Патент ссср 417326
Иллюстрации
Показать всеРеферат
417326
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства № 230650
Заявлено 09.111.1971 (№ 1633533/27-11) с присоединением заявки ¹
11риоритет
От1убликовано 28.ll.1974. Бюллетень ¹ 8
И. 1,л. В 60k 23/02
В 60k 27/00
Госудврственныи комитет
Совета Министров СССР оо делам иэооретений к открытий
УДК 629.113-578(088.8) Дата опубликования описания 12Х11.1974
Авторы изобретения
Л. А. Румянцев, Ю. К. Есеновский-Лашков, Б, Б. Назаров и М. А. Мироненко
Мелитопольский моторный завод и Центральный ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт
Заявители
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ
ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных машин.
1lo основному авт. св. ¹ 230650 известно устройство для управления сцеплением транспортной машины, состоящее из сервокамеры управления сцеплением, трубопроводов, клапана управления сервокамерой и центробежного регулятора с приводом от двигателя, выполненного в одном блоке с электромагнитом и клапаном, причем электромагнит расположен между штоком клапана и штоком центробежного регулятора.
Однако известное устройство не позволяет одновременно с управлением сцеплением осуществить ограничение скорости вращения коленчатого вала двигателя, необходимое для обеспечения безопасности движения на автомобилях, управляемых, например, инвалидами, автомобилях-фургонах и т. д.
Цель изобретения — ограничение максимальной скорости вращения коленчатого вала двигателя.
Для этого на штоке центробежного регулятора выполнен уступ, в который с зазором вставлен рычаг, кинематически связанный с заслонкой, установленной за карбюратором во впускном тракте двигателя. Для уменьшения усилия па рычаг, связанный с заслонкой, центробежный регулятор снабжен ограничиTeJIHMH, уменьшатощими ход части его грузов.
На чертеже показана схема предлагаемого устройства.
5 В корпусе 1 центробежного регулятора помещены центробежные грузы 2, закрепленные на диске 3 вала 4, приводимого во вращение от вала двигателя. К грузам прижат шток 5, несущий стакан 6, внутри которого находится
10 пружина 7.
К центробежному регулятору прикреплен электромагнит 8, содержащий якорь 9, внутри которого проходит шток 10, выполненньш из немагнитного материала. B корпусе 11 распо15 ложен клапан 12, поджатьш пружинон 13.
Клапан 12 соединен трубопроводом 14 с сервоцилиндром 15 фрикционного сцепления
16 нормально разомкнутого типа. Для управления сцеплением предусмотрен источник 17
20 рабочей среды, выполненньш в виде насоса, и бачок 18, содержащий рабочую среду.
Шток 5 центробежного регулятора посредством рычага 19 кпнематически связан с заслонкой 20, установленной во впускном трак25 те двигателя между карбюратором и цилиндрами (на чертеже не показаны). Связь штока
5 с заслонкой 20 осуществляется с помош,ь о клапана 21, поджатого пружиной 22, н дополнительного сервоцнлиндра 23. л17326
/7 18
7,>
l11 и поворопе рычага 19 клапан 21 может, t;:ремеща > ьсл В осевом направлении, соединял при этом дополнительный сервоцилиндр
2>3 с источником 17 пли бачком 18. Один конец рычага 19 имеет прорезь 24, внутри которой проходит иггок 5, снаоженный уступом 25.
Уступ 25 н)пока 5 находится на определенном расстолнни от прорези 24 рычаг ;i 19 и воз!Iсйс.вуеr на него только по достн>кенни центро бс>кнымп грузами 2 опрсделс|шого положения.
11а диске 3 вала 4 центробежного регулятора против одного из центробежных грузов 2 выполнен упор 26. Упор 26 ограничивает ход части рентробе>к ых грузов.
Устройство работает следующим образом.
Если при работа)ощем двигателе н включенной коробке передач водитель нажимает )га педаль акселератора, то скорость вращения коленчатого вала двигателя начинает увсличнва-ьсл. При эпом центробежные грузы 2 начинают воздейспвовать на шток 5.
Вступает в работу центробежный регулятор, и известным способом происходит вклю|епие сцепления и разгон автомобиля.
Если при этом скорость вращения коленчатого вала становится в)>ццс заданного значснил, то один нз цен)робе>кных грузов 2 уннраеТс;: в упор 26 и дальнейшее движение его прекращается.
Второй центробежный груз 2, продолжал движение, через уступ 25 штока 5 воздействует на рычаг 19, поворачивая его вокруг осн.
Рычаг своим вторым концом воздействует на клапан 21 и перемещает его в осевом направлении.
Клапан 21 при перемещеьп и перекрывает канал, связывающий сервоцилиндр 23 с б «iком 18 и открываеi кацап, свлзывающнй его с источником 17 рабочей среды. При этом рабочая среда поступает в сервоцилиндр 23.
Поршень сервоцилиндра 23, перемещаясь, прикрывает дроссельную заслонку 20, ограничивая тем самым дальнейшее увеличение числа оборотов коленчатого вала двигателя.
При уменьшении оборотов двигал еля центробежные грузы 2 начинают сходнпься. Усилие, действующее на рычаг 19, уменьшается.
10 Клапан 21 под действием пружины начинает перемещаться в осевом направлении в исходное положение и открывает канал, связывающий сервоцилиндр 23 с бачком 18, Давление жидкости в сервоцилиндре 23 уменьшается.
15 Поршень сервоцилиндра 23 перемещается в обратном направлении. При этом дроссельная заслонка 20 приоткрывается и скорость вращения коленчатого вала двигателя увеличивается.
20 Работая таким образом, устройство поддерживает необходимую максимальную скорость вращения коленчатого вала двигателя.
Предмет изобретени:I
?5 1. Устройство для управления сцеплением транспортной машины по авт. св. ЛЪ 230650, отличающееся тем, что, с целью ограничения максимальной скорости вращения коленчатого вала двигателя, на штоке центро30 бежного регулятора выполнен уступ, в которьш с зазором вставлен рычаг, кинематически связанный с заслонкой, установленной за карбюратором во впускном тракте двигате.пя.
2. Устройство по п. 1, отлича ющеесл
35 тем, что, с целью уменьшения усилия на рычаг, связанный с заслонкой, центробежный регулятор снабжен ограничителями, уменьшаюьцимн ход части его грузов.