Патент ссср 418642

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОюз СОветских

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 12.Х.1971 (№ 1705148, 25-27) М. 1 л. F 16с 33,08 с присоединением заявки ¹

„ Приоритет

Опубликовано 05,111.1974. Бюллетень ¹ 9

I

l Дата опубликования описания 8ХП.1974

Гасударствеиныи комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий

УДК 621.822.5(088,8) Авторы изобретения

Г. С. Коваль, В. И. Кораблев, Г. T. Школьник, В. И. Чучалин и Б. Д. Кузнецов

Уральский филиал Всесоюзного теплотехнического научноисследовательского института им. Ф. Э. Дзержинского

Заявитель

ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение, например, при изготовлении узлов паровых турбин.

Известны опорные подшипники, например, для ротора паровой турбины, содержащие корпус, вкладыш и упругие элементы, расположенные между ними.

Известные подшипники способствуют устранению автоколебаний ротора паровой турбины только в определенной зоне значений коэффициента нагружснности и силы парового возбуждения.

Предложенный опорный подшипник отличается от известных тем, что упругие элементы во взаимно перпендикулярных направлениях имеют разную жесткость, причем минимальная разность значений собственных частот колебаний вала в тех же направлениях больше !/10 наименьшей собственной частоты.

Конструктивно упругие элементы выполнены в виде разрезной обоймы для размещения вкладыша, одна из половин которой имеет лапы, опирающиеся на корпус, либо лапа обоймы выполнена заодно с корпусом.

По другому варианту упругие элементы выполнены в виде расположенных по окружности пластин разной толщины, каждая из которых шарнирно связана с вкладышем, выполненным разрезным.

1-1а фиг. 1 показана схема предлагаемого подшипника; на фиг. 2 — 4 — варианты подшипника.

Опорный подшипник содержит разрезной вкладыш 1, закрепленный в корпусе 2 под5 шипника и крышке 3 посредством упругих элементов 4 и 5 обоймы 6. Упругие элементы

4 и 5 имеют определенные значения жесткости

С1 и Се. Одна из половин обоймы 6 имеет лапы 7 для связи с корпусом 2. Роль упругих

10 элементов 4 и 5 могут выполнять пластины 8 разной толщины, расположенные по окружности. Каждая пластина 8 соединена при помощи шарнира 9 со вкладышем 1, выполненным разрезным.

15 Принцип работы подшипника заключается в следую дем.

Жесткость конструктивных элементов, фиксируюгцпх вкладыш I о- носительно корпуса 2 подшипника и крышки 3, выбирают при Ilpo20 ектированпи в необходимых пределах. Возможность эффективного подавления автоколебаний, возбуждаемых неконсервативными силами, которые действуют на ротор со сторон парового потока. становится ясной из анали25 за уравнений движений ротора на анизотропных упругих опорах. Условие устойчивости системы в этом случае записывае с I в виде

418642 где !!* — пороговое значение коэффициента квазиупругости в выражении для силы парового возбуждения; т — масса ротора, С! и C2 — приведенные жесткости вала и опор в перпендикулярных направлениях;

1г — коэффициент демпфирования, Таким образом, устойчивость ратора при работе зависит нс только от cãî собстве!!!!о!1 астоты колебаний и степени демпфирования системы, Elo и от разности собственных частог колебаний системы в перпендикулярных направлениях. При этом создание такой разности всегда повышает степень устойчивости системы.

Предлагаемый опорный подшипник позволит повысить устойчивость системы связанных роторов, опирающихся на несколько опор, как в случае парового возбуждения, так и в случае «масляной» вибрации.

Предмет изобретения

1. Опорный подшипник, например, для ротора паровой турбины, содержащий кори с, вкладыш и упругие элементы между ними, отличающийся тем, что, с целью устранения автоколебаний ротора, упругие элемегпы во взаимно перпендикулярных направления. име!от разную жесткость, причем минимал— !!ая разность значений собственных часто колебаний вяля в тех же направлениях бо I!, ш 1/10 !,:>нменьшей с«бственной чясI(Au.

10 2. 11одп!ип!!!!к !!о I!. 1, о т л и I я Io III?! !! с 5! тем, что упругие элементы выполне !ы ь г,пде разрезной обоймы для размещения вкладыша. одна из половин которой имеет лапы. опиря-! опгиеся па корпус.

3. Подшипник по и. 2, отличающийся тем, что лапа обоймы выполнена заодно с корпусом.

2!з 4. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что упругие элеменгы a!I!In.aIIeIII,! в виде расположенных IIQ окружности пластин рязн о и то ! ц и н ы, K H?h ä EI EI EI 3 ко то р 1>! х и а р н и р н () свя",àII I с вклал!ян!ем, II! IIIuvICII»IIi! ра !рсз

2) ныъ!

41864 о ф

Ри1 Z

А-A

Составите1h И. Двяко33

Техред Т. Курилко

Корректор Л. 013л333в33 чв3с333!3 В. Смирягииа

Типография, пр. Сапунова, 2!.33:а !87.! 6 Изд. !а 611 Тираж 875 1!написно!

11!1!11П11 Государственного комитета Совета Министр 3в СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-85, Раугиская наб., д. 1 5