Устройство для охлаждения пластинчатой фрикционной сцепной муфты

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

АВТОРСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ устройства для охлаждения пластинчатой фрикционной сцепной муфты.

К ав: орскому свидетельству Г..И. Болотного, заявленному

6 ноября 1931 года (спг. о перв. № 97246).

О выдаче as.îðñíîãî свидетельства опубликовано 31 я варя 1935 . одз. (546) Правильная работа фрикционных сцепных муфт для передачи движения от одного вала к другому играет большую роль при двигателях внутреннего 1орення ка тепло оз;х, работа коих происходит при весьма изменчивых условиях, требующих или использовать всю мощность силы . тяги илн частично, а потому, в зависимости от условий работы, иметь настолько эластичноа . устройство сцепных фрикционных муфт, чтобы возможно было приводить в действие муфты сце- пления в самый кратчайший промежуток времени в полное сцепление или расценление, а также иметь aîçìîæíîñòü изменять силу нажатия дисков муфт для плавного их включения в работу и вместе с тем производить охлаждение муфт, во избежание их нагрева, нарушающего правильную работу муфт, то и является целью настоящего предложения.

На фиг. 1 представлен схематический вид в разрезе всего устройства для охлаждения фрикционной сцепной муфты; на фиг. 2, 3, 4 и 5 изображены детали муфт, а именно: металлические диски муфты сцепления и резинов..а камера; йз фиг. б — схема устройства регулятора давления муфты; на фиг. 7 — схема расположения всех устройств для охлаждения муфты.

На оси 4 насажена свободно втулка 3 с жестко насаженными на ней шестерней 1 и муфтой сцепления 2.

Муфта сцепления 2 представляет собою круглый барабан с канавками 5, идущими вдоль окружности барабана (фиг. 2). В муфту сцепления вставляются металлические диски 6 и 7 (фиг, 3 и 4).

Диск 6 в центре имеет четырехугольное отве; сгие, коим он насаживается на такой же пр филь оси 4, благодаря чему диск 6 может передвигаться вдоль оси 4 и одновременно вращаться вместе с пей.

Диски 7, снабженные гребнями 8, гставляютгя в соответствующие вырезы 5 в барабане муфты (фиг. 2 н 4) и надеваются свободно на ось 4; таким образом, диски 7 могут передвигаться вдоль осн 4 и одновременно вращаться вместе с барабаном 2 муфты. Диски вставляются в муфту в следуюшем порядке: с ачала надевается диск 7, затем диск 6, потом опять диск 7, за ннм диск 6 и т. д.

Прн нажатии на диски 6, вращаюшиеся вместе с осью 4, диски 6, перед игаясь одновременно вдоль оси 4, в свою очередь нажимают на диски 7, увлекая их вместе с муфтой 2: т и самым ьтул.а 3 приходит в жестко co xltaeHB с осью 4. передавая через шестерни 1 и 9 вращение octl 10.

Сжатие дисков производится с помощью ризиновой камеры 11, всгавляемой межa,у левой внутренней стенкой муфты 2 и диском 7 (фпг. 5).

Для подачи сжатого воздуха в камеру 11 н воды для охлаждения дисков 7, во избежание сильного нагрева их. нарушзющего правильную работу дисков, применено следующее устройство

На втулку 3 (фиг. 1) надеваются неподвижно три круглых пластинки 18, 19 и 20 с углублениями 21 по окружности пластинок; эт углубления перекрываются круглыми зо;.отникамн 23. Охлаждающая вода, притекая ио трубке 24 через золотник 23, попадает в кольцевое углубление 21 в пластинке 19 и отсюда через трубку 14, через каналы в утолщенных местах пластинок 19 и 20, прилегающих ко втулке 3, и гибкий, рукав 15 к гребшо диска 7 (фиг. 1). Диски 7 (фиг. 4) имеют внутренние каналы, соединяемые с камерами 16 и 17; вода,. входя из рукава 15 в качеру 16, омывает диски 7 и выходит в камеру 17, отсюда через резиновый наконечник 25 и трубку 26 (фиг. 1) к углублению пласти ки 20 и через золотник 23 по трубке 27 в холодильник. жагый воззух подводится ч рез трубку 28, золотник 23 и через трубку 29, через каналы в утолщенных местах пластинок 19 и 20, прилегающих к втулке 3, ч .рез стенку муфты 2 к резиновой камере !1. Золотники пластин 19 и 20 распираются упругими пружинами 30, а золотники пластинок 18 также прижимаются к сзоему лицу пружинагти, не указанными на фиг. 1, укрепленными вне втулки 3.

