Разъемно-сцепной механизм седельно-сцепного устройства транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 19.07.71 (21) 1684289/27-11 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 30.03.74. Бюллетень ¹ 12

Дата опубликования описания 03.09.74 (51) М. Кл, В 62d 53, 08

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113,013.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. И. Реполовский, И. Х. Пахтер, А. Д. Рудаков, А. Н. Баранов и Ж. А. Маслова

Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (71) Заявитель (54) РАЗЪЕМНО-СЦЕПНОИ МЕХАНИЗМ СЕДЕЛЪНО-СЦЕПНОГО

УСТРОЙСТВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к седельно-сцепным устройствам транспортных средств и в частности к разъемно-сцепным механизмам таких устройств.

Известны разъемно-сцепные механизмы седельно-сцепного устройства транспортного средства, содержащие поворотно установленный на плите седел ьно-сцеп ного устройства захват, выполненный в виде двуплечего рычага, взаимодействующего рабочей поверхностью одного плеча с фиксирующей поверхностью блокирующего конца подпружиненного запорного кулака, подвижно установленного в направляющих плиты, рычаг, шарнирно связанный одним концом с плитой, установленный в поперечном пазу запорного кулака и шарнирно связанный другим концом со стержнем рукоятки, расположенным в отверстии боковой стенки плиты.

Однако в известных механизмах на рукоятку оказывается значительное усилие, возрастающее в конце открытия, что создает неудобство при сцепке и расценке и даже может привести к случайной расцепке.

Целью изобретения является повышение удобства сцепки и расцепки и предохранение от случайной расцепки.

Эта цель достигается тем, что механизм снабжен направляющей с установленной на ней пружиной сжатия, расположенной между неподвижным упором, жестко закрепленным на одном конце направляющей и шарнирно соединенным с плитой. и подвижным упором, установленным на другом конце направляющей и шарнирно соединенным со стержнем рукоятки, а блокирующий конец запорного кулака выполнен в виде двух расположенных по высоте ступеней, одна из которых образована профилированной поверхностью, переходящей в скос направленного к передней кромке плиты выступа, причем профилированная поверхность ограничена, например, по краям вогнутыми плоскостями, соединенными средней выпуклой плоскостью, а другая ступень ограничена фиксирующей поверхностью.

При этом желательно фиксирующую поверхность блокирующего запорного кулака и рабочую поверхность первого плеча захвата выполнить наклонными к продольной оси ку20 лака или параллельными ей, а среднюю часть рычага. установленного в поперечном пазу запорного кулака, выполнить с выступом, обращенным в сторону, противоположную блокирующему концу запорного кулака.

25 На фиг. 1 изображен разъемно-сцепной механизм с фиксирующей поверхностью блокирующего конца запорного кулака, параллельной продольной оси кулака, в закрытом положении; на фиг. 2 — то же, в открытом поло30 жении; на фиг. 3 — то же, в открытом, гото421559

3 вом к сцепке положении; на фиг. 4 — разъемно-сцепной механизм с фиксирующей поверхностью блокирующего конца запорного кулака, наклонной к продольной оси кулака, в закрытом положении; на фиг. 5 — запорный кулак с фиксирующей поверхностью блокирующего конца, параллельной продольной оси кулака; на фиг. 6 показано положение фиксатора и рукоятки при закрытом положении разъемно-сцепного механизма; на фиг. 7 — положение рукоятки и фиксатора в начальный момент расцепки разъемно-сцепного механизма.

Разъемно-сцепной механизм седельно-сцепного устройства содержит захват 1, поворотно установленный на плите 2 седельно-сцепного устройства при помощи пальца 3, запорный кулак 4, подвижно установленный в направляющих 5 плиты, и пружину 6, установленную в запорном кулаке, привод управления, включающий .в себя рычаг 7, вспомогательную пружину сжатия 8, установленную на направляющей 9, рукоятку 10 и фиксатор

11, поворотно установленный на боковой стенке плиты 2. Захват 1 имеет отверстие под палец 3 для установки на плите 2 и паз 12 для обхвата шкворня 13 по его большому диаметру 14. Захват выполнен в виде двуплечего рычага, одно плечо 15 которого дугообразное и огибает шкворень 13, а другое плечо 16 имеет рабочую поверхность 17, выполненную так, что в закрытом положении разъемно-сцепного механизма (при взаимодействии с запорным кулаком 4) она или параллельна продольной оси 18 запорного кулака 4 (см. фиг. 1) или наклонна к ней, т. е. расположена к этой оси под углом (см. фиг. 4).

Блокирующий конец 19 запорного кулака 4 выполнен в виде двух расположенных по высоте параллельно плоскости плиты 2 ступеней (см, фиг. 5). Одна из них образована профилированной поверхностью 20, переходящей в скос 21 направленного к передней кромке 22 плиты 2 выступа 23, а другая ступень ограничена фиксирующей поверхностью 24. Профилированная поверхность 20 ограничена по краям вогнутыми поверхностями 25 и 26, соединенными средней выпуклой поверхностью

27. Фиксирующая поверхность 24 может быть выполнена параллельной продольной оси 18 запорного кулака 4 («прямой» запорный кулак) или под углом к этой оси («клиновой» запорный кулак). В выемке 28 запорного кулака 4 установлена предварительно сжатая пружина 6, упирающаяся одним концом в торец 29 выемки 28, а другим в стенку 30 плиты 2. Запорный кулак 4 имеет поперечный паз

31, в котором установлен рычаг 7 привода управления.

