Устройство для сигнализации о появлении рудничных газов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ устройства для сигнализации о появлении рудничных газов.

К авторскому свидетельству й. Ф. Иухартова, заявленному

7 марта 1933 года (спр. о перв. № 125032), с присоединением заявки от 17 мая 1933 года (спр. о перв. № 128868).

О выдаче авторского сввдетеаьстаа опубликовано 31 января 1935 года. (393) Предлагаемое изобретение относится к устройствам для сигнализации о появлении рудничных газов, состоящим из ряда установленных в соответствующих местах индикаторов рудничного газа, снабженных электродвигателями для приведения во вращение засасывающих воздух приспособлений.

В предлагаемом устройстве для сигнализации о появлении рудничных газов, с целью последовательного приведения в действие электродвигателей индикаторов рудничного газа, один из питающих проводов каждого из электродвигателей соединен с соответствующим ему контактом установленного на приемной станции нумератора, замыкаемым стрелкой, приводимой во вращение от специального электродвигателя.

На прилагаемом чертеже фиг. 1 изображает вертикальный разрез цен тральной регистрирующей части устройства; фиг. 2 — то же, вид сбоку; фиг. 3,4— детали центральной регистрирующей части; фиг. 5 — вертикальный разрез индикатора рудничного газа; фиг. 6,7— детали индикатора, фиг. 8 †в сверху схемы расположения сигнальных ламп в индикаторе; фиг. 9, 10 — схему электрической проводки в индикаторе; фиг. 1I— схему подводки тока к индикаторам, фиг. 12 — электрическую схему устройства; фиг. 13 — деталь центральной регистрирующей части; фиг. 14 — видоизменение устройства.

Устройство состоит из ряда индикаторов рудничного газа, определяющих количество содержащихся в воздухе горючих частиц (газа или угольной пыли) и центральной регистрирующей части.

Центральная регистрирующая часть (фиг. 1 и 2) состоит из стола 1 с установленным под ним электродвигателем 2, вал которого через червяк 3 сцеплен с червячным колесом 4; на одном валу с колесом 4 насажена коническая шестерня 5, сцепленная с конической же шестерней 6, на другом конце вала которой насажена такая же шестерня 7, сцепленная с большой конической шестерней 8, сидящей на червячном валу 9, сцепленном с червячным колесом 1О; на валу колеса 10 насажена малая коническая шестерня 11, сцепленная с конической шестерней 12, на верхнем конце вала которой насажена другая коническая шестерня 13, сцепленная с конической же шестерней 14, сидящей на общем валу с колесом 15, имеющим вместо зубьев шипы, которые зацепляют за шипы колеса 16, имеющего полый вертикальный вал 17, кончающийся наверху конической шестерней 18. Шестерня 18 сцеплена с одной, двумя или несколькими коническими шестернями 19, каждая из которых приводит в движение вал 20 коммутатора с насаженной стрелкой 21. На этом же валу 20 насажена звездочка 22 с цепочкой 23, перекинутой через верхнюю звездочку 24, Передача от электродвигателя 2 до вала 20 рассчитана, например, для вращения вала 20 со скоростью 1 оборота в час. На валу звездочки 24 насажена и шестерня 25 (фиг. 3, 4), сцепленная с шестерней 26, сидящей на одном валу с барабаном 27.

На другом барабане 28, расположенном против барабана 27, намотана бумажная лента 29, перекинутая через ролики 30 и перематываемая на барабан 27.

Этот механизм установлен на литой рамке 31, через которую проходят стержни 32 и в вилках которых имеются игольчатые колесики 33 для прокола ленты 29. Верхние концы стержней ЗР шарнирно связаны с рычажками 34 и 35 с грузиками для притягивания их к электромагнитам 36.

Каждый из индикаторов рудничного газа (фиг. 5 — 10) состоит из цилиндрического корпуса 37 с электродвигателем 38 в нижней части, на валу которого имеется воздушная турбинка 39Ä свободно окруженная кожухом 40, В кожухе 40 помещен запальный мостик 41 (фиг. 6), состоящий из изоляционного вальца 42, на который намотана зигзагами тонкая платиновая проволока.

В середине мостика имеется перемычка 43 с прикрепленным к середине стержнем 44, к которому укреплен внутренний конец пружины 45 (фиг. 7) из биметалла.

В горловине кожуха 40 расположены контакты I, Д. Кожух 40 заканчивается четырьмя горизонтальными и вертикальными трубками 46, концы которых выходят наружу корпуса 37 и затянуты сетками 47.

В верхней части корпуса 37 расположены (фиг. 8 и 9) белая большая ламп 48, малая зеленая 49, малая красная 50 и герметически закрытый звонок 51.

На фиг. 10 изображена схема про водки этого индикатора (фиг. 5 — 103, где окна 52 служат для засасывания в корпус 37 воздуха турбинко" 39.

К каждому индикатору подводятся пять-проводов, из них два (фиг. 10 — 11)

А — Б от местной электростанции идут к электродвигателю 2 и белой лампе 55 с гнализатора. Провода l; В, Я прохо! дят через пустотелый вал 17, шестерню 18, каналы 56 в теле циферблата 53, ! и по выходе из канала 53 каждый разветвляется на шестьдесят проводов, каждый из KQTGpblx подведен к одному из контактов 54 нумератора, так что к каждому контакту подходят по три провода т. е. Г, В, lL

Конец стрелки 21 имеет стержень 57, на котором насажены три роликовых контакта 58, по мере вращения стрел ки 21 соприкасающихся с контактами ! проводов Г, В, Д, с одной стороны, и с другой — с такими же проводами Х к зеленой лампе, Л вЂ” к красной лампе и  — к электродвигателя 38 газоанализатора (фиг. 5).

