Смазка для холодной обработки металлов давлением
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Оll ИСАНИЕ Iю412237
Социалистических
ИЗОБРЕТЕМ ИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидстельства— (22) Заявлено 02.11.71 (21) 1711126/23-4 (51) М. Кл. С 10пт 7i30! !
% осударствеиный комитет
Совета Министров СССР по делам изаоретеийй и аткрытий с присоединением заявки №вЂ” (З2) Приоритет—
Опубликовано 25.01.74. Бюллетень ¹ 3
Дата опубликования описания 1!.XI.19;4 (53) УДК 621.892.621.7.016.3 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. T. Тищенко, Ю. Ф. Бусел, Я. Н, Робаковскйй и В. И. Климентьев 1
Украинский ордена Трудового Красного Знамейи научно4 исследовательский конструкторско-технологический институт сверхтвердых материалов и инструмента (71) Заявитель (54) СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ОБРАБОТКИ
МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ
Изобретение относится к холодной обработке металлов методом пластического деформирования, например к обработке отверстий дефоомирующими протяжками, и может быть использовано в авиационном и общем машиностроении.
В процессе обработки отверстий деформирующими протяжками в пакетах (наборах), состоящих из высокопрочных легированных сталей типа ЗОХГСНА, ЭИ-643 и др. (с пределом прочности»а растяжение более
180 кгс/ям ), алюминиевых сплавов типа АК6, Д16, В93, В95 и магниевых сплавов, под влиянием возникающих значительных удельных давлений смазка проникает во все капиллярные щели между отдельными деталями и находится там в течение всего срока эксплуатации узла, превышающего несколько лет. Следовательно, пленка смазки»е должна вызывать коррозии обработанных и необработанных поверхностей сопряженных деталей в течение длительного срока контакта с ними, например в узлах самолетов, в различных климатических условиях.
Известные смазки на основе органического растворителя, порошкообразного антифрикционного паполнителя и бутилметакрилатной смолы пе обладают высокими ацтифрикционными и технологическими свойствами и не обеспечивают осуществление процесса обработки отверстий деформирующими Ii13отяжками в деталях с бесконечной толщиной стенки пз высокопрочных сталей с пределом прочности при растяжении более 100 кгс/яхт "и не
5 позволяют получать при этом шероховатость обработанной поверхности, 7. В этих условиях между инструментом, например деформируюгцим кольцом, и стенкой отверстия возникают высокие удельные давления, которые приводят к схватыванию поверхностей детали и инструмента, что делает невозможным осуществление процесса.
Кроме того, операции обработки отверстий, например, в транспортном машиностроении трудоемки, особенно при сборке тяжелых самолетов, где в Одном изделии необходимо обрабатывать свыше 50000 отверстий в пакетах, состоящих из стальных, алюминиевых и магниевых деталей. Обработка этих отверстий тр доегчка, с затратой значительного количества времени.
Для повышения прочностных характеристик и долговечности узлов необходимо получать чистоту поверхности отверстий в пределах V 8 — 9 и создавать сжимающие остаточные напряжения в поверхностном слое отверстий.
Цель изобретения — разработка такой смазки, которая позволяла бы осуществлять процесс обработки деформирующими протяж412237 Предмет изобретения
Составитель А. Сандо
Техред Т. Миронова
Редактор О. Кузнецова
Корректор Н. Учакнна
Заказ 1216/214 Изд. № 398 Тираж 537 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» ками отверстий в пакетах из легированных высокопрочных сталей и цветных сплавов с бесконечной толщиной стенки, получать чистоту поверхности в пределах с7 8 — 9, уменьшить трудоемкость обработки и в то же вре- 5 мя не вызывать коррозии деталей в процессе обработки и эксплуатации машин и агрегатов.
Это достигается тем, что в качестве связующего использована пластифицированная 10 нитроцеллюлозная смола.
Указанная смазка наносится на обрабатываемую поверхность и после улетучивания растворителя образует антиадгезионную антифрикционную пленку, дающую возможность 15 осуществлять процесс обработки отверстий в легированных высокопрочных сталях и цветных сплавах, получить повышенную чистоту поверхности и повысить производительность труда.
Смазка состоит из компонентов, взятых в следующих предпочтительных соотношениях, вес. о/о.
Органический растворитель 25 — 37
Пластифицированная нитро25 целлюлозная смола 25 — 30
Порошкообразный антифрикционный наполнитель до 100.
Предлагаемую смазку готовят по следующей технологической схеме. 30
В раствор нитроцеллюлозной смолы в смеси органических растворителей вводят высушенный порошкообразный наполнитель зернистостью 1 — 7 мк. Приготовленный состав помещают в металлический барабан со стальными шарами и связующее с наполнителем тщательно перетирают на шаровой мельнице в течение 1,5 —.2 час. Полученные таким образом смазки — условное наименование АСФ-3 (с фторопластом), ЛСБ-3 (с нитридом бора), 40
АС1П-3 (с полиэтиленом) — доводят до необходимой вязкости смесью растворителей и наносят кистью или поливом на обрабатываемую поверхность. Затем пленку смазки высушивают на воздухе при комнатной темпера- 45 туре в течение,10 — 20 мин.
Смазки АСФ-.З и ЛСГ-1 на основе бутилметакрилатной смолы в органическом растворителе и порошкообразного,графита испытывали при обработке отверстий диаметром 8 мм и 20 им в пакетах из алюминиевых сплавов и закаленных сталей деформирующими твердосплавными протяжками. Смазки наносили на обрабатываемые поверхности и инструмент кистью и высушивали на воздухе в течение
3 — 5 мин. Отверстия обрабатывали пневмогидравлическим протяжным устройством, причем натяги,на твердосплавные деформирующие элементы находились в пределах 0,01—
0,05 мм.
Отверстия, обрабатываемые с применением смазки АСГ-1, имели шероховатость обработанной поверхности в пределах т7 8 — 77 7 на сталях и 7 8 — на алюминиевых сплавах. При этом на обработанной поверхности наблюдали местные дефекты вследствие схватывания материала инструмента с обрабатываемой поверхностью.
Смазка АСФ-3 позволила осуществить обработку отверстий в сталях с шероховатостью 7 7, а на цветных сплавах — 7 8 и выше. Какие-либо дефекты обработанной поверхности не наблюдали. Применение смазки
АСФ-3 дает возможность осуществлять деформирующее протягивание через отверстие в деталях из высокопрочных конструкционных сталей и цветных сплавов, повышать чистоту поверхности по сравнению с существующими процессами на 2 класса и увеличить производительность обработки в 2,5 — 3 раза.
1. Смазка для холодной обработки металлов давлением на основе связующего в органическом растворителе, с добавлением порошкообразного антифрикционного наполнителя, отличающаяся тем, что, с целью повышения чистоты обрабатываемой поверхности, в качестве связующего введена пластифицированная нитроцеллюлозная смола.
2. Смазка по п. 1, отличающаяся тем, что в ее состав введены, вес. о/о:
Органический растворитель 25 — 37
Пластифицированная нитроцеллюлозная смола 25 — 30
Порошкообразный антифрикционный наполнитель до 100.