Плавность сжатия и отпуска дисков об.спечивает регулятор давЛения, состоящий из цилиндра 31 (фиг. 6), в котором движется поршень 32, находящийся под действием пружины 33 и несущий на конце своего штока, входящего в камеру Зо, золотник 34. Камера 35 сообщается с источником сжатого воздуха трубкой 22. Пружина 33 рассчитывается на определенное максимальное давление, а потому, если в камере 35 давление падает ниже этого давления, то пружина поднимает поршень 32 вверх, открывая доступ воздуха в камеру 35 от источника с>катого воздуха; когда давление этого воздуха превысит упругосгь пружины ЗЗ, то поршень, вместе с золбтником опускаясь вниз, закроет впускное отверстие и прекратит доступ сжатого воздуха в кам.ру 35 и т. д. (фиг. 6).

Камера 3.> трубо.роводом 41 сбединена с камерой 45, играющей в данном устройстве роль воздухо,:.>аспределителылй камеры; трубка 41 в расширенной части 48 имеет ряд мелких отве„стий, через который сжатый воздух протекает в камеру 45. Вторая трубка 42 служит для выпуска воздуха в атмосферу и также в расширенной своей части 47 им ет ряд мелких отверстий.

Эти отверс гия перекрываются золот ником 40, связанным тягой 39 с зубчатой рейкой 38, которая сцеплена с зубчаткой 37, управляемой рукояткой кран1 36 при включении и выключении фрикционных муфт сцеплення. Камера 45 соединена с воздушным резервуаром 44, из которого по трубке 13 сжатый воздух может поступать в рези нову1о камеру 11 (фиг. 6 и 5).

Ручка крана 36 может занимать три главных положения: положение 36 пе„"екрыши (фиг. 6), когда золотник 40 перекрывает отверстия 48 и 47; положение 41, когда рейка 38, передвигаясь вправо, открывает отверстия 48, через которые сжатый воздух через камеру 45 наполняет резервуар 44 и отсюда направляется в резиновую камеру 11; положение 46, когда рейка 38, передвигаясь влево, открываег отверстия 47 трубки 42, через которую сжатый воздух из резервуара 44, а следовательно, и из резиновой камеры 11 может ьыходить в атмосферу.

При этих крайних положениях 43 и 46 ручки крана, наполнение резервуара 44 сжатым воздухом с давлением, равным давлению в камере 35, и опорожнение резервуара до атмосферного давлепия происходит быстро, по расчету заявителя, в течение 5 секунд. Стаья ручку крана 36 в пром"жуточное между 36, 43 и 46 положение. процесс наполнения и опорожнения резервуара 44 замедлить можно, а следбвательно, возможно регулировать, по мере надобности, силу нажатия на фрикционные диски муфты и время их включения и выключения, так как в промежуточных положениях ручки крана воздух будет входить и выходить яе через все отверстия 48 и 47, а только через часть этих отверстий. Таким образом, время включения и выключения фрикциониых муфт сцепления можно замедлять и ускорять в пределах от 5 секунд до 1 минуты. Положение перекрыши дает возможность держать в муфте сцепления промежуточное давление между нулевым и максимальным давлением.

Число кранов 36 и резервуаров 44 равняется числу коробок скоростей, а следм ательно, и числу фрикционных муфт сцепления, обслуживающих эти скорости. Для снабжения муфт сцепления сжатым воздухом служит одна общая камера 35.

Действие устройства для охлаждения фрикцио.шых сцепных муфт 2 состоит в следующем (фи . 7 и фиг. 1).

На валу 49, приводимом.во вращение от вала двигателя, установлены два насоса 50 и 51, из коих первый обслуживает холодильник двигателя, а второй — рабочие муфты сцепления. причем сцепление этого насоса с валом производится фрикционной муфтой 52.

При работе насоса 51 вода подается рабочим муфтам сцепления 2, 2, 2" и, пройдя через них, идет в холодильник 53.

Трубка 54 и„ет от резервуара сжатого воздуха 44, а трубка 55 — из камеры 35 (фиг. 6, .

Как только давление в резервуаре 44, соединенном с резиновой камерой 11, начнет повышаться, сжатый возд х из резерв ара 44 по трубке 54 проходит в цилиндр 67 и, дав;я на поршень 68, связанный тягами с золотниками

