Учебная модель по электротехнике

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Ж 41750

Класс 42 и, 11„.-, ЙВТОРСИОЕ-СОИЙЕТЕЙЬСТОО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ.

ОПИСАНИЕ учебной модели по электротехнике.

К авторскому свидетельству И. Н. Шведова, заявленному

15 апреля 1934 года (спр. о перв. М 145838).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 28 февраля 1935 года. (2бб) Известны учебные модели для ознакомления с работой динамомашины или мотора, состоящие из макета, изображающего электромагниты, якорь и прочие части машины, с применением стрелок указателей для отметки направления тока. В предлагаемой учебной м одели с-.релки указателя, с целью демонстрирования на одной модели устройства различных типов генераторов, выполнены съемными и снаожены приспособлениями для укрепления их на деталях машинь или вдоль проводов.

На черт"же фиг. 1 изображает общий вид учебной модели в перспективе; фиг. 2 и 3 — съемные стрелки-указатели; фиг. 4 — съемный коллектор; фиг. 5— контактные кольца; фиг. 6 — муфту для соединения проводов; ф. .г. 7 — патрон с лампой.

Известные конструкции учебных моделей по электротехнике не дают учащимся возможности упражняться в составлении из отдельны.: частей прибора различных типов генераторов и не позволяют показать соответствующее изменение направления тока во всех частях и во внешней цепи, соединенной с моделью.

Предлагаемая конструкция учебной модели-схемы (фиг. 1) является наглядной и позволяет провести ряд упражнений на составление различных типов генераторов, упражнений на применение правил „правой и левой руки", что достигается использованием подвижных стрелок-указателей (фиг. 2 и 3) и;,llpBвления тока на обмотке электромагнитов прибора, на вращающемся витке, HB проводах внешнеп цепи; стрелки показывают также направление вращения ротора, направление сил магнитного поля.

Коллектор (фиг. 4) и контактные кольца (фиг. 5) — сменные, щетки 11 (фиг. 1)— передвижные. Лроводники от электромагнита и проводники внешней цепи можно соединять с помощью плоских наконечников и муфт (фиг. 6) в лк.бой комбинации согласно заданию.

Фиг. 1 изображает модель-схему генератора. Деталь 1 †имитац электромагнита, 2 — его обмотка. Концы 3 обмотки снабжены наконечниками 4 д" я соединения с другими частями схемы или с внешней цепью. В поле электро-! магнита вращается виток-рамка 5. одна половина витка окрашена в один цвет, другая половина — в другой. Виток вращается с валиком 6, проxîäÿùèì через стойки 7, несущим шкив 8.

Кочцы 9 витка (ра-.:í:îãî цвета) выведены,за торец вала; на них можно надеть или коллектор (фиг. 4) или два контактных кольца (фиг. 5). Одно из контактных колец имеет приклеенную

K нему прокладку 19 (фиг.5), имеющую целью отделить это кольцо от другого. Одно из контактных колец сделано немного меньше другого для того, чтобы при демонстрировании лучше выло видно заднее от зрителя. Кольца выкрашены соответственно половинкам витка ротора н его концам, на которые кольца надеваются. Половинки коллектора (фиг. 4) выкрашены подобным же образом.

На стержнях 10 (фиг. 1) устанавливаются щетки 11. Направление сил магнитного поля показывается съемной стрелкой 12, устанавливаемой на штифтах 13. Направление тока в обмотке электромагнита указывается стрелкой 14 и стрелкой 15. Обе стрелки выполнены съемными. Фиг. 3 показывает отдельно стрелку 14. Стрелка 16 служит для указания направления тока в роторе; во внешней цепи направление тока указывается подобной же стрелкой 17. Конструкция стрелки 17 показана отдельно на фиг. 2. Эта конструкция позволяет надеть и снять стрелку в любом месте проводника; для этого служит продольная щель в стрелке, изготовленной из пружинящего материала. Направление вращения ротора показано стрелкой 18.

К прибору относится еще внешняя цепь (фиг. 7), состоящая из патрона с лампой и проводников, оканчивающихся наконечниками. цля соединения проводников служат пружинящие муфты (фиг. 6}, в которые вставляются с обоих концов наконечники проводников, держащиеся в них трением. Чтобы муфты не терялись, их привязывают к проводникам шнурочками, Использование предлагаемой учебной модели состоит в следующем. Учащийся получает задание, согласно которому собирает соответствующим образом схему генератора; размещает стрелки, кольца или коллектор, щетки, присоединяет внешнюю цепь с нагрузкой.

Собранную схему проверяет руководитель, анализируя с учеником правильность ее построения.

Предм е т из обретения.

Учебная модель по электротехнике, состоящая из макета; изображающего электромагниты с обмоткой и якорем к с применением стрелок-указателей направления тока, отличающаяся тем, что стрелки-указатели 12 — 1 8, с целью демонстрирования на одной модели устройства различных типов генераторов, выполнены съемными и снабжены приспособлениями для укрепления их на деталях модели (фиг. 3) или вдоль проводов (фиг. 2).

Эксперт и редактор Н. И. Утещев

Terr.,Èðîìïîëèãðéé" Тамбокская, 12. Зак. 2224