Землеройно-мелиоративная машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

!

ВСесо к;з и зя аатекткс,-, =-х ° —:: ссыпь бкбаметека М..-А

О П И С А Н И Е (и) 420732

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 15.02.72 (2!) 1747711 29-14 (51) М. Кл. E 02f 3/16

E 021 5/10 с присоединением заявки (32) Приоритет

Опубликовано 25.03.74. Бюллетень ¹ 11

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 624.134 16 (088.8) Дата опубликования описания 27.08.74 (72) Авторы изобретения

А. Я, Пецко, P. Л. Турецкий, С. А. Пищик и С. И. Телеш (71) Заявитель

Центральный научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства нечерноземной зоны СССР (54) ЗЕМЛЕРОЙНО-МЕЛИОРАТИВНАЯ МАШИНА

Изобретение касается земляных работ при отрывке траншей с заданным уклоном дна с одновременной записью его продольного профиля.

Известна землеройно-мелиоративная машина, обеспечивающая отрывку траншей с заданным уклоном дна. Проверка качества работы этой машины осуществляется нивелировкой, которая проводится выборочно. Прп бестраншейной закладке трубчатого дренажа даже такой контроль осуществить весьма трудно.

Цель изобретения — воспроизведение продольного профиля дна траншеи при одновременной отрывке ее с заданным уклоном.

Достигается это тем, что датчик уклона выполнен с потенциометром, снабженным ползунком, а коррекционный механизм — с фрикционным интегратором и системой слежения за отклонением ползунка, соединенного с фрикциопным интегратором.

На чертеже изображена землеройно-мелиоративная машина, один из вариантов.

Ее механическая часть состоит из рабочего органа 1, лыжи 2, параллелограмма 3, связывающего датчик и лыжу с рабочим органом, и параллелограмма 4, на звене которого закреплен датчик уклона 5. Система слежения за положением рабочего органа (точка А) относительно лыжи (точка Б) содержит электрический мост, образованный потенциометрами 6 — 8 и потеициометром связи 9, электронный усилитель 10, следящий электрогидравлический золотник 11. гидроцилиндр 12.

Система слежения коррекционного механизма включает электрический мост, образованный потенциометрами 6, 13, 14, 15, электронный усилитель 16, двигатель 17, редуктор

18. Фрикционньш интегратор состоит из рейки

19, с которой жестко связан ползунок потен10 циометра 13, фршсциониого диска 20, шаров

21, выходного валика 22, Записывающее устройство включает редуктор 23, рейку 24 с подвижным карандашом 25, неподвижный карандаш 26, кассету 27 с бумажной лентой 28, 15 лентопротяжные валики 29, приводные шестерни 30. В привод валиков 29 входит приводной вал 31, цепная передача 32 и муфта 33 включения.

Рассогласование электрического моста системы слежения коррекционного механизма не оказывает влияния на электрический мост системы слежения за положением рабочего органа относительно лыжи (или наоборот), так как В диагональ каждого моста Вкл!очено со25 противление 34.

Потенциометр 6, являясь звеном датчика уклона 5, фиксирует положение опорной плоскости лыжи относительно горизонта. Потенциометр связи 9, входя в мостовую схему с

"-0 потенциометрамп 6 связывает датчик уклона

420732

40

60 с рабочим органом. Его ползунок жестка связан с тягой параллелограмма 3, " каркас посредством звеньев параллелограмма 4 — с лыжей 2.

Потенциометры 7 и 8 механически связаны между собой так, что при движении ползунков относите,-.ьно каркасов илн í-оборо", общее сопротивление полумоста (потенциометры 7, 8, 9) остается постоянным, а потенциал ползунка потенциометра 9 изменяется, что приводит к изменению положения «электрическаго нуля» данного полумоста, и тем самым задается положение рабочего органа относи ельно опорной плоскости лыжи (уклон дна траншеи).

Настройка на заданный угол коррекционного механизма осущсствляется при помощи потенциометров 14 и 15, связанных с потепциометром 13 в полумост, сопротивление которого постоянно при любом положении ползунков потенциометрав 14 и 15, так как эти по7зупки жестко связаны между собой связгпо 35.