Рычаг 7 имеет в средней части, расположенной в поперечном пазу 31 запорного кулака 4, выступ 32, обращенный в сторону, противоположную блокирующему концу 19 запорного кулака 4..Рычаг 7 одним концом шарнирно соединен при помощи пальца 33 с пли5

Tой 2 седельно-сцсгшого устройства, а другим концом шарнирно соединен со стержневг 34 рукоятки 10.

Вспомогательная пружина сжатия 8 установлена на направляющей 9 между неподвижным упором 35, жестко закрепленным на одном концс направляющей 9 и шарнирно соединенным с плитой 2, и подвижным упором

36, установленным на другом конце направляющей 9 и шарнирно соединенным со стержнем 34 рукоятки 10.

Рукоятка 10 имеет на стержне 34 два противолежащих, непараллельных торцовых упора 37 и 38 и установлена в отверстии 39 боковой стенки плиты 2. Упор 37 расположен перпендикулярно к продольной оси рукоятки 10, а упор 38 — наклонно.

Плита 2 седельно-сцепного устройства имеет зев 40 для прохода сцсппого шкворня 13, по сторонам которого расположены горизонтальные, лежащие в одной плоскости, находящиеся друг против друга выступы 41, торцы которых, направленные навстречу заходу сцепного шкворня 13, имеют боковой и нижний скосы. Указанные выступы 41 находятся на таком расстоянии друг от друга, что между ними может пройти только шейка малого диаметра сцепного шкворня 13.

При закрытом положении разъемно-сцепного механизма захват 1 взаимодействует рабочей поверхностью 17 с фиксирующей поверхностью 24 блокирующего конца 19 запорного кулака 4, выдвинутого в крайнее положение под воздействием пружины 6. Рычаг 7 под воздействием вспомогательной пружины сжатия 8 прижат к боковой поверхности паза 31 запорного кулака 4 стороной, противоположной выступу 32, тем самым увеличивая усилие сжатой пружины 6.

Под воздействием вспомогательной пружины сжатия 8 стержень 34 рукоятки 10 прижат к боковой стенке отверстия 39 плиты 2, а торцовый упор 37 на стержне 34 рукоятки 10 взаимодействует с внутренней поверхностью боковой стенки плиты 2, фиксируя закрытое положение разъемно-сцепного механизма, тем самым предохраняя от случайной расцепки даже в случае поломки пружины 6. При этом фиксатор 11 опущен (см. фиг. 6) и предохраняет от бокового смещения рукоятку 10.

Для расцепки разъемно-сцепного механизма фиксатор 11 переводится в открытое положение — поднимается вверх. Рукоятка 10 смещается в сторону так, чтобы торцовый упор

37 стержня 34 был выведен из взаимодействия с внутренней поверхностью боковой стенки плиты 2 (см. фиг. 7), и выдвигается в открытое положени (см. фиг. 3), при котором торцовый упор 38 взаимодействует с наружной поверхностью боковой стенки плиты

2. При этом рычаг 7, сжимая пружину 6, передвигает своим выступом 32 запорный кулак

4 в открытое положение, тем самым выводит фиксирующую поверхность 24 из взаимодействия с рабочей поверхностью 17 захвата 1.

421559

При выдвижении рукоятки 10 направляющая 9 со вспомогательной пружиной сжатия

8 вращается вокруг вертикальной оси шарнирного соединения неподвижного упора 35 с плитой 2. После прохождения направляюигей

9 нейтрального положения (положения, при котором направляющая 9 перпендикулярна к стержню 34 рукоятки 10) вспомогательная пружина, действуя в сторону выдвижения рукоятки 10, уменьшает усилие, необходимое для расцепки разъемно-сцеппого механизма.

Точка контакта выступа 32 рычага 7 с боковой поверхностью паза 31 запорного кулака

4, определяющая плечо прило>кения силы на рукоятке 10, перемешается, увеличивая это плечо, что совместно с действием вспо I013тельной пруяины сжатия 8 обеспечивает постоянство усилия на рукоятке 10 при распепке разъемно-сцепного механизма.

При выходе сттепного шкворня 13 ттз зева

40 плиты 2 (схт. фиг. 3) захват 1 поворачивается вокруг пальца 3, его пле-то 15 подходит к профилированной поверхности 20 запорного кулака 4 и начинает переметцаться по ней.

В начале этого перемещения плечо 15, дояимая пружину 6, дополнительно открывает запорный кулак 4, который, в свою очередь, передвигая рычаг 7, дополнительно выдвигает рукоятку 10. При этом торцовьттт vnop рукоятки 10 отходит от наружной поверхности боковой стенки плиты 2 и рукоятка 10 »nz воздействием вспомогательной пружины сяатия 8 смещается в сторону.