56, 57 и 58, передвигает поршень и з лотники влево (фиг. 7); при этом золотник 56 открыьает отверстие для впуска воды от насоса 51 в рабочую муфту сцепления 2; золотник 57 открывазг отверстие для впуска сжатого воздуха из камеры 35 (фяг. 6) в приводную муфту сцепления 52 насоса 51 с валом 49, приводя насос в действие; золотник 58, пер:двигаясь влево, закрывает сообщение муфгы 52 с атмосферой. Поршень 68 находится под действием пружины 69. Трубка 54 (фиг. 7) ответвлением 59 соединена с цилиндром 60, в коем помещен поршень 61, несущий нз своем штоке два золотника 63 и 64, помещенных в камерах 65 и 66, соединенных трубками с фрикционяой муфтой 52 насоса 51. Поршень 61 находится под действием пружины 62, стремящейся . держать его в прижатом к крышке цилиндра положении, причем пружина 62 рассчитана

va максимальное давление, допускаемое в резервуаре 44. Как только давление в резервуаре достигнет своего максимума и сц пление дисков рабочей муфты, сцепления будет жестким, давление на поршень -61 из резервуара превысит упругость пружины 62, поршень, передвигаясь влево, перекррег золотником 63 отверстие, ведущее к муфте 52, тем самым прекратив доступ.в последнюю сжатого воздуха, а золотиичок 64

»дновременио открывает сообщение муфты 52 через камеру 66 с атмосферой, насос 51 разобщается от вала 49, перестает работать и подавать воду для охлаждения муфт 2, 2 и 2". П,н падении давления в резервуаре 44, нод дейст»и и пру>кипы 62, поршень 61 станет вправ<> н свое .исходное положение. указанное и> фиг. 7, восстанавливая вновь сообщение муфты 52 с камерой 35 (фиг. 6), питающ=йся сжатым воздухом or компрессора, сообщение ж" муфты 52 с атмосферой золотничком 64 прерывается; насос 51 начнет ра-ботагь и подавать воду в муфты 2, 2 и 2".

П;>и падении давления в резервуаре 44 до нуля под действием пружины 69 по;>шень 68, приходя в свое крайнее п,>авое положение (фиг. 7), закрывает золотником 56 доступ циркуляционной воды и муфту 2, золотничком 57 прерывает сооб.щение муфты 52 насоса 51 с камерой сжагого воздуха Зо и золотничком 58 открывает сообше вне-муфты 52 с атмосферой, разоощая насос от вала 49, насос останавливается.

Из вышеприведенного описания действия

i стройства для охлаждения фри кцвониых сцепных муфт усматривается, что д;>нное устройство отличается особыми, ему присущими, признаками, характериз. ющимися тем, что одновременная подача сжатого воздуха и охлаждающей воды в приводную муфту 52 нагнетательпого насоса 51 осуществляе>ся с помощью двух систем золотников, из коих одна система золотников 56, 57 и 58, сидящих на штоке поршня 68, приводится вдвижепие, произьодя разобщение воздушного трубош,>оьода, ведуще: о к муфте 52 из камеры 35, в то же время сообщая муфту с атмосф рой, тем

>самым останавливая нагнетательиый насос 51, а одновременно золотником 56 перекрывает водя.ной> трубопровод от насоса 51 (фиг. 7); при этом давление в цилиндр 67 регулируется регуля тором дав >ения рабочей муфты с помощью крана

l 36 {фиг. 6). Помимо этого автоматический пуск

I в ход насоса 51 и остановка его осуществляется скстемой золотников 63 и 64. сидящих на штоке : и >ужинного поршня 61> помещенного в цилиндре 60, сообщенного также с регулятором да>ления ! рабочей муфты, причем золотник 63 открывает

l доступ сжатого воздуха к насосной муфте 52, а золотник 64 соединяет этч муфту с атмосферой. Все действия этого устройства могут быть 1>егу, лированы и управляемы краном 36 регулятора

I давления (фиг. 6).

Предмет изобретения.

1. Устройство для охлаждения пластинчатой, фрнкционн >й сцепной муфты, отличающееся тем, что для одновременной подачи сжатого воздуха в приводную муфту 52 и охлаждающей воды в рабочую муфту 2 применена система одновременно действующих в момент начала сцепления рабочей муфты золотников, установленных на водяном и > оздушном трубопроводах (фиг. 1). ! 2, Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что золотник 56 ьодопровода к рабочей муфте, золотник 57 воздухопровода к насосной муфте 52 и золотник 58, сообщан>ший воздухопроьод к насосной муфте 52 с атмосферой, укреплены на общем штоке, передвигаемом пружинным поршнем 68 цилиндра, сообщенным с регулятором давления рабочей муфты (фиг. 7).

3. Форма выполнения устройства по пн. 1 и 2, отличающаяся тем, что на воздухопроводе к насосной муфте 52 установлены укрепленные на общем штоке впускной 63 и выпускной 64 золот1 ники, передвигаемые пружинным поршнем 61 цилиндра 60, сообщенным с регулятором да>.леиия рабочей муфты.

Б авторсюму свидетельству Г. и. Болотного № 41283

Ф2

Эксперт Я. И. Редькин

Редзктор Г. Н. Арефьев

Тии. 11ромпояиграф. Уакбовекая, 12, Зак. 2056