Перемещение ползунков вызывает смещение

«электрического нуля» данного полумоста и смещение шаров 21 относительно центра фрикционного диска 20, - следовательно, и изменение уклона.

При подъеме, опускании и повороте машины рабочий орган изменяет свое положение относительно лыжи, и мост рассогласовывается (потенциометры б — 9) . По диагонали моста потечет ток, который усиливается усилителем б и подается затем на обмотку управления золотника 11. Золотник направляет рабочую жидкость в одну из полостей гидроцилиндра

12, который возвращает рабочий орган в заданное положение.

При движении лыжи по дну траншеи с уклоном, не соответствующим заданному, перемещается ползунок потенциометра б датчика уклона, которое вызывает рассогласование моста (потенциометры 6, 13, 14, 15). В диагонали появляется ток, который усиливается усилителем 16, а затем поступает на управляющую обмотку двигателя 17.

Двигатель при помощи редуктора 18 и рейки 19 перемещает ползунок приемного потенциометра 13 до тех пор, пока оп не передвинется в точку, потенциал которой равен потенциалу потенциометра 6. Одновременно рейка

19 перемещает шары 21 вправо или влево относительно центра фрикциопцого диска 20 на величину, пропорциональную разности между фактическим и заданным уклоном. Так как фрикционный диск посредством муфты 33, цепной передачи 32 и приводного вала 31 связан с движителем машины, при ее движении фрикционный диск начинает вращаться и передает вращение валику 22 по часовой или против часовой стрелки, в зависимости от направления смещения шаров относительно центра фрикционного диска. Скорость вращения валика 22 при этом пропорциональна смещению шаров 21, т. е. пропорциональна разности между фактическим и заданным уклоном. При вращении валика происходит рассогласование моста (потенциометры б — 9), так как валик рядом шестерен редуктора 23 связан с рейкой

24, которая жестко соединена с ползунками потенциометров 7 и 8. Рассогласование моста ведет к подъему или опусканию рабочего органа, таким образом ликвидируется погрешность уклона траншеи.

При движении лыжи по дну траншеи с уклоном, соответствующим заданному, электрический ток в диагонали моста (потенциометры 6, 13, 14 и 15) отсутствует. Шары 21 в этом случае находятся в центре фрикционного диска 20, а поэтому вращение фрикционного диска на валик 22 не передается, и рейка 24 с ползунками потенциометров 7, 8 неподвижна.

Следовательно, перестройки системы слежения за положением рабочего органа не происходит.

Записывающее устройство посредством валиков 29, приводящихся в движение шестернями 30, протягивает бумажную ленту 28, на которой неподвижный карандаш 26 прочерчивает прямую линию, соответствующую нулевому уклону, а перемещение карандаша 25, закрепленного на рейке 24, отразит величину отклонения фактического профиля дна траншеи от заданного.

Работа коррекционного механизма выражается следующей зависимостью:

h = — ) iMtga ds, Sg где h — величина зафиксированной погрешности;

М вЂ” масштабный коэффициент; а — угол между линиями фактического и заданного уклона;

S — пройденный путь.

Предмет изобретения

Землеройно-мелиоративная машина, включающая самоходное шасси, рабочий орган, гидропривод, лыжу, основное параллелограммное звено, связанное с лыжей и рабочим органом, устройства слежения за положением рабочего органа относительно лыжи, дополнительное параллелограммное звено с датчиком уклона, соединенным посредством основного параллелограммного звена с рабочим органом и лыжей, и коррекционный механизм, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью воспроизведения на ленте продольного профиля дна траншеи при одновременной отрывке ее с заданным уклоном, датчик уклона выполнен с потенциометром, снабженным ползунком, а коррекционный механизм — с фрикционным интегратором и системой слежения за отклонением ползу.нка, соединенного с фрикционным интегратором.

420732

Составитель О. Картавенко

Техрсд E. Борисова

Корректор Н. Торкина

Редактор Е. Кравцова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2027,8 Изд. ¹ 635 Тираж 624 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам пзобретснпй и открытий

Москва, 5Ê-35, Раушская наб., д. 4/5