Способ устройства основания под одежду неколесных дорог
Иллюстрации
Показать всеРеферат
41= Я
Клас 44- Ж
АВИРСНОЕ СВИДЕЕПЬСТВО N ИЗОБРЕПЙЕ
О 1" И С A Н И Г способа устройства основания под одежд ;неколейных дорог.
К авторскому свидетельству В. И. колычева, заявленному
19 июля 1934 года (спр, о перв. № 151140).
О ыааое а торското саадетельстыа опуолиаоааис 28 феврала 1985 rosa. (!81) Гарь (котельный шлак) из топок паровых котлов не употреблялась как материал для устройства оснований под одежду неколейных дорог, например, брусчатых и асфальто-бетонных мосте- вых, главным образом по той причине,; ! что даже сильно уплотненная гарь слоем 20 — 25 см продавливается на зна-, чительную глубину уже после 7 — 8 уда- ров трамбовки весом в 15 кг с высоты .
35 см, в то время, как булыжное осно-, вание продавливается на глубину 8—
5 гм и более лишь после 15 — 20 таких же ударов трамбовки, При ударах гауевой слои продавливается главным образом за счет раздробления отдельных зе- рен гари. Бсли же уплотненная гарь, лежащая слоем в 14 — 15 см на укатанном грунте, будет перекрыта тонкой; коркой в 4 — 7 "; уплотненного гранит- I ного или другого прочного щебня, то гаревое основание с такой коркои ста- новится более прочным, чем булыжное, именно при надлежащем устройстве оно сопротивляется без заметной деформации 50 ударам такой же трамбовки.
Такой же слой щебня, лежащий на так же подготовленном земляном полотне или слое песка, продавливается совсем легко, ол бенно при значительно м увлажнении подстилающих слоев.
Слоем, несущпм нагрузку в предлагаемом основании, является гарь, которая в силу шероховатости отдельных зерен и большого трения между ними, будучи уплотнена и зажата сверху ï1åбенчатой коркой, оказывает всей своей массой сопротивление ударам.
Этим объясняется тот факт, что сыпучая зернистая масса гари с некрепкими отдельными зернами, при разламыванпи ломом переходящая из уплотненного в прежнее рыхлое состояние, оказывает такое огромное сопротивление нагрузке и ударам. Покров же из щебня распределяет усилие на большое количество зерен гари и предохраняет их от раздробления.
Если принять во внимание, что гарь имеется на заводах в изобилии, что она идет большей частью в отвал, как отброс, если учесть, дороговизну каменных материалов, с основанием из коих гаревое основание успешно соперничает по прочности, учесть, что подвозка камчя и песка из карьеров, подчас очень далеких, в виду большого количества, потребного для каменного основания этих материалов, загружает железнодорож- I иый транспорт, то в районе фабрик и заводов гаревое основание черезвычайно выгодно в отношении уменьшения затрат по первоначальному сооружению его, равно как в эксплоатации, так как гарь хорошо дренирует, совершенно не изменяется от действия температуры воды, и воздуха, и при ремонте основание, легко может быть переделано с исполь-,, зованием тех же материалов. Кроме то- . го, при постройке гаревого основания < можно обойтись без мостовщиков,— про- фессии, дорого оилачиваемои.
Прн предлагаемом способе устройства, основания под одежду неколейных до-
< рог, например, брусчатых и асфальто-, бетонных мостовых, предварительно де- лают корыто с планировкой по отмет- кам проекта и с устройством гродольных н поперечных дренажей, если онн! требуются при устройстве прочих ви- дов водопроницаемого основания. I ð5rrò укатывается восьмитонным катком до
< уплотнения с заделкой просадов грун- том-же. В корыто насыпают гарь ров- l ным слоем в 14 — 15 см. После разравни-, вания гарь укатывается тем "I, å катком, до полного уплотнения с поливкой во- дой не менее восьми литров на кв. метр и выравниванием просадов подсыпкои гари в процессе укатки. Прн плотных,! надежных грунтах гаревая подсыпка может быть несколько уменьшена, при l слабых же увеличена для обеспечения надежности основания. Укатку ка,"кдого слоя гари необходимо вести отдельно.
Сверх уплотненного слоя гари насыпают еще ровный, рыхлый, без укатки, слой гари в 4--6 см, поверх него насыпают гранитный щебень, щебень крепких песчаников или щебень металлургического шлака, слоем толщиной 6—
9 ся, при диаметре щебенок 2 /а — 5 сл, и затем укатывают тем же катком до выравнивания поверхности щебня, Мартеновский и прочий нестойкий шлак следует брать монолитный, и пористость его в виде пузырей и раковин не должна превышать 30 ;,.
После укатки щебня на его поверхность;асс;-,лают е<ще слой гари толщиной В 3 — 4 <..1<. н "иать<ВМОТ с Iip0лнвкон водой, не менее 15 — 20 литров на кв. метр, до заполнения промежутков между щебенками и до уплотнения всего второго слоя, что определяется тем, что барабаны катка при проходе делают черту не выше 1,5 — 2,0 мл. Неоольшие неровности засыпают гарью в процессе укатки.
При устройстве основания иод асфальто - бетонную мостовую работы ведутся тем же порядком, но слой щебня засыпать гарью не следует, а толькз производят укатывание его до уплотнения, после чего основание готово.
Послойный метод укатки вызван тем, что гарь вследствие шероховатости отдельных зерен при укатке восьмитонным катком толстого слоя в 23 — 25 см передает настоль „o ничтожное дав,.ение нижним слоям, что они оч.нь мало уплотняются. При обильном смачивании толстого слоя в 25 сл получается неустранимая волна перед катком, тогда как при укатке тонкого слоя гари (до
15 см) и смачивании достигается полное уплотнение.
Насыпка второго слоя рыхлой гари
8 4 сл на уплотненный слой гари вызвана тем, что необходимо достигчуть при 5 катке, для приданпя прочности основанию, абсолютного заполнения промежутков между 1цебенками снизу, что особенно важно при употреблении щебня нз мартеновского шлака, в котором иногда идет процесс распада даже в тех случаях, когда он представляет монолитную массу и тем более, когда он представляет массу пористук<, пузырчатого строения.
В этом случае достигается зубчатое соединение щебня с гаоью, что предотвращает передвижение щебня по гаревому слою прп ударах и при и<-стных нагрузках.
Н1ероховатоеть отдельных зерен гари настолько значительна, что в и упл; тненном виде гарь сохраняет вертпкмьыые стенки, чем она и отличается прежде всего от песка с гравием, к которому ее обычно приравнивают.
Гар почти не разжпжается и не становится текучей даже при значительíîм увлажнении. что делает ее очень над. жным в всн <нанни ...<териалом, неизменно сохраняющим уплотненное со-, гари от раздавливания поверх означенстояние. ной гарн насыпают рыхлый (беа укатки) слой гари толщиной в 4 — 6 см, а
И едмет изобретения свеРх него слой щеонЯ толщиной в 6—
9 ам и укатывают последний.
1. Способ устройства основания под 2. Прием осуществления способа по одежду неколейных дорог с примене-1 и. 1, состоящий в том, что после укатнием послойно уплотненной катками га- . ки щебня сверх него рассынают еще ри (котельного шлака), отличающийся, слой гари в 3 — 4 см толщиной и, сматем, что для предохранеиия зерен этой чивая водой, укатывают последний.
Эр:сперт В. В. Эзадьа
Реактор А. А. е.нисоз
Тип. „П,омп лцграф». Тай1бозская, 12. Зак. 2224