышеуказанном примере 1 с разницей лишь в чтении результата. Отыскав точку пересечения линии заданных тормоз..!ых усилий с накгонной прямой подвижной линейки, определяют вес поезда по ординате, на которо" лежит данная точка.

Пример 3. Даны число тормозных осей или нажатие колодок в тоннах, вес, скорость поезда; определить уклон.

Для этого следует установить наклонную линейку на точку пересечения линии веса с линией заданных тормозных усилий поезда, тогда горизонтальная прямая 70 укажет точку пересечения линии скорости с кривой уклона, это и будет иском61й уклон.

Пример 4. Даны тормозные усилия, вес поезда и уклон; определить скорость.

Поступают как в вышеуказанном примере 3 с той лишь разницей, что пересечение горизонтальной черты 70 с заданным уклоном укажет точку, лежащую на оси ординат искомой скорости.

Предмет изобретения.

Номограмма для графического подсчета тормозных усилий, состоящая из укрепленной на доске диаграммы, вдоль которой перемещается пластинка из прозрачного материала с нанесенной на ней линией, отличающаяся тем, что укрепфиг. I

У

2 ленная поворотно на доске с диаграммой при помощи штифта 8 линейка 8 другим концом закреплена на шарнире 8", установленном на передвижной вдоль диаЭксперт и редактор Н. И. Ужеиез граммы пластинке 2, и кроме того снабжена прорезом 9 для пропуска штифта 8 при перемещении вверх и вниз упомянутой пластинки 2.

Тин.,Печ. Труд". Зак. 288О--460