Шиберная задвижка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1 -.

420837

ОЛИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТО!- СЛОМУ СВИДЕТЕГйСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 09.06.71 (21) 1662799!25-8 (51) М. Кл. F 16k 3/18 с присоединениех| заявки (32) Приоритет

Опубликовано 25.03.74. Бюллетень ¹ 11

Дата опубликования описания 27.08.74

Государственный комитет, Совета Министров СССо па делам неееретений и открытий (53) УДК 621.646(088.8) (72) Авторы изобретения

3. Е. Благов, А. В. Матвеев, Я. А. Соломченко, И. Г. Филатов, H. Я. Фогельгезанг, В. Л. Хмельникер и Г. А. Чистяков

Московское отделение Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского котлотурбинного института им. И. И. Ползунова (71) Заявитель (54) ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА

Изобретение касается запорной трубопроводной арматуры для управления потоками жидких и газообразных сред, преимущественно при высоких давлениях и температурах, и может быть использовано, например, на тепловых электростанциях.

Известны шиберные задвижки с двусторонним уплотнением, в которых плоский шибер, подвешенный на штоке, размещен между двумя параллельными ссдлами и снаожсп ооковыми скосами, взаимодействующими с упорами на корпусе.

Предложенная шиберная задвижка отличается от известных тем, что шибер выполнен однопластинчатым с углом скосов. большим угла трсния и с заданным вертикальным зазором в сочленении со штоком, обеспечивающим смещение шибера из нижнего положения по скосам .к противолежащему седлу под действием перепада давления. Это упрощает конструкцию шиберной задвижки.

На фиг. 1 изображена предлагаемая шиберная задвижка с шибером, прижатым к седлу под действием собственного веса; на фиг. 2— разрез по А — А на фиг. 1.

В корпусе 1 шиберной задвижки между двумя параллельными седлами (входпы:I 2 и выходным 3) размещен однопластинчатый шибер 4, сочлененный со штоком 5. На боковых поверхностях шибера 4 выполнены скосы 6, взаимодействующие с направляющими упорами 7 и установленные в корпусе 1. Угол скоса выбирается большим угла трения. Сопрягаемые со скосами поверхности упоров могут

5 быть либо плоскими и выполненными под тем же углом, что и скосы, либо цилиндрическими, как показано на фиг. 1 и 2. Шибер 4 прижат к выходному седлу 3, т. е. перемещение шибера по скосам относительно направляющих упо10 ров предусмотрсно в сторону по направлению с р ед |.|, i к а 3 1 I I I 1 о M c T p p, K D и Б. В tc 0членении шибера со штоком 5 имеется вертикальный зазор а, гарантирующий возможность псрсмсщсния шибера к седлу 3. При из15 мененпи направления среды на противоположное стрелке Б тот же зазор а .позволяет шиберу перемещаться вдоль оси задвижки и несколько вверх до полного контакта с седлом 2.

При этом нижняя часть штока, сочлененная

20 с шпбером, находится в предельном нижнем положении, в котором шток и шибер,расцеплены. Величина вертикального зазора обусловлена углом скоса,и величиной зазора между шибером .и седлом 2.

25 В полностью открытом положении шибер 4 свободно подвешен к штоку 5. При закрывании задвижки по мере перекрытия проходного сечения шибер начинает испытывать возрастающее усилие от воздействия перепада дав30 ления среды в сторону направления потока по

420837 юг. 2

Фиг 1 стрелке Б. При,малых перепадах давления, например, при заполнении системы средой, этого усилия обычно недостаточно для прижатия шибера потоком и выходному седлу 3.

Полностью перекрыв проходное сечение, шибер скосами 6 садится на упоры 7. По мере дальнейшего опускания штока до предельного нижнего положения происходит его разьединение с шибером с обеспечением гарантированного зазора а, в результате чего шибер становится свободным телом и под действием собственного веса, скользя по скосам, прижимается к седлу 3. Таким образом, при незначительных перепадах давления и даже при отсутствии их на уплотнительных поверхностях шибера 4 и седла 3 под действием веса шибера возникают определенные удельные нагрузки, необходимые для создания начальной герметичности в затворе. При этом перепад давления способствует увеличению усилия, действующего на уплотнительные поверхности седла З,и шибера 4. При закрывании задвижки при воздействии на шибер значительного перепада давления шибер сразу прижимается к седлу 3 с большим усилием, а его дальнейшее опускание осуществляется путем воздействия на него штока. В предельном нижнем положении штока, при котором вертикальный зазор а равен нулю, а скосы 6 шибера 4 не достигли упоров 7, происходит перекрытие потока. Герметичность затвора обесп чивается за счет прижатия шибера к седлу под действием давления рабочей среды. При противоположном стрелке Б направлении потока шибер под действием перепада давлений, скользя по скосам

6 по упорам 7, прижимается к седлу 2 и обеспечивает перекрытие потока. При этом одновременно шибер поднимается несколько вверх относительно конца штока 5 на величину в пределах вертикального зазора и. Герметич10 ность затвора и в этом случае обеспечивается путем прижатия шибера к седлу под действием давления среды. Таким образом, описанная шиберная задви кка обеспечивает герметичность затвора в широком диапазоне рабо15 чих давлений, практически от нуля и выше, при двустороннем направлении потока.

Предмет изобретения

20 Шиберная задвижка с двусторонним уплотнением, содержащая два параллельных седла, подвешенный на штоке шибер с боковыми скосами, взаимодействующими с упорами на корпусе, отличающаяся тем, что, с целью

25 упрощения конструкции, шибер выполнен однопластинчатым с углом скосов, большим угла трения и с заданным вертикальным зазором в сочленении со штоком, обеспечивающим смещение шибера из нижнего положения по

30 скосам к противолежащему седлу под действием перепада давления.