В контте пепемещения плеча 15 по профилированной поверхности 20 запорпый кулак 4 под действием пружины 6 возвраптается в первоначальное открыто попожение и заклинивает захват 1 через плечо 15 в открытом положении, готовом к сцепке (см. фиг. 3), обеспечивая надежную фиксапию захвата от случайных перемешений (например, при тряске, толчках и т. п.).

При сцепке сцепной шкворень 13 заходит в зев 40 плиты 2 и выступа пи 41 ориентируется по высоте относительно захвата 1. Сцепка происходит только в том случае. когда нижний диаметральный пояс шкворня 13 npovoдит под указанными выступами 41, тем самым предохраняя захват 1 от попадания в его паз

12 нижнего диаметрального пояса. что могло бы привести к поломке захвата 1.

Воздействуя на захват 1, сцепной шкворень

13 поворачивает его вокруг пальца 3 и перемешает плечо 15 по профилированной поверхности 20 запорного кулака 4. При этом запорный кулак 4 под действием пружины 6 начинает выдвигаться в закрытое положение. При выходе из контакта с профилированной поверхностью 20 плечо 15 начинает взаимодействовать со скосом 21 выступа 23 запорного кулака 4.

Под действием пр1жттньт 6 скос доворачивает захват 1 вокруг пальца 3, устанавливая

его в закрытое положение. После этого запорный кулак 4 полностью выдвигается и его фиксирующая поверхность 24 вступает во взаимодействие с рабочей поверхностью 17 захвата 1 (см. фиг. 1).

При этом одногременно с выдвижением запорного кулака 4 рычаг 7, поворачиваясь вокруг пальца ЗЗ, вдвигает рукоятку 10. Под воздействием вспомогате,пьной пружины сжатия 8 стержень 34 рукоятки 10 прижимается к боковой стенке отверстия 39 плиты 2, а торцовый упор 37 на стержне 34 вступает во взаимодействие с внутренней поверхностью боковой степки плиты 2, фиксируя закрытое положение разъемно-сцепного механизма.

При этом фиксатор 11 опускается тт предохраняет от бокового смешения рукоятку 10.

По сравнению с известными механизмами прихтенетттте предлагаемого разъемно-сцепного механизма в седельно-сцепи ом устройстве транспортного средства, например седельного автопоезда. предотвращает случайную расцепку тягача и прицепа, предотвращает расклинивание захвата нижним диаметральным поясом пткворня при его сцепке, гарантирует надежную фиксацию рукоятки в открытом положении, а также обеспечивает постоянное малое усилие. прикладываемое к рукоятке при расцепке и сцепке.

Эти свойства повытпатот безопасность эксплуатации, облегчают условия работы прн расттеикс и сцепке, что и свою очередь способ ствует повьттттеттито произгоп. тельности труд водителя.

Предмет изобретения

1. Разъсхттто-сттеппой механизм седельно спепного устройства транспортного средства содеряаший поворотно установленный на пли те седельно-сцепного устройства захват, вы полненньш в виде двуплечего рычага, взаимо действ, топ.его D3бочей поверхностью одног< плеча с фиксируютттетт поверхностью блоки рующего конца подпружиненного запор ног кулака, подвижно установленного в направ лятоших плиты, рычаг, тттарниртто связанньг одним концом с плитой. установленный в пс перечном паз запорного кулака и шарнирн связанный другим конном со стержнем р коятт<тт, расположенным R отверстии боково стенки плиты, отлич аютций с я тем, что, целью повышения удобства сцепки и расцепк и предохранения от случайной расцепки. о снабжен направляющей с установленной н ней пружиной сжатия. расположенной межд неподвижным упором, жестко закрепленны на одном конце направляющей и шарнирн соедттненньтAf с плитой, и подвттжным упорот установленным на другом конце направлян шей и тттарнттт>но соединенным со стержне рукоятки, а блокирутоший конец запорнот кулака выполи H в виде двух расположеннь по высоте ступеней, одна из которых образ вана профилированной поверхттостт.то, перех дяшей в скос направленного к передней кро ке плиты выступа, причем профилированн поверхность ограничена, например, по кра»

421559

12

foal

/7 — авиа 1 вогнутыми плоскостями, соединенными средней выпуклой плоскостью, а другая ступень ограничена фиксирующей поверхностью.

2. Разъемно-сцепной механизм по п. 1, отл и ч а ю шийся тем, что фиксирующая поверхность блокирующего конца запорного кулака и рабочая поверхность первого плеча захвата выполнены наклонными к продольной оси кулака.

3. Разъемно-сцепной механизм по п. 1, о тл и ч а ю щийс я тем, что фиксирующая поверхность блокирующего конца запорного кулака и рабочая поверхность первого плеча захвата выполнены параллельными продольной оси кулака.

4. Разъемно-сцепной механизм»о пп. 1 — 3, отличающийся тем, что, с целью облегчения расцепки, средняя часть рычага, установленная в поперечном пазу запорного кулака, выполнена с выступом, обращенным в сторо10 ну, противоположную блокирующему концу запорного кулака.