Устройство приводится в действие электродвигателем 2 через передачу из червяков, червячных колес и шестеI рен 3 — 18, отчего вра:цается шестер ня 19 вместе с валом 20 и стрелкой 21, ) которая ходит по циферблату 53 с расположенными контактами 54 нумератора, соответствующими номерам шахт (фиг. 1 и 2).

При включении электродвигателя 2 стрелка 21 вращается по циферблату 53, проходя расстояние от одного контакта 54 до другого в течение одной минуты, во время чего соприкосновение катящихся контактов 58 по прово,дам Г, В, Я происходит в течение почти одной минуты, за какое время электродвигатель 38 индикатора (фиг. 5 — 10) начнет работать от проводов центрального В и местного Б, воздушная турбинка ЗО засасывает воздух через сетчатые окна 52 и подает его на запальный мостик 41, который. через те же провода В и Б, включится в цепь одновременно с электродвигателем 38. Платиновые провода мостика в продолжение почти одной минуты, накаливаются и проходящий через них воздух, не имея в себе горючих составных частей, не изменяет степени накала мостика и воздух через биметаллическую пружину 45 и каналы 46 выходит из корпуса 37.

При наличии в воздухе горючих частиц, как-то: угольной пыли, метана или других горючих газов, над раскаленных мостиком образуется удлиненное пламя, вследствие чего температура над ним повышается и пружина 45 начинает расширяться.

При большом расширении ее она

:соприкасается, в первую очередь, с контактом провода /, вследствие чего загорается зеленая лампа 49,"-и звонит звонок

51 газоанализатора (фиг. 9), по звуку и свету которых забойщики, в первую очередь, а также и другие рабочие в шахте определяют возникновение опас:ности.

Такие же сигналы т. е. свет зеленой лампы и звонок появляются в Шахткоме, горно-спасательной станции, у директо.ра шахты, раионнои лаборатории и даже в отдельном коитролирующем

:пункте, если данное местное устройство будет сообщено проводами /, В, 27 с этим ент альным и нктом. Таким ц р У образом, центральная станция, как например, центр угольного бассейна бу.дет своевременно знать о назревающих и происходящих аварийных случаях на местах, в целях контроля.

Такая же сигнализация происходит при дальнейшем расширении пружин 45 от более интенсивного притока к мостику 41 горючих веществ, содержащихся в воздухе (вследствие большей насыщенности его горючим составом).

При большой насыщенности воздуха горючим составом, над мостиком 41 образуются более длинные языки пламени, которые еще более повышают температуру под пружиной 45, отчего она еще более расширяется и под конец соприкасается с отдельным контактом провода Я, соединенного с красной лампочкой 5Î и тем же звонком 51.

Эта сигнализация говорит о крайней

"опасности, близкой к взрыву в шах те, т. е. о наличии в воздухе около 4М ! горючих частей (при бо/р взрыв).

Совершенно аналогичная сигнализация будет происходить и в контролиI рующем центре, где на трехцветной белой, зеленой и красной ленте будут наноситься проколы, соответствующие анализу воздуха в той или иной шахте или забое, так, например, проколы на белой полосе ленты постоянны и гово1, рят об отсутствии опасности в шахте, ! проколы же на зеленой полосе †появлении взрывчатого в шахте в размере примерно ?%, т. е. о необходи мости принять меры по устранению этой опасности. Загорание красной лампочки 50 и проколы на красной полосе ленты от игольчатого колесика 33 говорят о крайней опасности, близкой к взрыву в шахте, т. е. о необходимо, сти удаления всех находящихся в шахте людей и принятии решительных мер к устранению возможности взрыва в шахте.

На циферблате 53 над контактами 54 установлены окна, в которых, в зависимости от сигнала той или другой лампы, появляются также цветные ука. затели состояния атмосферы в соответствующей шахте (фиг. 73). При зажигании зеленой лампы / (фиг. 77) выпадает зеленая пластинка, при зажигании красной лампы — красная, которая в этом окне остается до тех пор, пока сделавшая один оборот по циферблату в течение часа стрелка 21 не замкнет контактов 54, чем и поставит цветную пластинку на первоначальное место.

Согласно видоизмененному устойству (фиг. 74) в цепь электродвигателя 3S включены контактйые часы К, управляющие периодически замыканием питающей электродвигатель 38 цепи.

Включенное в цепь запального мостика 41 реле Г предназначено для управления выключением шахтных электроустановок.

Предмет изобретения.

Устройство для сигнализации о появлении рудничных газов с применением ряда установленных в различных местах индикаторов рудничного газа, снабженных электродвигателями для приведения во вращение засасывающих воздух вентиляторов, отличающееся тем, что, с целью последовательного приведения в действие электродвигателей 38 индикаторов рудничного газа, один из питающих проводов каждого из электродвигателей 38 соединен с соответствующим ему контактом 54 установленного на приемной станции нумератора, замыкаемым приводимой во вращение от электродвигателя 2 стрелкой 21.

2. Форма выполнения устройства по н. 1, отличающаяся тем, что в цепь каждой из цветных сигнальных ламп на приемной станции включен электро магнит 36, управляющий одним из стержней 32 с игольчатым колесом 33, служащим для прокаливания соответствующей цветной полосы бумажной. ленты, сматываемой с барабана 28 на приводимый во вращение от электродвигателя барабан 27.

3. Видоизменение устройства по и. 1, отличающееся тем, что для периодического замыкания питающей электродвигатель 38 электрической цепи применен часовой механизм с установленными на его циферблате контактами питающей цепи.

Я авторскому свидетельству И. Ф. Ыухартова Л 4И89 йb \

ЭксПерт и редактор А. 8. Утиии

1игф .Пуоаполиграф . Тамбовская, 12. Зак. 20Qi