Патент ссср 410446

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

I 4IO446

ОПИСАЙИЕ

И3ОБРЕТЕЙ ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

М, Кл. б 09b 9/00

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 14.VI.1971 (№ 1667722/18-24) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 05.1.1974. Бюллетень ¹ 1

Дата опубликования описания 15.V.1974

Гасударственный намитет

Совета Министров СССР аа делам изобретений и открытий с г т 68» S,SI 1 69 (088.8) !

Автор изобретения

В. С. Поляков

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБНАРУ КЕНИЮ

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ НА ФОН= ЙОЯЕХИ

"rj -- Р(Н) — P(F), 30

Устройство может быть применено в гидроакустических тренажерах.

В известных гидроакустических тренажерах задача обучения обнаружени:о гидроакустических сигналов на фоне помехи решается путем имитации реальной обстановки. Однако наличие флуктуации сигнала и помехи не позволяют обеспечить целенаправленную тренировку гидроакустиков в обнаружении гидроакустических сигналов на фоне помехи и дать количественну10 оценку их натренированности.

Целью изобретения является повышение эффективности тренировок гидроакустиков.

Эта цель достигается тем, что в предложенное устройство введен блок отображения параметра чувствительности обучаемого, подключенный к выходам счетчиков числа правильных обнаружений и ложных тревог.

Входы последних соединены с выходами пульта обучаемого через блок коммутации, один из входов которого подключен к датчику биномальной последовательности.

На чертеже дана функциональная схема устройства.

Оно содержит источник помехи 1, в качестве которого могут быть использованы известные имитаторы помех или магнитофон с записью реальной помехи; источник сигнала

2, в качестве которого могут быть использованы известные имитаторы сигналов или магHHтофон с записью реалыюго сигнала; датчик би1:омалы .oi пос.тедовательности 3, осуществляющий управление с помо1цью блока коммуTGL,ии 4 выбором lолько помехи или смеси

5 сигн-.7-псе. с . с "-а-..д-а1.10й вероятностью для первого или в:0p0ru временного интервала; счетчики числа правильных обнаружений 5 и числ» лож11ых трсвог 6; блок Отображения паpB. етра чувс-витсльпости обучаемого 7 и

10 пульта обучаемого 8.

Устройство работает следующим образом.

С его по.; о1цью:,а:I,,IHIIатор пульта обучаемогО 8 ИОслсдOватель110 предъявлл1отся

15 пары времеш ых и1:7ервалов. Один из них сод р:кит сигал с помехой, второй — олько

Ho:ëе. у. После каждой пары на пульте обучае.il01"0 BDO ...",-. 0HI HH 7 06113p) IIII HH51 интервале, в которсм, как полагает учащий20 ся присутствовал сигнал.

Последсвательпо предъявляется несколько програ.,1м, содержащих II IIBp каждая. Программы отличаются одна от другой вероят25 нос;ь.о 0;:HëållH.", спг; àла в каждом из интервалов. При такой методике натренирова:шасть характеризуется параметром чувствитслы.ости обучаемого 11

410446

Предмет изобретения

Составитель В. Гончаров

Техред Е. Борисова

Корректор Т. Хворова

Рсдакгор Л. Утехина

Заказ 1069/17 Изд. ¹ 346 Тираж 456 Подписное

111:1!ИП1<1 Госсдарствеиного комитета Совета Министров СССР по делам изооретсний и открытий

Москва, >К- 5, 1 аушская иао., д. 4г5

Типография, пр. Сапунова, 2 где Р(Н) — вероятность правильных обнаружений;

P(F) — вероятность ложных тревог.

Вероятность пропуска цели при такой методике равна нулю. Для расчета т1 при нескольких программах, отличающихся одна от другой v, использован способ наименьших квадратов

При постоянном числе программ и числе проб (что характерно для тренировок) операция деления на а может быть учтена за счет градуировки отсчетной шкалы блока 7.

Устройство работает следующим образом.

Источник помехи 1 выдает помеху, а источник сигнала 2 — полезный сигнал в блок коммутации 4. По командам датчика биномальной последовательности 3 блок коммутации 4 включает сигнал в первый или второй интервал данной пробы и гыдает их на пульт обучаемого 8, при этом помела включена в оба интервала. Кроме того, оно подключает счетчик числа правильных обнаружений 5 и счетчик числа ложных тревог 6 к соответствующим узлам ввода сигнала обнаружения пульта обучаегомо 8. Счетчики 5 и 6, накапливая значения P (Н) и Р (F) соответственно, выдают их на блок. Он является разностным индикатором, благодаря чему, в нем реали5 зустся выражение:

Устройство для обучения учащихся обнаружению гидроакустических сигналов на фоне

15 помехи, состоящее из источника сигнала, источника помехи и пульта обучаемого, подключенных к блоку коммутации, датчика биномальной последовательности и счетчиков числа правильных обнаружений и ложных тревог, 20 отлич ающееся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, в него введен блок отображения параметра чувствительности обучаемого, подключенный к выходам счетчиков числа правильных обнаружений и

25 ложных тревог, входы которых соединены с выходами пульта обучаемого через блок коммутации, один из входов которого подключен к датчику биномальной последовательности,