Устройство «складывания» буксирного дышла транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

408834

Союз Советскими

Социалистимеских

Респ у отти к

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 05.111.1971 (¹ 1633471/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано ЗО.Х1.1973. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 24ХП.1974

М. Кл. В 60d 1/14

Гасударстееннь1й камнтет

Совета Министров СССР аа делам изобретений

il открытий

УДК 629.113.013.1(088.8) Авторы изобретения

А. И. Реполовский, И. Х, Пахтер, В. С. 1ергмисин, А. Д. Рудаков и М. М. Бахмутский

Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт

Заявитель

УСТРОЙСТВО «СКЛАДЫВАНИЯ» БУКСИРНОГО ДЫШЛА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Известны устройства «складывания» буксирного дышла транспортного средства, расположенные между стрелой дышла и его водилом, шарнирно соединенными с помощью вертикальной оси вращения, содержащие сектор с клиновым пазом, соединенный жестко со стрелой дышла стопорный клин, подвижно соединенный с водилом дышла и постоянно взаимодействующий с сектором под действием натяжных пружин.

Цель изобретения — обеспечение «складывания» буксирного дышла в его крайнем повернутом положении.

Для этого устройство снабжено захватом, укрепленным на раме транспортного средства, и предохранительной пластиной с фигурным выступом, установленной на вертикальной оси при помощи эллипсовидного отверстия, выполненной с боковыми опорными пальцами, опирающимися на неподвижно закрепленный на вертикальной оси двуплечий упор, и взаимодействующей при крайнем повернутом положении буксирного дышла с упором, закрепленным на раме. Стопорный клин соединен с водилом дышла шарниром с горизонтальной осью вращения и с предохранительной пластиной — стяжными пружинами и выполнен с верхним выступом, расположенным в плоскости предохранительной пластины, и с нижним выступом, взаимодействующими соответственно с фигурным выступом предохранительной пластины и с захватом, закрепленным на раме транспортного средства.

На фиг. 1 изображено буксирное дышло с устройством «складывания» при coocHQM расположении его звеньев в вертикальной плоскости; на фиг. 2 — устройство «складывания» при «сложенном» буксирном дышле; на фиг. 3 — установка двуплечего упора на вертикальной оси шарнирного соединения стрелы и водила дышла; на фиг. 4 — буксирное дышло с устройством «складывания» при соосном расположени его звеньев в горизонтальной

r:,—.îñêîñòè; на фиг. 5 — то же, в «сложенном»

15 на угол Р состоянии; на фнг. б — взаимоположение нижнего выступа клина и захвата при зафпксированном водиле дышла в его крайнем повернутом положении.

Буксирное дышло с устройством «складыва20 ния> представляет собой сочлененное буксирное дышло, звенья которого — стрела 1 и апдило " дышла, помимо обычного шарнирного соединения с горизонтальной осью 3 вращения, дополнительно соединены через клиновый

25 механизм и шарнир с вертикальной осью 4 ьращения.

Клиновый механизм шарнира включает в себя предохранительную пластину 5 с двумя пальцами б, двуплечий упор 7, клин 8 с верх30 ним 9 и нижним 10 выступами, имеющий гори408834

65 зоптальную ось вращения 11, вилку-сектор 12 и две стяж ые пружины 13.

Предохранительная пластина 5 имеет эллипсовидное отверстие 14 под установку на вертикальную ось 4 и вырез 15, охватывающий клин 8 и имеющий фигурный выступ 16 (см. фиг. 2) . Непосредственно под предохранительной пластиной 5 на оси 4 установлен неподвижно двуплечий упор 7. Установка его на оси 4 показана на фиг, 3, à его расположение относительно пальцев 6 и предохранительной пластины 5 — на фиг. 2.

На раме прицепного транспортного средства жестко закреплен упор 17, ограничивающий вращение водила 2 дышла, и кронштейн с упором 18 и захватом 19.

При соосном расположении стрелы 1 и водила 2 ".ышла (в проекции па горизонтальную плоскость — «жесткое» буксирное дышло) клин 8 находится в клиновом пазе вилки-сектора 12 и прижат в нем двумя стяжными пружинами 13, а фигурный выступ 16 предохранительной пластины 5, находясь протпв верхнего выступа 9 клипа 8, предохраняет клин 8 от выхода его из клинового паза (см. фиг. 4).

Точки крепления стяжных пружин 13 на клине 8 и предохранительной пластине 5 выбраны таким образом, чтобы линия действия сил каждой проходила между двумя опорами предохранительной пластины — пальцами 6.

