Патент ссср 414682
Иллюстрации
Показать всеРеферат
414682
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕН И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социадистицеаои
Республик
Зависимое от авт. свидетельства М,Ц. Кл. Н 02k 5, 12
Заявлено 02.Х1.1970 (Ме 1490192 24-7) с присоединением заявки М
Приоритет
Опубликовано 05.1!.1974. Бюллетень М 5
Дата опубликования описания 5Х11.1974
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР оо делом изобретений и открытий
Ь ДК 621.313.17(оаа.в
В тСС.СЗЫВАЯ
Авторы изобретения
Л. А. Збарский, И. Г. Ширнин, В. А. Макагон, Н. Н. Волковой, В. В. Каика, В. А. Вайсенгольц и А. М. Дегтяренко
Заявитель
ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМАЯ ЗЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
Изобретение относится,к области электромашиностроения.
Известны взрывонепроницаемые электрические машины с щелевым взрывонепроницаемым зазором между цилиндрическими поверхностями вала и подшипникового щита и сопряженными с ними поверхностями плавающей подшипниксвой крышки, Элементы подшипниковых узлов таких машин требуют высокой точности изготовления и все же при этом не обеспечивается достаточной надежности машины в эксплуатации.
Цель изобретения — повысить надежность машины.
Для этого радиальный зазор между подшипни ковой крышкой и валом выполнен больше соответствующего зазора между:крышкой и расточкой подшипникового щита, и подшипниковач крышка ia нижней части опирается на поверхность упомянутой расточки.
На чертежах:показан подшипниковый узел предлагаемой электрической машины, на фиг. 1 — его продольный разрез, а на фиг. 2 — поперечное сечение.
Внутренняя;подшипниковая крышка 1, выполненная в .виде кольца с наружным диаметром, близким к наружному диаметру подшипника 2, подвижно установлена с малым зазором в подшипниковом щите 3 и имеет свободу перемещения вокруг своей оси и ограниченную свободу осевого и радиального смещения.
Взрывонепроницаемые щелевые зазоры 4 и
5 5 образуются между цилиндрическими поверхностями крышки 1 и сопрягаемыми с ними поверхностями вала 6 и подшипникового щита
3. При этом взрывонепроницаемый щелевой зазор 5 между наружной поверхностью под10 шипниковой крышки 1 и подшипниковым щитом 3 выполнен меньше, чем зазор 4 между внутренней ее поверхностью и валом 6 с таким расчетом, чтобы подшипниковая крышка в нижней части опиралась на поверхность рас15 точки подшипникового щита.
Обеспечение малых и надежных взрывонспроницаемых щелевых зазоров 4 между внутренней крышкой 1 и валом 6 достигается тем, что при свободной установке подвижной под20 шипниковой крышки 1 в подшипниковый щит
3 за счет зазора 5 между крышкой 1 и щитом
3 при горизонтальной установке машины происходит смещение оси О, подшипниковой крышки на величину радиального зазора меж25 ду щитом и наружной цилиндрической поверхностью подшипниковой крышки.
С другой стороны за счет начального радиального зазора подшипника происходит смещение в ту же сторону оси О> вала 6, что
30 обеспечивает концентричность осей О и Ое
414682
Предмет изобретения
Фиа 2
Фиг 1
Составитель А. Лисов
Редактор В. Фельдман
Техред Г. Васильева
Корректор Л. Царькова
Заказ 1473/!5 Изд. № 565 Тираж 722 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам. изобретений и открытий
Москва, )K-35, Раугиская наб., д. 4 5 типография, пр. Сапунова, 2 подвижной подшипниковой крышки 1 и вала 6 и равномерный щелевой взрывонепроницаемый зазор 4 между валом 6 и подвижно установленной крышкой 1. При этом Оз представляет собой ось отверстия подшипникового щита 3.
В случае же значительного износа подшипников и увеличения начального радиального зазора в подшипнике возможное соприкосновение вращающегося вала может произойти не с неподвижной, жестко закрепленной взрывозащитной поверхностью подшипниковой крышки, а с подвижной, Это приводит к смещению крышки 1 относительно щита 3 с проскальзыванием вокруг своей оси, что увеличивает надежность взрывонепроницаемого подшиппикового узла.
Взрывонепропицаемая электрическая машина с щелевым взрывонепроницаемым зазором между цилиндрическими поверхностями вала и подшипникового щита и сопряженными с ними поверхностями подшипниковой крышки, имеющей возможность свободного перемещения вокруг своей оси и ограниченной в ра10 диальном и осевом направлениях, о тл и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, радиальный зазор между подшипниковой крышкой и валом выполнен больше соответствующего зазора между крышкой и рас15 точкой подшипникового щита, и подшипниковая крышка в нижней части опирается на поверхность упомянутой расточки.