Электромагнитная фрикционная муфта- тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
») 420830
ОП КСАН И Е
ИЗОБРЕТЕН И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 12.06.72 (21) 1797549i25-27 с присоединением заявки (32) Приоритет
Опубликовано 25.03,74. Бюллетень М 11
Дата опубликования описания 27.08.74 (51) М, Кл. F 16d 67/06
Государственный комитет, Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.839.8 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. П. Коваль, С, H. Кожевников, В. С. Манзий и В. И. Панчишин
Институт математики АН Украинской ССР (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТАТОРМОЗ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационной технике.
Известна электромагнитная фрикционная муфта-тормоз, содержащая основную обмотку возбуждения, размещенную в корпусе, концснтрично ступице ведущей полумуфты, выполненной в виде фланцевой втулки, установленной на валу электродвигателя, а также якорь, подпружиненный к кольцевому выступу корпуса посредством плоской пружины.
При этом обмотка возбуждения включена последовательно с обмоткой электродвигателя и в обмотке возбуждения муфты всегда будет протекать ток, равный току в цепи электродвигателя. При возрастании тока возрастает момент электродвигателя и крутящий момент, передаваемый муфтой. В существующей конструкции электромеханизмов момент электродвигателя всегда меньше крутящего момента, передаваемого муфтой.
В аварийных режимах (заклиннванис какого-нибудь звена трансмиссии электромеханизма, случайный скачок тока в цепи электродвигателя, быстрое возрастание нагрузки) значение тока в обмотках электродвигателя и муфты будет максимальным и равным пусковому току электродвигателя. При этом, если момент нагрузки превысит значение пускового моменIà электродвигателя, то электромеханизм либо остановится, что может привести к выходу из строя электродвигателя, либо сломается какое-нибудь звено трансмиссии электромеханизма. В результате электромеханизм выйдет из строя. Для предохранения электромеханизма необходимо, чтобы ведущая половина муфты имела возможность проскальзывать (про. буксовывать) относительно ведомой, Для получения пробуксовки надо, чтобы крутящий
10 момент, передаваемый муфтой, был значительно меньше пускового момента электродвигателя. Тогда при остановке ведомой части муфты электродвигатель продолжает вращаться со скоростью. зависящей от коэффициента тре15 ния поверхностей соприкосновения, ведущей и ведомой частей муфты.
Это достигается тем, что муфта снабжена дополнительной обмоткой возбуждения, установленной концентрично ведомому валу в по20 лости корпуса, образованной его стенками и кольцевым выступом, причем основная обмотка имеет независимое питание, а дополнитель. ная включена последовательно с обмотками электродвигателя.
25 Передаваемый муфтой крутящий момент определяется силами трения, создаваемыми осевой силой, равной разности электромагнитных сил в основной обмотке возбуждения и в дополнительной обмотке. Эта разность, а слеЗО довательно и передаваемый муфтой крутящий
420830
30
50 момент, достигают максимума при минимальном значении тока в цепи двигателя и, наоборот, при максимальном токе в цепи двигателя (переходные и аварийные режимы работы электромеханизма) передаваемый муфтой момент будет минимальным.
Изобретение поясняется чертежом.
Продольный разрез муфты — тормоза включает якорь 1, связанный посредством плоских пружин 2 с ведомым валом 3 муфты. B отключенном состоянии механизма пружины 2 прижимают якорь 1 к фрикционной накладке 4 кольцевого выступа 5 корпуса б муфты. В результате этого ведомые звенья механизма, связанные с валом 3, заторможены. Пружины 2 выбраны так, чтобы при выключении механизма создать между якорем 1 и кольцевым выступом 5 момент трения, достаточный для уменьшения инерционного выбега вала 3 муфты и связанных с ним ведомых звеньев механизма. Обмотка 7 возбуждения муфты включена последовательно с обмотками электродвигателя. Обмотка 8 возбуждения муфты имеет независимое питание. На ведущем валу 9 муфты жестко закреплена ведущая полумуфта 10, и он может являться валом электродвигателя.
Устройство работает следующим образом.
Включается основная обмотка 7 возбуждения муфты, и якорь 1 притягивается к полумуфте 10, после этого включается электродвигатель, а значит и обмотка 7 возбуждения муфты, Ток в цепи электродвигателя к моменту трогания с места его якоря достигает пускового значения, превышающего номинальное значение тока для данных двигателей в два— три раза. При этом момент трения между якорем 1 и полумуфтой 10 будет минимальным. Момент электродвигателя (момент на ведущем валу 9 муфты) будет равен пусковому, который превышает номинальный для данных электродвигателей в четыре — пять раз. По мере падения тока двигателя, которое происходит с возрастанием его скорости, уменьшается электромагнитная сила, создаваемая обмоткой 7 возбуждения муфты. Разность электромагнитных сил, создаваемых обмотками 7 и 8, будет возрастать, а следовательно будет возрастать и момент, передаваемый муфтой. При этом возможны следующие варианты.
Если параметры обеих обмоток муфты подобраны так, что минимальное значение передаваемого муфтой крутящего момента меньше приведенного момента нагрузки, то в переходных режимах (разгон, реверс и торможение) электромеханизма полумуфта 10 будет вначале пробуксовывать относительно якоря 1 до тех пор, пока передаваемый муфтой момент не превысит значения приведенного момента нагрузки.
Если параметры обеих обмоток муфты подобраны так, что минимальное значение передаваемого муфтой момента больше приведенного момента нагрузки, но меньше пускового момента электродвигателя, то пробуксовки в переходных режимах не будет. Она может появиться только в аварийных режимах. С точки зрения улучшения динамики переходных режимов первый вариант предпочтительнее.
Однако при этом несколько возрастает время переходного,процесса (за счет пробуксовки).
Поэтому такой вариант приемлем в тех случаях, когда некоторое увеличение продолжительности переходных процессов допустимо.
При выключении электромеханизма пружины
2 прижимают якорь 1 к кольцевому выступу 5 и уменьшают инерционный выбег вала 3 до требуемой величины.
Предмет изобретения
Электромагнитная фрикционная муфта— тормоз, содержащая основную обмотку возбуждения размещенную в корпусе концентрично ступице ведущей полумуфты, выполненной в виде фланцевой втулки, установленной на валу электродвигателя, а также якорь, подпружиненный к кольцевому выступу корпуса посредством плоской пружины, связывающей его с ведомым валом, отл ич а ю щ а я ся тем, что, с целью обеспечения плавности ее срабатывания, она снабжена дополнительной обмоткой возбуждения, установленной концентрично ведомому валу в полости корпуса, образованной его стенками и кольцевым выступом, причем основная обмотка имеет независимое питание, а дополнительная включена последовательно с обмотками электродвигателя.
5 г 2 10
Составитель И. Чернышова
Редактор Л. Лашкова Техред Т. Курилко Корректор Е, Миронова
Заказ 2036/11 Изд.. и 633 Тираж 875 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2