Патент ссср 413296

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМУ <ВИДЕТЕ.!ЬС73У

Союз Советск:. х

Социалистичес1:.::::.

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

М. 11л. Г 16с 33. 66

G 0-1Ь 31,,;00

Заявлено 1ОЛ 1.1971 (№ 166938":;15-27) с присоединением заявки ¹

Государственный на;-.:.,пе

Совета й1инистрсе Сь1,р по делам нзобретеы1и открытий

Приоритет

УДК 621.822 5(088.8) Опубликовано 30.1.1974. Бюллетень № 4

Дата опубликования описания 4.Л 1.1974

Авторы изобретения

Ю. М. Хандель ман и Н. A. Рс «"":ьзва

Научно-исследовательский институт:. асовой промышленности

Заявитель

САМОСМАЗЫВАЮЩИЙСЯ ПОД1ИИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение преимущественно в приборах точной механики.

Известны подшипники скольжения для осей приборов точной механики, содержа1цие корпус, вкладыш и дозу смазки, которая размещена в зазоре между вкладышем и цапфой оси и удерживается там за счет поверхностных сил. Объем смазки в этих подшипниках довольно мал, и его пополнение требует разборки подшипника, тщательной промывки и регулировки. При этом приходится также демонтировать отдельные узлы приборов.

Известны также самосмазывающиеся подшипники скольжения, содержащие корпус и вкладыш из пористого материала, в теле которого размещен резерв смазки, объем которого достаточен для продолжительной работы подшипника без пересмазки, однако эффект самосмазывания в таких подшипниках реа 111зуется за счет перепада температур в зонах наружной и внутренней стенок вкладыша, что может иметь место только при высоких скоростях вращения оси. Оси же приборов точной механики работают на небольших скоростях и с длительными периодическими остановами.

Целью изобретения является обеспечение подачи смазки на трущиеся поверхности при небольших скоростях вращения оси.

Это достигается тем, что по крайней мере на одной пз контактирующих поверхностей корпуса или вкладыша выполнены каналы, сообщающиеся с атмосферой.

На фиг. 1 показан предлагаемый подшипник в разрезе; Ila фнг. 2, 3, 4 — варианты выполнения вкладыша.

Подшипник содержит корпус 1 и вкладыш

1о 2. В отверстии вкладыша 2 расположена цапфа 3 осн 4. Вкладыш 2 выполнен из пористого материала и пропитан смазкой. На наружной поверхности вкладыша 2 выполнепы сообц:ающиеся с атмосферой каналы 5, 15 которые могут быть продольны» сквозными (см. фиг. 2), спиралевидными (см. фиг. 3) пли другой фор ;ы. Прн необходимости канаIbl 5 IOI :T Obl i ь I акимке BbIIIO.tiklelIbi на Контактирующей с вкладышем 2 поверхности корпу20 са (см. фиг. -l) нлп одновременно на контактирующих поверхностях вкладыша 2 и корпуса.

Поскольку каналы 5 сообщаются с атмосферо ., смазка вь1ступает из пор вкладыша

25 2 в зазор мех;:, I IIIil н цагфой 3 оси 4 за счет 1 апилляь .ого давления, Возникаlощего как разность давлений менпсков жидкости в открытых порах нар жной стенки вклады. ша 2 и ме1шска, ооразующегося в зазоре

30 между цапфой 3 н в ладышем 2, 413296

4ã. /г.h cos H., Ч (/ — r/<) (1 —,— c Os /) I/lr—

r, 2 соз 8„

1 Л

;-пг.2

Фиг,у

Составитель И. Малюга

Техред Е. Борисова

Редактор 0. Юркова

Корректор В. Брыксина

Заказ 1216113 Изд. № 1222 Тираж 875

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 2К-З5, Раун|скан наб., д. 4/5

Подписное

Типогра4ип, пр. Сапунова, 2

Расход масла IIpH это. (пьер/аакистс ", ". 1е ду:ощей формулы: где К i< — проницаемость и средний дна «cq2 пор материала вкладыша;

rI, r, h — внутренний и наружный радиусы подшипника и его длина; о, 1г — поверхностное натяжение и вязкость масла;

О», О,— краевой угол натекашгя и равновесный угол; гр — значение текущей координаты положения.

Очевидно, что расход смазки можно регулировать радиальным зазором между вкладышем 2 и цапфой 3, геометрическими размерами и пористостью вкладыша, а также физико-химическими характеристиками смазки и:латериала корпуса.

Таким образом, поступление смазки в зону трения происходит по мере ее расхода. Подбором указанных характеристик можно обеспечить необходимый ресурс смазки и режим подпитки.

10 Предмет изобретения

Самосмазывающийся подшипник скольжения, преимущественно для осей приборов точной механики, содержащий корпус и ус15 таповленпый в пем вкладыш из пористого материала, пропитанного смазкой, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью обеспечения подачи смазки на трущиеся поверхности при небольших скоростях вращения оси, на обеих

20 или на одной из контактирующих поверхностей корпуса и вкладыша выполнены каналы, сообщающиеся с атмосферой.