Тормоз грузоупорный
Иллюстрации
Показать всеРеферат
!!!! 420776
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 22.06.71 (21) 1673988/22-3 (51) М. Кл. E 21с 29/16
В 66d 5/28 с присоединением заявки ¹ (32) Приоритет
Опубликовано 25.03.74. Бюллетень ¹ 11
Дата опубликования описания 02.09.74
Государственный комитет
Совета й1инистров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УД К 622.232.72-1 17:
:621.864-75 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. П. Олифир, В. Я. Головко, А. Р. Агранат, Г. Г. Петухов, В, В. Михайленко и В. С. Позийчук (71) Заявитель (54) ТОРМОЗ ГРУЗОУПОР Н Ы Й
Изобретение относится к тягово-предохранительным лебедкам, применяемым для комбайнов, работающих на пластах наклонного и крутого падения.
Известны тормоза грузоупорные, включающие храповое колесо, диски трения, »a>«!!мную гайку и шестерню, смонтированные на приводном валу редуктора барабана лебедки.
Предлагаемый тормоз отличается тем, что шестерня установлена на приводном валу свободно, зафиксирована от осевого перемещения и снабжена на торцовой плоскости катками, взаимодействующими с пазами, выполненными на нажимной гайке.
Это уменьшает растормаживающш! момент и повышает надежность тормоза в работе.
На фиг. 1 изображена лебедка с грузоупорным тормозом, общий вид; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — шестерня; на фиг. 4 — гайка.
Тягово-предохранительная лебедка состоит из рабочего барабана 1 с редуктором 2, предохранительного барабана 3 с редуктором 4, электродвигателя 5, гидронасоса. гидромотора
6 и тормоза грузоупорного.
Тормоз (см. фиг. 2) состоит из набора неподвижных дисков 7, связанных с храновым колесом 8, и набора подвижных тормозных дисков 9, размещенных на гайке 10. Храповое колесо 8 через втулку 11, а шестерня 12 через гтулку 13 свободно посажены на приводной вал 14, уста !овлен в корпусе редуктора на подшипниках 15 и 16.
Вал 14 зафиксирован от осевых перемещений упорнь|мп подшипниками 17. Шестерня от осевых пер емещсннй удерживается буртом вала 14 и кольцо н !5. Гайка 10 тормоза соединена с приводи!! валом 14 через шариковинтовой механизм 18. Вал 14 приводится во
10 вращение от гидромотора 6 через муфту 19.
Направления винтовых канавок механизма
18 и зубьев кранового колеса 8 выбраны так, что при работе лебедки на подъем комбайна зубья колеса 8 свободно скользят по собач15 кам 20, закрсплснllll>. на корпусе 21 лебедки.
Шестсрня (см. фпг. 3) имеет на торцовой !!оверхнос!и две диамстрально расположенные проушины 22. в которых размещены катки 23 на осях 24 и подшипниках 25.
20 Катки 23 входят в пазы а гаш и 10 (см. фиг. 4) с рабочими поверхностями Б. Пазы а по ширине выполнены болыпс диаметра катков на вел!!чину. нсооход!!з!у!о для компенсации нето !посте!! нзготовлсш!я и сборки.
25 Тормоз работает следующим образом.
Подъем комбайна. При вращении вала 14 в сторону нодъсма комбайна гайка 10 чсрсз меманизм 18 полу !аст оссвос псрсмещение в сторону прижатия дисков 9 и дискам 7. Тор30 моз замыкается, и приводной вал 14, гайка
420776
10, диски 9 и 7 и храповое колесо 8 вращаются с одинаковой угловой скоростью. Тормоз выполняст роль муфты 10, через катки 23 приводит во вращение шестерню 12 и далее через редуктор-барабан.
Спуск комбайна. Шестерня 12 и вал 14 не могут двигаться в осевом направлении, поэтому при вращении вала !4 в сторону опускания комбайна гайка 10 перемещается вдоль вала, размыкая тормозные поверхности дисков 7 и 9.
Связь гайки 10 с храповым колесом 8 нарушается, и она получает возможность проворачиваться. С другой стороны, под действием веса комбайна развивается грузовой момент, который приводит во вращение шестерню 12.
До тех пор, пока скорость вращения шестерни меньше или равна скорости вращения вала (следовательно и гайки), происходит опускание комбайна. Но, как только скорость вращения шестерни становится больше скорости вала с гайкой, катки 23 шестерни 12 проворачивают гайку 10 относительно вала 14, гайка движется в осевом направлении в сторону сжатия дисков 7 и 9 и стопорится через храповое колесо 8 и собачку 20 на корпус 21 лебедки.
В паз гайки упирается каток 23 шестерни, которая также прекращает свое вращение.
Спуск комбайна прекращается.
При уменьшении скорости гайки 10 до величины, меньшей скорости вала 8, тормоз размыкается и комбайн вновь получает возможность опуститься.
В результате этих взаимных перемещений гайки 10, переходящих в непрерывное скольжение дисков 7 и 9, комбайн будет опускаться со скоростью, не превышающей скорость вращения вала 14. Благодаря тому, что перемещастся только гайка 10, а ее кинематические связи с приводным валом 14 и шес10 терней 12 выполнены через пары качения, ее осевые перемещения сопровождаются минимальными потерями на трение, что повышает плавность работы тормоза, снижает динамические нагрузки в упругом органе, повышает
15 надежность лебедки в целом, а также снижает растормаживающий момент.
Hip едм ет изобретения
20 Тормоз грузоупорный преимущественно для тягозо-предохранительной лебедки угольного комбайна, включающий храповое колесо, диски трения, нажимную гайку и шестерню, смонтированные на приводном валу редуктора ба25 рабана лебедки, отличающийся тем, что, с целью уменьшения растормаживающего момента и повышения надежности в работе, шестерня установлена на приводном валу свободно, зафиксирована от осевого перемеще30 ния и снабжена на торцовой плоскости катками, взаимодействующими с пазами, выполненными на нажимной гайке.
420776
Составитель И. Доброборская
Техред А. Камышникова Корректор В. Жолудева
Редактор Л. Народная
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2112/2 Изд. № 6!7 Тираж 565 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5