Патент ссср 411224
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Н И Е 4ll224
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союэ Советск
Сощквпмстимескии
Респубпик
Зависимое от авт. свидетельства №
М. Кл. F 03b 3/12
Заявлено 24.1Ч.1972 (№ 1775814/24-6) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано,15.1.1974. Бюллетень № 2
Дата опубликования описания 16Х.1974
Государственный камите|
Совета Министров СССР по делам изааретений и открытий
УДК 621.224-253.5(088.8) Авторы изобретения
В. В. Угольников, Л. И. Фридман, И. H. Мишев, H. Н. Робук, С. И. Герман, А. П. Левицкий, Л. Я. Бронштейн и В. В. Ольховский
Заявитель
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РАДИАЛЬНО-ОСЕВОИ ГИДРОТУРБИНЫ
Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано в гидравлических турбинах.
Известны рабочие колеса радиально-осевых гидравлических турбин высокой и средней быстроходности, содержащие лопасти, размешенные между верхним и нижним ободами.
В таких колесах напряженными являются места примыкания выходных кромок лопастей к ободам. Кроме того, нестационарность потока за колесом вызывает вибрации выходных кромок лопастей. Это часто приводит к образованию усталостных трещин на выходных кромках обычно в зонах переходов от лопастей к ободам.
Предлагаемое рабочее колесо отличается от известных тем, что в теле лопасти в месте сопряжения с ободами параллельно выходной кромке выполнены канавки, размеры которых выбраны в соответствии с соотношениями
А= (1,0 —:2,0) а;
В= (1,0 —:2,0) А; где А — расстояние от выходной кромки лопасти до оси канавки;
 — длина канавки; а — кратчайшее расстояние между выходной кромкой торцового сечения лопасти и выпуклой стороной соседней лопасти.
Такое выполнение колеса позволяет повысить его динамическую прочность.
На фиг. 1 показано описываемое рабочее колесо, общий вид; на фиг. 2 — выходной уча5 сток торцового сечения лопасти, примыкающего к ободу; на фиг. 3 — габаритные размеры разделительной канавки.
В теле лопасти 1 рабочего колеса в местах сопряжения с верхним 2 и нижним 3 ободами
10 выполнены разделительные канавки 4. Каждая из канавок начинается и заканчивается цилиндрическими уширениями 5, позволяющими избежать острых углов при прорезке канавок.
15 Для предотвращения протечек рабочего тела с поверхности давления на нерабочую сторону лопасти канавки уплотняют, например, листовыми заглушками.
Канавки приводят к такому перераспреде20 ленив изгибных напряжений в сечениях лопасти, примыкающих к ободам, что максимум напряжений смещается внутрь сечения, а вибрирующая выходная кромка разгружается.
Это значительно снижает опасность трещино25 образования.
Предмет изобретения
Рабочее колесо радиально-осевой гидротурбины, содержащее лопасти, размещенные меж30 ду верхним и нижним ободками, отличаю411224
А = (1,0 —:2,0) а;
В= (1,0 —:2,0) А; пйая пмка
Фиг.2
Составитель Т. Довгели
Техред Л. Богданова Корректор Н. Торкина
Редактор А. Пейсоченко
Заказ 1106)13 Изд, № 1163 Тираж 565 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 щ е е с я тем, что, с целью повышения динамической прочности, в теле лопасти в месте сопряжения с ободами параллельно выходной кромке выполнены канавки, размеры которых выбраны в соответствии с соотношениями
4 где А — расстояние от выходной кромки лопасти до оси канавки;
 — длина канавки; а — кратчайшее расстояние между выходной кромкой торцового сечения лопасти и выпуклой стороной соседней лопасти.