Такое расположение пружин даже при поломке одной из них позволяет сохранить нейтральное положение предохранительной пластины 5, т. е. положение, при котором фигурный выступ 16 находится против верхнего выступа 9 клина 8 и выполняет функцию предохранителя.

Величина силы натяжения каждой пружины 13 выбрана с таким расчетом, чтобы совместно с выбранным углом трения клина 8 обеспечить равновесие клинового механизма в диапазоне вращения буксирного дышла от положения, соответствующего прямолинейному движению управляемых колес, до положения, соответствующего максимально повернутым управляемым колесам. «Складывание» буксирного дышла происходит в его крайнем положении — повернутым на угол а в ту или другую сторону (см. фиг. 5,2). В этот момент водило 2 дышла дошло до упора 17, а предохранительная пластина 5 благодаря упору 18 поворачивается на угол у относительно клина 8, при котором фигурный выступ 16 выреза 15 предохранительной пластины 5 смещается в сторону от верхнего выступа 9 клина 8 и освобождает клин 8.

Вращение предохранительной пластины 5 происходит вокруг пальца 6, опирающегося на неподвижный упор 7. Возможность такого вращения обеспечивается эллипсовидным отверстием 14 предохранительной пластины 5.

При дальнейшем повороте буксирного дышла вилка-сектор 12 клинового механизма выжимает клин 8 из клинового паза, преодолевая усилие двух стяжных пружин 13, и фик5

45 сирует его в открытом положении своей дуговой поверхностью.

B таком положении стрела 1 дышла имеет возможность повернуться («сложиться») относительно водила 2 на некоторый угол Р (см. фиг. 5).

Одновременно при выходе клина 8 из клинового паза вилки-сектора 12 нижний выступ

10 клина заходит в захват 19, закрепленный на раме прицепного транспортного средства (фиг. 6,1) и застопорит в повернутом положении водило 2 дышла.

При выходе поезда из поворота стрела 1 дышла возвращается в исходное положение; вилка-сектор 12 под действием стяжных пружин 13 заклинивается с одновременным расстопорением водила 2, а предохранительная пластина 5 возвращается в нейтральное положение и стопорит клин в закрытом положении. Буксирное дышло становится «жестким» в проекции на горизонтальную плоскость, и его вращение в диапазоне углов +a, приобретает общеизвестный характер.

По сравнению с известными устройствами применение предлагаемого устройства «складывания» буксирного дышла на прицепном транспортном средстве гарантирует надежную фиксацию «спрямленных» звеньев буксирного дышла (соосность звеньев дышла в проекции на горизонтальную плоскость) в диапазоне поворота управляемых колес, одновременно обеспечивает «складывание» дышла в его крайнем повернутом положении при зафиксированном водиле дышла.

Это обеспечивает согласованность движения тягача и прицепного транспортного средства на поворотах, а возможность «складывания» дышла в его крайнем повернутом положении исключает боковой юз управляемых колес, способствующий появлению больших нагрузок деталей поворотного устройства и значительного износа шин, тем самым повышает срок службы шин и прицепного транспортного средства в целом.

Предмет изобретения

Устройство «складывания» буксирного дышла транспортного средства, расположенное между стрелой дышла и его водилом, шарнирно соединенными с помощью вертикальной оси вращения, содержащее сектор с клиновым пазом, соединенный жестко со стрелой дышла стопорный клин, подвижно соединенный с водилом дышла и постоянно взаимодействующий с сектором под действием натяжных пружин, отличающееся тем, что, с целью обеспечения «складывания» буксирного дышла в его крайнем повернутом положении, оно снабжено захватом, укрепленным на раме прицепного транспортного средства, и предохранительной пластиной с фигурным выступом, установленной на вертикальной оси при помощи эллипсовидного отверстия, выполненной с боковыми опорными пальцами, опи --,"-;: .,;,,я...з7, ;-- - " и, ;, !

9и,9

Составитель С. Завьялов

Редактор О, Юркова Текред Е. Борисова Корректор Т. Добровольская

Заказ 164!73 Изд. ¹ 1316 Тпрагк 620 Подписное

ЦИИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 475

Типография, пр. Сапунова, 2 рающимися на неподв!окно закрепленныи на вертикальной оси двунлечнй упор, и взаимодействующей при крайнем повернутом положении буксирного дышла с упором, закрепленным на раме, а стопорный клин соединен с водилом дышла шарниром с горизонтальной осью вращения и с предохранительной пласти. ой — стяжными пружинами и выполнен с .-.еркин:! выступом, расположенным в плоскости предохранительной пластины, и с нижним выступом, взаимодействующими соответствен5 но с фигурным выступом предохранительной п,. астины и с захватом, закрепленным на раме пр!(цепного транспортного средства.

/ !!