Шлицевое прямобочное соединение вала и втулки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
() 4I4443
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) За висимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 13.03.72 (21) 1757873/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (32) Приор и тет—
Опубли ковано 05.II.1974. Бюллетень ¹ 5
Дата опубликования описания 04.07.1974 (51) М. Кл. F 16d 1. 08
F l6b 3/00
Государственный комитат
Саввта Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 021.824. .44(088.8) (72) Авторы изобретения
В. А. Вердин, В. С. Долгачев и H. П. Штых
Украинский заочный политехнический институт (71) Заявитель (54) ШЛИЦЕВОЕ ПРЯМОБОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ
ВАЛА И ВТУЛКИ (,. /R 1 (2 г, h
20 а=(— - -б) (— — 1)—
Изобретение относится к машиностроению.
Известно шлицевое прямобочное соединение вала и втулки с центрированием по наружному или внутреннему диаметру. Вращение от вала к втулке или наоборот передается через шлицы вала, входящие в пазы втулки. Боковые поверхности шлицев вала и пазов втулки параллельны осям сечения вала. Шлицы вала входят в пазы втулки с некоторым зазором. Однако при подаче нагрузки в подобных соединениях возникает неравномерность .распределения напряжений смятия по высоте шлица в нагруженном состоянии. Особенно неравномерно по высоте цтлица распределяются напряжения при больших боковых зазорах в соединении, когда передача нагрузки .может осуществляться только частью высоты шлица. Такое устройство неудобно тем, что сокращает срок службы зубчатых (шлицевых) соединений, ускоряя износ боковых граней шлицев вала и втулки.
В соединении боковые поверхности шлицев вала выполнены наклонными к ооковым контактирующим с ним поверхностям шлицевых впадин втулки под углом где Л вЂ” боковой зазор в соединении; б — средняя деформация шанцевой пары;
Р н r — номинальные наружный и вну-.ренний радиусы шлпцевого сос5 динения;
h — высота контакта шлицевой пары.
На фнг. 1 показано,прямобочное зубчатое (шлицевое) соединение в ненагружечном состоянии; на фиг. 2 — то же, в .нагруженном
1О состоянии; на фиг. 3 — эпюра напряжений, возникающих на боковой поверхности шлиIQ в предлагаемом,шлицевом соединении.
Боковые поверхности шлицев 1 вале выполнены наклонными к боковым контактипующим с ними поверхностям шлицевы. впадин
2 втулки под углом где Л вЂ” боковой зазор в соединении; о — средняя деформация шлицевой пары;
Й вЂ” номинальный наружный радиус шл:1 цевого соединения;
r — номинальный внутренний радиус,шлн цевого соединения;
h — высота контакта шлицевой пары. Величины б,и h являются конкретными для каждого случая расчета шлицевого соединения и определяются по формулам: (11) 414443 где К „— контактная податливость шлицевого соединения;
К„= 0,1. 10-4
ЕГ
М„, — крутящий момент, передаваемый соединением;
R+ г
r,ð — — номинальный средний ра2 диус шлицевого соединения;
1 — длина шлицевого соединения
D = 2R;
d=2г;
j —.фаска на шлицах; р — радиус закругления в шлицевых впадинах.
Шлицевое соединение, работает следующим образом.
До приложения нагрузки боковые поверхности шли ца вала .занимают полсакения kl u
А,1,, а бокоВые (IIDBepõíîñòè впадин втулки занимают положения mn и m
Изобретение уменьшает износ боковых поверхностей шлицев, увеличивает срок службы соединения.
Предмет изобретения
Шлицевое прямобочное соединение вала и втулки с центрированием по наружному .илн внутреннем у диаметру, отличаюи1ееся тем, что, 15 с целью обеспечения равномерного распределения контактных, напряжений по высоте шлицев, боковые поверхности шлицев вала выполнены наклонными к боковым контактирующим
20 с ними поверхностям шлицевых впадин втулки под углом а= — + о — — 1
25 где Л вЂ” боковой зазор в соединении;
6 — средняя деформация шлицевой пары;
R — номинальный наружный радиус шлицевого соединения;
З0 r — номинальный внутренний радиус шлицевого соединения;
h — высота контакта шлицевой пары, (11) 414443
Фиг.1
Фиг 2
Н и
Н7 и, Фиг Я
Составитель И. Антипова
Техред Л. Богданова
Редактор Л. Бурова
1(орректор
Заказ 617 Изд. № 449 Тираж 875 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 415
Тип. Харьк. фнл. пред. «Патент»