Устройство для крепления запасного колеса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1п 421558
ОЛ ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Сациалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 23.03.70 (21) 1417341/27-11 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 30.03.74. Бюллетень ¹ 12
Дата опубликования описания 03.09.74 (51) М. Кл, В 62d 43/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.012.38 (088.8) (72) Автор изобретения
H. Л. Сысоев (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам для установки запасного колеса на автомобилях с кузовомфургоном или любым другим кузовом, имеющим большой дверной проем на задней стенке.
Известны устройства для крепления запасного колеса автомобиля, расположенные за задней стенкой кузова и содержащие неподвижный кронштейн, жестко закрепленный на основании кузова транспортного средства, поворотный кронштейн для запасного колеса, переходное звено, шарнирно соединенное через оси соответственно с неподвижным и поворотным кронштейнами, и элементы фиксации поворотного кронштейна на основании кузова.
Однако в известных устройствах при замене запасного колеса вручную требуется приложение больших усилий для его опускания и подъема.
Целью изобретения является осуществление возможности вращения поворотного кронштейна совместно с переходным звеном в горизонтальной, вертикальной и наклонных плоскостях и снижения усилий, затрачиваемых на подъем и опускание запасного колеса.
Это достигается тем, что устройство снабжено муфтой с торсионом, жестко закрепленным другим концом на основании кузова, а муфта установлена между переходным звеном и кронштейном основания кузова и соединена с ним шарнирно.
С целью обеспечения поворота муфты на угол, соответствующий переходу запасного колеса из горизонтального положения до соприкосновения с грунтом, на кронштейне основания закреплен болт, фиксирующий муфту относительно кронштейна основания, и упор, взаимодействующий с прорезью. выполненной в муфте.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство в транспортном положении и разрез по
А — А, штрихпунктирными линиями показано устройство при опущенном вниз запасном колесе; на фиг. 2 — вид по стрелке Б на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по  — В на фиг. 2; на фиг. 4 — стопор для фиксации поворотного кронштейна; на фиг. 5 — разрез по à — Г на
20 фиг. 1.
Устройство для крепления запасного колеса содержит муфту 1, шарнирно соединенную с неподвижным кронштейном 2. жестко закрепленным на основании кузова 3 транспортного
25 средства, торсион 4. жестко соединенный одним концом с муфтой 1, а другим концом входящий в отверстие кронштейна 5 основания кузова, переходное звено 6, шарнирно соединенное через оси 7 и 8 соответственно с муф30 той 1 и поворотным кронштейном 9.
421558
15
3
С целью обеспечения поворота муфты 1 на угол, соответствующий переходу запасного колеса из горизонтального положения до соприкосновения с грунтом, на неподвижном кронштейне 2 закреплен болт 10, фиксирующии муфту относительно неподвижного кронштейна, и упор 11, взаимодействующий с прорезью, выполненной в муфте 1.
11ри замене запасного колеса поворотный кронштейн 9 блокируется фиксатором 12 с переходным звеном 6, в результате чего ооразуется единое плечо. Освобождается болт 1О, фиксирующий муфту 1 относительно неподвижного кронштейна 2. С помощью гайки 13 с перекидной шарнирной рукояткой 14 освобождается откидной болт 16, закрепленный шарнирно на кронштейне 16 основания кузова 3, и из скооы 17 выходит клиновой упор
18. 11оворотный кронштейн 9 с переходным звеном 6 поворачивается на 90 вокруг оси 7.
При дальнейшем вращении поворотного кронштейна 9 с переходным звеном 6 их вращение будет проходить в наклонных плоскостях, причем муфта 1, вращаясь относительно неподвижного кронштейна 2, будет производить закрутку торсиона 4, а запасное колесо будет опускаться вниз до соприкосновения с грунтом. 11ри соприкосновении с грунтом муфта повернется на соответствующий угол и зафиксируется в этом положении относительно неподвижного кронштейна болтом 10. Затем освобождается гаечное крепление тяг 19 и болта 20, болт 20 вынимается, освобождается гаечное крепление шпилек 21, приваренных к диску 22, диск с приваренной к нему трубой
23 снимается и производится замена запасного колеса.
Установка запасного колеса в транспортное положение производится в обратной последовательности.
Для создания оптимальных условий для подъема запасного колеса суммарный угол закрутки торсиона разделяется как бы на три части: угол предварительной закрутки торсиона, заложенный в самой конструкции при ее изготовлении; угол закрутки торсиона, создаваемый весом запасного колеса с элементами его крепления при его опускании; дополнительный угол закрутки торсиона, создаваемый за счет приложения внешних сил.
При необходимости открывания двери муф та 1 блокируется болтом 10 с неподвижньп, кронштейном 2, переходное звено 6 блокируется фиксатором 24 с муфтой 1, а поворотный кронштейн 9 вращается в горизонтальной плоскости вокруг оси 8.
При необходимости приближения автомобиля на минимально возможное расстояние к объекту погрузки — разгрузки запасное колесо откидывается вдоль боковой стенки кузова.
Для этого муфта 1 блокируется болтом 10 с неподвижным кронштейном 2 и поворотный кронштейн 9 с переходным звеном 6 поворачивается в горизонтальной плоскости вокруг оси 7 на 180 относительно своего транспортного положения. Переходное звено 6 блокируется фиксатором 24 с муфтой 1. Освобождается фиксатор 12, а поворотный кронштейн
9 с закрепленным на нем запасным колесом отводится к боковой стенке кузова.
Предмет изобретения
1. Устройство для крепления запасного колеса, содержащее неподвижный кронштейн, жестко закрепленный на основании кузова транспортного средства, поворотный кронштейн для запасного колеса, шарнирно соединенный с псреходным звеном, и элементы фиксации поворотного кронштейна на основании кузова, отличаIQIII,ееся тем, что, с целью осуществления возможности вращения поворотного кронштейна совместно с переходным звеном в горизонтальной, вертикальной и наклонной плоскостях и снижения усилий, затрачиваемых на подъем и опускание запасного колеса, оно снабжено муфтой с торсионом, жестко закрепленным другим концом на основании кузова, а муфта установлена между переходным звеном и кронштейном основания кузова и соединена с ними шарнирно.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения поворота муфты на угол, соответствующий переходу запасного колеса из горизонтального положения до соприкосновения с грунтом, на кронштейне основания закреплен болт, фиксирующий муфту относительно кронштейна основания, и упор, взаимодействующий с прорезью, выполненной в муфте.
Редактор Г. Яковлева
Составитель Н. Ивонтьева
Техред Е. Борисова
Корректоры: А. Николаева и О. Данишева
Заказ 2111/8 Изд. № 1447 Тираж 651 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 5I(-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2